ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ.

Ильина О.С. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях сельской местности слабо развит, а зачастую и вовсе отсутствует культурнодосуговый сектор. Данный фактор приводит к развитию у детей и подростков девиантных форм поведения:

Агрессивное поведение

Аутоагрессивное поведение

Злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности.

Нарушения пищевого поведения

Сексуальные девиации и перверсии

Сверхновые психологические увлечения

Сверхновые психопатологические увлечения

Характерологические и патохарактерологические реакции и расстройства личности 

Коммуникативные девиации

Безнравственное и аморальное поведение 

Неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения.

Одним из важных этапов становления личности, нравственно - этического воспитания и профилактики девиантного поведения детей является период школьной жизни. Именно в это время закладываются основы нравственности, формируются и закрепляются практически все свойства характера, отношение к обществу и самому себе. На решение этих задач нацелены все виды деятельности. Однако, несмотря на огромные ее возможности, процесс обучения и воспитания в основном сконцентрирован на освоении учащимися определенных умений и навыков, а задача нравственного и духовного воспитания отодвинута на второй план. Современные социокультурные условия констатируют дефицит в сельской местности специальных учреждений, способных предоставить детям возможность выбирать, чем заполнить досуг (посещение спортивных секций, кружков по интересам, танцевальных занятий и т. д.). Всё это не располагает к полноценному культурному становлению личности, дополнительно ставя под угрозу нормативность поведения сельских детей.

 В лучшем случае, в деревнях функционирует сельский дом культуры, где трудоустроены далеко не высококвалифицированные специалисты в области культуры и искусства. Отличие города от села состоит в том, что его статус предусматривает наличие определенного социокультурного минимума. А криминализация сельской молодежной среды лишает общество перспектив установления в этом социуме равновесия и благополучия. Специфика села состоит еще и в том, что большинство современных сельских жителей основное время проводят на работе, считая приоритетной задачей финансовое обеспечение семьи, что занимает у них огромную часть времени, и его просто не хватает на воспитание детей. Очень часто бывает такое, что сельские мужчины уезжают на заработки. Все это приводит к тому, что дети, начиная с дошкольников и заканчивая старшими школьниками, представлены сами себе. Вследствие чего возникает проблема неблагополучных семей. Также сельское население по сравнению с городским гораздо в меньшей степени социально защищено, поэтому требует повышенного внимания и поддержки со стороны общества и государства. Этот факт делает профилактическую работу с подростками на селе особенно актуальной и значимой. Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, которая представлена новым образовательным симбиозом «Школа - детский сад», которые являются важнейшим жизнеобразующим центром на селе «Покуда жива школа - живо и село».

Профилактика девиантного поведения становится особо актуальной задачей современного общества. И для решения данной задачи необходимо изучить причины и источники, обусловливающие девиантное поведение, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение девиантного поведения среди сельской молодежи. Предупредить девиантное поведение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение. Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит прежде всего в педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания детей и подростков. Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.

Однако разработка и внедрение первичной профилактики девиации у детей, оказывается, чрезвычайно затруднена по причине следующих обстоятельств:

1. По-прежнему нерешенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов – педагогов, врачей, психологов – следует вести профилактическую работу с подрастающим поколением. Мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетентности, сформировавшими господствующую сегодня модель профилактики, основа которой – запугивание и дезинформация.

2. Практически отсутствуют научные обоснования программ первичной профилактики отклоняющегося поведения среди дошкольников.

3. Существующие методические рекомендации сводятся к профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) подростками, тогда как дошкольники часто лишены внимания со стороны взрослых. А именно дошкольный возраст сенситивен к восприятию профилактических мероприятий разнонаправленного характера. Стремление внедрить в российских условиях зарубежный опыт малоэффективно и часто сопряжено с пустой тратой денежных средств. Без учета культурологического аспекта эффективная адаптация зарубежных программ не целесообразна и в принципе, нереальна.

 4. Отсутствие системного подхода в понимании сущности различных девиаций как явления (узкопрофессиональное видение приводит к формированию ошибочного и неполного восприятия той или иной девиации).

5. Недостаточность организации педагогической работы в аспекте профилактики девиантного поведения школьников. В настоящее время данные исследования практически отсутствуют. Существуют лишь слабые в методологическом и методическом плане попытки осмысления практического опыта.

 Эффективным превентивным мерам необходимо включать в себя комплекс разнонаправленных программ, которые, сочетаясь в социально-педагогическом процессе, позволят решать разнообразные проблемы в условиях уже дошкольных образовательных учреждений. Важным условием реализации этих программ является точная дифференциация детей в группы для организации профилактической работы. Группы могут быть ориентированы на следующие направления – формирование здорового образа жизни, развитие личности, профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний, коррекция детской агрессивности и др.  Желаемым результатом реализации мероприятий по профилактике девиантного поведения среди дошкольников в сельской местности следует считать повышение ответственности за собственное поведение, развитие максимально возможного для своего возраста самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков.

Список литературы:

 1. Галич Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина, Н.Л. Морозова, Н.В. Тупарева // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2010. – №20.

2. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. / Сост. В.В. Кумарин. – Москва: Педагогика, 1972. – 144с.  

3. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. ­­­­­­­­­­– Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 445с.

4. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – Москва: Издательство института Психотерапии, 2001. – 68 с.

5. Психология девиантного поведения: учебно-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.

Просмотров работы: 102