РОЛЬ ЗМЕЙ В ГЕРМАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ И МИФОЛОГИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РОЛЬ ЗМЕЙ В ГЕРМАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ И МИФОЛОГИИ

Кузнецов Е.А. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из важных элементов культуры древних германцев были змеи. В древнем английском слово «wyrm» могло означать «дракон», «ящерица», «змея» и так далее. В древние времена, люди рассматривали «змей» и «червей» как целый класс существ. Не просто как «биологический вид», а как морфологическое и философское объединение, включающее в себя множество типов и форм. От земляных червей до змей, от личинок насекомых до угрей и многоножек. Змеи, черви и драконы – все функционально занимали один класс. В более широком смысле в эту категорию можно также включить всех жалящих и ядовитых существ, таких как скорпионы и пауки.

Мысль о том, что какая-либо болезнь была вызвана «червями» была распространённой чертой античной и средневековой медицины [4, с. 221]. Например, грибковая инфекция, известная как «ringworm» (стригущий лишай) или убеждение о том, что черви в зубах вызывают зубную боль. Подобные суждения сохранялись очень долго. Например, в XVII-XVIII веках подагра на Гебридских островах в Шотландии (чья культура испытала значительное влияние германской культуры) приписывалась червю под названием «Fillan»[1, с. 184], без сомнения, из-за червеобразного скопления крови и лимфатических сосудов, которые окружают пораженный сустав большого пальца ноги.

Идея гниения или разложения была важным аспектом этой мысли: эмпирическое наблюдение, что гниющее мясо якобы порождает личинок и червей, а также болезни, такие как разные инфекции и рак, по-видимому, являются одной из форм телесного гниения, тесно связаны между собой. Болезненные аспекты заболевания рассматривались как яды, а «черви» или «змеи» были ключевым естественным классом, который, как считалось, приносил такие яды в организм человека.

Черви прогрызали тоннели в почве и делали то же самое в гниющей плоти. Еще одно эмпирическое наблюдение об извивающихся змеиных существах заключалось в том, что они также «появлялись» в стоячей воде (личинки комаров и водных насекомых) и колонизировали вонючие гнилостные грязевые участки устьев и берегов рек. Также они появлялись в трупах людей и животных. Змеи, как казалось, предпочитали отдыхать в земляных норах и полагаться на солнечный жар, который якобы приводил в движение их тела. Плодородная почва всегда была богата дождевыми червями. По этой причине «черви» или «змеи» стали ассоциироваться с классическим «элементом» Земли и регенеративными способностями гниения. «Черви», такие, как гусеницы и личинки, также выражали магическую и таинственную силу метаморфозы, связи, также представленной «перерождением» змей, которые сбрасывают свои шкуры.

Существует ряд значительных «драконов» или «змей», которые фигурируют в средневековых скандинавских Эддах:

Первый — это Нидхёгг (Níðhǫggr), который обвивается вокруг одного из корней Иггдрасиля (Yggdrasil) у колодца Хвергельмир (Hvergelmir) и олицетворяет собой силу гниения у корней мирового дерева. Хвергельмир описывается как колодец, который получает «росу», падающую с Иггдрасиля, или по-другому, от прорастающих рогов оленя с самых верхних ветвей дерева в Вальгалле. В Видении Гюльви (Gylfaginning) (Младшая Эдда) говорится о корнях Иггдрасиля: «Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем — поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг» [2]. Это засвидетельствовано также в Речах Гримнира (Старшая Эдда) (Grimnirsmal), где комментируется ущерб, понесенный Иггдрасилем:

«Не ведают люди,

какие невзгоды

у ясеня Иггдрасиль:

корни ест Нидхёгг,

макушку — олень,

ствол гибнет от гнили» [3].

Существует чёткая связь между земным/водным гниением и змеями в мифологии Эдды. Более того, оно явно питает великое мировое дерево. Хвергельмир также описывается как источник всех великих рек мира (Старшая Эдда), поэтому он схож с древней концепцией Океана (Okeanos) – мировой реки, которая является местом назначения всех потоков. Это означает, что великий змей Йоргмунгандр (Jörmungandr), «Мидгардский змей», который окружает водные просторы мира людей, кусая самого себя за хвост, связан с Нидхёггом, который обвился вокруг корней мирового дерева.

Йоргмунгандр (являющийся одним из чудовищных отпрысков Локи) сталкивается с Тором во время его рыбалки с Химиром в самой дальней части океана и играет важную роль в таинственном апокалипсисе богов – Рагнарёке. Описание «Иггдрасиля» в «Эддах» представляет собой статичное конструктивное изображение «вне времени», тогда как повествовательные рассказы о Торе, богах и Рагнароке занимают «временную» последовательность. Вот почему Йоргмунгандр и Нидхёгг могут быть одним и тем же: они представляют собой первичный воспроизводящийся хаос, более могучий, чем даже мощь судьбы и богов.

