Самостоятельная работа представляет особый вид любой учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя. Самостоятельная работа на уроках занимает в среднем 5 минут. Ее характер является репродуктивным, т.е. учащиеся занимаются самостоятельным изучением материала, используя определенный образец.
Критериями самостоятельной работы учащихся:
1) Наличие руководства учителя, необходимой помощи и осуществление контроля за результатами работы;
2) Отсутствие точного, сковывающего инициативу ученика инструктирования;
3) Внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;
4) Собственное побуждение к выполнению работы и осознание ее цели и смысла (в качестве мотивации могут играть роль: относительная свобода действий при выполнении работы, желание проверить себя, свои способности и возможности, осознание ответственности и др.);
5) Готовность к самостоятельности, преодолению трудностей;
6) Соединение собственной мысли с действием;
7) Проявление инициатива, творчества.
Самостоятельная работа учащихся может являться формой организации обучения, это может быть самостоятельный поиск учеником способа достижения поставленной цели; его движение от незнания к знанию, формированию необходимого объема и уровня знаний, умений и навыков; выработка установки на самостоятельное получение знаний, умений и навыков; выработка установки на самостоятельное получение знаний, формирования умения и ориентации информации; приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины обучающихся.
Для развития самостоятельности учащихся основное значение имеет не организационная сторона, а познавательная: самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний.
Структура самостоятельной работы учащихся при изучении экономики включает в себя три этапа: подготовительный, исполнительный, проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, планирование, выполнение, проверка и оценка результатов. Эту структуру учащиеся не только должны знать, но и уметь применять на практике.
На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определенного действия:
· Выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;
· Выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение структуры экономических знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные дедуктивные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);
· Выполнение эвристических, самостоятельных работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);
· Выполнение исследовательских самостоятельных работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.
На втором этапе возможна полная самостоятельность - видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия.
Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приводит к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания.
Самостоятельная работа на уроках экономики может успешно применяться на его различных этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний, формировании умений и навыков; при применении знаний на различных уровнях (репродуктивном и продуктивном); при обобщении и систематизации знаний.
Организация самостоятельной работы учащихся на различных этапах урока по экономике
Этапы урока |
Виды самостоятельной работы |
Подготовка к восприятию нового материала |
Предварительное чтение литературы по новой теме учащимися; подготовка ответов на заданные учителем вопросы и т.д. |
Изучение новых знаний |
При объяснении учителем материала: дать задание ученикам составить план темы (простой, развернутый); сделать конспект; изобразить графически (в виде схем, таблиц). Самостоятельно: работа с учебником (выделение главного, анализ понятий и терминов, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя и т.д.); работа с использованием дополнительных источников: статей, схем, таблиц и др.; изучение всей темы по учебнику самостоятельно и т.д. |
Применение знаний |
Упражнения (от выполнения по образцу к более высокому уровню решения и составления задач), подготовка докладов и рефератов. |
Обобщение и систематизация знаний |
Составление сводных тематических таблиц, схем и диаграмм; определение выводов. |
Проверка знаний, умений и навыков |
Работы (письменные, графические, практические), тесты, ответы на вопросы учителя, вопросы учащихся учителю и друг другу. |
В практической деятельности самостоятельная работа обычно представляет такую организацию обучения, при которой учащиеся по заданию учителя, под его руководством самостоятельно выполняют какое-то задание в специально предоставленное для этого время.
Применительно к изучению экономики, можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно: обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий (например, применив кейс-метод); поделиться собственным мнением по какому-либо вопросу разбираемой темы в устной или письменной форме; сделать графические работы (построить графики, составить таблицы, нарисовать схему и др.); выполнить практические задания (подготовить сообщение по теме, решить задачи, провести эксперименты и т.д.).
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определенных условий, обеспечивающих ее успешность:
1. Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
2. Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы.
3. Посильность заданий, постепенное нарастание их самостоятельности, вариативность и разнообразие заданий.
4. Соотнесение объема и сложности работы с темпом его выполнения.
5. Осознание учеником цели и появление желания к ее достижению.
6. Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели (фронтальная работа, коллективная деятельность учащихся, групповая работа, индивидуальная работа).
7. Осознание учащимися результатов своих достижений.
Организация и руководство самостоятельной работой учащихся - одна из важнейших функций учителя. Самостоятельное изучение материала приводит к формированию различных навыков, полезных для учащегося, - организованности, собранности, повышению уровня внимания, прилежанию, развитию творческого мышления.
Для учителя самостоятельная работа учащихся является важнейшей частью учебного процесса, она дает возможность преподавателю лучше понять мотивацию учащихся к изучению предмета, оценить применение учениками различных подходов к выполнению заданий, выявить склонности учащихся к различным областям и дисциплинам экономики.