Ухудшение экологической обстановки происходит в значительной мере из-за интенсивного загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями. Экологические проблемы из года в год усугубляются и становятся все более трудно преодолимыми: несмотря на совершенствование систем очистки, концентрация диоксида азота в атмосфере ежегодно повышается на 0,25%; над всем Северным полушарием Земли наблюдается стабильная зона повышенной концентрации диоксида серы, которая на восточном побережье США, в Центральной и Восточной Европе постоянно превышает фоновую в 10-15 раз. Загрязнение атмосферы над многими крупными городами существенно превышает допустимый уровень и по другим ингредиентам (аммиаку, оксиду углерода, сероводороду, углеводородам, фенолу, формальдегиду).
Прогрессирующее снижение качества водных ресурсов и истощение их запасов приводят к существенной, а в некоторых случаях и необратимой деградации природных экосистем.
Загрязнение окружающей среды негативно влияет на состоянии здоровья населения и приводит к росту заболеваемости и смертности. По оценкам некоторых специалистов, увеличение загрязнения атмосферы в 10 раз увеличивает уровень общей заболеваемости в 2,5 раза и "тяжесть" протекания заболеваний в 1,5 раза. В соответствии с проведенными выборочными обследованиями 33 городов (база данных информационной системы АГИС Здоровье"), в городах с более высоким загрязнением атмосферы средние уровни заболеваемости выше на 41% - для болезней органов дыхания, на 132% - для болезней сердечно-сосудистой системы, на 176% - для болезней кожи и на 35% - для злокачественных новообразований. В соответствии с данными, опубликованными шведским международным агентством развития и сотрудничества (SIDA), три миллиона людей на нашей планете ежегодно умирают от различных заболеваний, передающихся через воду.
Неблагоприятная экологическая обстановка в значительной степени определяется высоким уровнем загрязнения окружающей среды, возникающей в результате техногенных аварий и катастроф. По оценкам экспертов доля загрязнения, превышающего норму, в общем объеме экологических нарушений составляет более 25-30%. Наиболее крупные техногенные аварии и катастрофы, приведшие к кризисной экологической ситуации, произошли в Бхопале (Индия), Севезо (Италия), Фликсборо (Англия), Винке (Нидерланды), Вельберте (ФРГ), Базеле (Швейцария). Так в результате только одной катастрофы в Бхопале в 1984 г. погибло (по приводимым официальным данным) более 3 тыс. человек; 20 тыс. стали полными инвалидами, а от последствий отравления высокотоксичным газом страдают более 200 тыс. человек. По данным неофициальных источников число погибших составляет более 10 тыс. человек.
Данная проблема актуальна и в нашей стране. Достаточно вспомнить техногенную катастрофу с тяжелыми экологическими последствиями, происшедшую на Чернобыльской АЭС, взрывы на железной дороге в Арзамасе и Свердловске, а также взрыв продуктопровода под Уфой.
Необходимо отметить, что экономический ущерб населению и окружающей среде, причиненный в результате аварий на промышленных предприятиях, довольно высок. Учитывая возрастающую с каждым годом изношенность основных фондов (в том числе природоохранного назначения), несмотря на продолжающееся снижение объемов производства на предприятиях, в перспективе можно прогнозировать дальнейшее увеличение интенсивности загрязнения окружающей среды.
В современном мире уровень нагрузки техносферы не редко превышает уровень способности окружающей среды к самовосстановлению и саморегулированию, что приводит к нарушению экологического равновесия и снижению устойчивости природных экосистем.
Осмысление необходимости разработки стратегии устойчивого и экологически приемлемого экономического развития нашло отражение в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь1992г.). В принятых документах отмечена необходимость превращения любого вида хозяйственной деятельности в экологически безопасную, т.е. совместимую с требованиями гармоничного развития общества и природы.
Решения Конференции в Рио-де-Жанейро получили одобрение и в России. Об этом свидетельствуют два специальных указа Президента РФ – от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В этих документах отражается необходимость разработки и реализации концепции перехода РФ на модель устойчивого развития, обеспечивающей комплексное решение проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. То есть, речь идет о наиболее эффективном применение экономических методов регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
Общепризнанным международным принципом экологической безопасности является обязанность компенсации нанесенного населению и окружающей среде ущерба причинителем. В настоящее время проводится большая работа в законодательной сфере, направленная на усиление экономико-правовой ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды. В Законе РФ "Об охране окружающей среды" и Гражданском кодексе Российской Федерации отмечено, что "предприятия, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан загрязнением окружающей природной среды, обязаны возместить его в полном объеме". При этом компенсация убытков от загрязнения должна проводиться за счет собственных средств предприятий, а в исключительных случаях - за счет госбюджета. В соответствии с законодательством промышленные предприятия обязаны не только компенсировать убытки, но и предотвратить возникновение новых. Предотвращение убытков означает проведение превентивных мероприятий, направленных на исключение или уменьшения риска возникновения техногенных аварий. Однако очевидно, что в современных условиях при отсутствии необходимых средств у предприятий - загрязнителей и дефиците бюджетных ресурсов у субъектов федерации всех уровней, проблема предотвращения и компенсации убытков от загрязнения окружающей среды не решается. Более 80% убытков, полученных в результате происшедших техногенных аварий, вообще не компенсируется, а также не хватает средств для финансирования превентивных природоохранных мероприятий. Для решения рассмотренных проблем целесообразно использовать такие инструменты, как экологическое страхование, которое позволяет компенсировать убытки от аварийного загрязнения окружающей среды и привлекать дополнительные средства для финансирования экологических программ.
Литература
Моткин Г. А. Политико-экономические барьеры в развитии экологического страхования//Экологическое право. — М., 2006. — N 3. — с . 24-30.
Ширманова Т.А. Экологическую страховку могут сделать обязательной// «Известия» – М., 2013.
Страховщики выступают за создание целостной системы страхования экологических рисков в РФ// «Финмаркет» М., 2014.
Ахатов А. Г. Обязательное государственное страхование экологических рисков в нефтегазовом секторе экономики России как основной финансово-экономический механизм обеспечения государственной экологической безопасности//ЭПР: Ж. Минпромэнерго России.- М., 2005, спецвыпуск № 6, с.16-19.
Skachkov Yu.V., Kolosovskij V.V., Belousov O.A. WAYS OF FUEL CELLS VOLTAGE IMPROVEMENT//Электротехника. –2003. –№ 8. –С. 46-50.