Другим важным «змеем» скандинавской мифологии является дракон в знаменитой истории Сигурда (Sigurðr) или Зигфрида. Любопытно, что драконы тесно связаны с гномами: в Старшей Эдде в рассказе о сотворении мира, приведенном в Прорицании вёльвы (Völuspá), описывается раса подземных гномов/дварфов (dvergr), созданных после богов и до людей. Снорри Стурлусон в своём «Видении Гюльви» говорит, что дварфы сформировались из тела первобытного гиганта Имира (Ymir) и поселились в его плоти, как личинки:

«Затем сели боги на своих престолах и держали совет и вспомнили о карликах, что завелись в почве и глубоко в земле, подобно червям в мертвом теле. Карлики зародились сначала в теле Имира, были они и вправду червями. Но по воле богов они обрели человеческий разум и приняли облик людей. Живут они, однако ж, в земле и в камнях» [2].

Эта связь между гномами и личинками / червями / змеями / змеями становится явной чертой рассказа о Сигурде Убийце Драконов и его змеином противнике Фафнире (Fafnir), которого в различных источниках легенд Сигурда, встречающихся в древнескандинавской литературе, описывали и как гнома, и как дракона: в частности, в Саге о Вёльсунгах (Völsungasaga) из исландских рукописей XIII века, а также в Речах Сигрдривы (Sigrdrífumál) и Речах Фафнира (Fáfnismál) из Старшей Эдды.

В Саге о Вёльсунгах Фафнир – гном, чья неумеренная алчность превращает его в дракона. Он – модель, которую Толкин использовал для своего знаменитого изображения Смауга в «Хоббите», и, следовательно, архетип всех драконов в современном западном сознании.

Связь между “первоначальными» существами и жадностью, похоже, была основана на наблюдении, что молодых животных (и людей) не интересовало ничего, кроме потребления пищи.

Древнее скандинавское слово для гиганта Pursar/Thurs (Турсы), также может означать «Жажда». В «Саге о Вольсунгах» Регин, брат Фафнира, отправляет Сигурда к Фафниру вернуть своё золото. История вращается вокруг золота, данного гномам Одином и Локи в качестве компенсации за убийство их брата Этра/Оттера (Ótr), гнома, который принял форму жадного до рыб змеевидного водного существа. Это золото проклято и приводит к развращению и смерти всех, кто владеет им. Фафнир стал драконом и был убит Сигурдом, подосланным Регином. Затем Сигурд убил Регин и увёз богатство на коне, подаренном ему Одином. История приняла новый поворот, когда он встретил свой «образ из потустороннего мира» – женщину-воина Бринхильд. Он возлежал с ней в мистическом союзе, после чего встретил свою смерть от руки жены, движимой завистью [7].

Также стоит вспомнить англосаксонскую поэму «Беовульф» (Beoƿulf). В ней одноимённый главный герой, конунг, сражается с драконом. Дракон оказывается убит, но и Беовульф получает смертельную рану, однако автор не рассматривает это как трагедию, скорее, как достойный конец героической жизни. Считается, что «Беовульф» был написан христианским автором, но который использовал повествовательные источники, предшествовавшие проникновению христианства в англосаксонскую Англию. Эпизод битвы с драконом возник как выражение основного противоречия, присущего языческой культуре, выражения, которое было сформировано посредством мифического повествования [6].

В германской культуре змеи – это символ зла, противопоставляемый добру, герою, который это зло победит. Однако к змеям также относятся с неким трепетом, изображая их в искусстве и мифологии. Змей – это возможность для героя продемонстрировать свою отвагу [5], сразиться с ним, победить его и, в случае с Сигурдом, даже поглотить его сердце и получить драконью силу. Своим видом и поведением змеи и рептилии оказывали влияние на людей. Кто-то их боялся, другие восхищались. Они являлись важнейшей частью мифологии древних германцев.

Литература

1) Macculloch J.A Description of the Western Islands of Scotland, Vol.2. (1819)

2) Младшая Эдда. Пер. Смирницкая О. А. (1970)

http://norse.ulver.com/src/snorra/2ru.html

3) Старшая Эдда. Пер. Корсун А. (1975)

http://www.ae-lib.org.ua/texts-c/_edda_saemundar__ru.htm

4) Early Germanic Literature and Culture. Edited by Brian Murdoch. Malcolm Read, 2004.

5) Dragon Slayers in Germanic Cultures. Survive the Jive. (2014) https://www.youtube.com/watch?v=O0c1xFDMHdA

6) Warner K. Warriors, Wyrms, and Wyrd: The Paradoxical Fate of the Germanic Hero/King in Beowulf. (2009)

http://www.medievalists.net/2009/12/warriors-wyrms-and-wyrd-the-paradoxical-fate-of-the-germanic-heroking-in-beowulf/

7) The role of serpents and dragons in Norse mythology. The Atlantic Religion (2014) https://atlanticreligion.com/2014/04/23/the-role-of-serpents-and-dragons-in-norse-mythology/

Просмотров работы: 138