В настоящее время наиболее востребованными являются инновационные методические разработки преподавания экономических дисциплин. Это связано, прежде всего, с достаточно обширным предложением экономических специальностей учебных учреждений. От педагогов — преподавателей экономических дисциплин требуется целенаправленное использование инновационных методик обучения. Методика преподавания экономических дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим дисциплинам. Отличие данной методики в том, что обучение тесно связано с экономической жизнью общества. Правильно отобранная методика преподавания позволяет наращивать знания, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы в экономике.
В экономических дисциплинах разный уровень сложности материала, что позволяет использовать различные способы учебной познавательной деятельности.Традиционно выделяют пять методов обучения: устное изложение материала, обсуждение материала, показ или же демонстрация, упражнения на закрепление и самостоятельная работа. В условиях глобализации экономики и развития интернет-технологий указанные выше методы приобретают новые специфические особенности и инновационные формы.
Устное изложение учебного материала подразделяется на рассказ, объяснение, инструктирование, лекции. Лекция предполагает тесное взаимодействие педагога с обучающимися. Изложение фактов дополняется диалогом с аудиторией. Основная задача преподавателя при устном изложении материала это, безусловно, заинтересовать слушателя, перевести его из непроизвольного внимания в преднамеренное и сосредоточенное. Достигается такой переход, в том числе, и с помощью невербальных способов общения, и с помощью применения интерактивных средств: использование презентаций, показа обучающих фильмов, роликов.
Обсуждение изучаемого материала предполагает активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга. Обсуждение изучаемого материала включает в себя проблемную постановку вопросов. Обсуждение проблемного вопроса может проходить в форме беседы, классно-групповом виде или в виде семинара. К инновационным методам обсуждения относят метод «Case-study», когда дискуссия строится на конкретных случаях или проблемах.Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.
Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.
Следующий метод обучения - демонстрация, то есть показ чего-то с помощью специально подготовленных материалов: кинофильмов, телепередач, воспроизведение звукозаписей, специальных обучающих программ.
Сущность метода состоит в том, чтобы с помощью различных действий и средств создать у обучаемых наглядный образ изучаемого предмета или явления, сформировать конкретные представления о его сути и содержании. Возможность использования прикладных компьютерных программ позволяет наиболее наглядно представлять различные явления. Так, при подаче экономического материала студентам старших курсов, использование программ структуризаторов, позволяющих разработать и оперативно корректировать электронную бизнес-модель предприятия, позволило бы им более точно понять механизмы функционирования российских предприятий. Необходимо отметить, что 2004 году на базе Дальневосточного центра экономического образования успешно реализовывалась Программа фонда Хайнца Никсдорфа, включающая проведение открытых чемпионатов по компьютерной деловой игре «ДЕЛЬТА» (игра предполагала оперативное управление промышленным предприятием в условиях рынка), в которой принимали участие, в том числе и студенты Волгоградских вузов. К сожалению, на текущий момент данный опыт нс был внедрен в программы обучения экономистов российскими ВУЗами, хотя существует ряд отечественных разработок аналогичных данному проекту. На текущий момент в ВУЗах традиционно проводятся занятия в компьютерных классах с применением таких программных продуктов как: 1С-предприятие, Гранд-смета, Mathcad и, по мнению самих студентов, количество таких занятий нс достаточно для освоения указных программ.
Эффективность данного метода очень высока, так как представленный учебный материал демонстрируется во времени, в динамике и пространстве, что способствует всестороннему рассмотрению, выявлению разнообразия свойств, совокупности связей и взаимодействия отдельных элементов рассматриваемого объекта, его максимальному осмыслению учениками. Атмосфера чувственной эмпирической основы познания расширяет кругозор учащегося, вовлекая его в мыслительный процесс, психологически облегчая процесс усвоения материала.
Следующим методом обучения является метод упражнения. который предполагает многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений. К инновационным методам упражнений относят всевозможные игры: деловые, ролевые, организационно - деятельностные.
Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в навыки и умения. Наиболее действенным, на наш взгляд, является выполнение упражнений в форме деловых игр применительно к студентам экономических специальностей по предметам «менеджмент», «маркетинг», «управление персоналом», «управление проектами». В рамках игры каждому из группы присваивается определенная роль и обеспечивается возможность высказать свое мнение по существу проблемы, выполнение упражнений в такой форме позволяет студентам чувствовать себя более раскрепощено при изложении своей позиции.
Ещё одним методом обучения является самостоятельная работа студента. В настоящее время данному методу уделяется большое внимание. Суть метода заключается в индивидуальной активности самих обучаемых при закреплении полученных знаний, умений, навыков. До недавнего времени традиционными источниками знаний при самостоятельной работе выступали печатные издания: книги, периодическая литература, на текущий момент на первом месте стоят средства Internet, в том числе дистанционное обучение на основе облачных технологий.
Важное значение в связи с этим приобретает умение ориентироваться в потоке информации, которое складывается из знания источников информации, их сильных и слабых сторон, умения находить нужную информацию, быстро и правильно се оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической деятельности. Отвечая на вопрос «Какими источниками информации вы пользуетесь при самостоятельной подготовке к занятиям?» 75% студентов или 128 человек дали ответ – средства Internet.