ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Топорина Е.Г. 1, Горбунова О.И. 1, Шадрина Н.М. 1
1ОГБПОУ Ивановский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из значимых событий в жизни каждого студента является экзаменационная сессия. Сдача экзаменов – это всегда стрессовая ситуация, вызывающая волнение и тревогу. Однако, разные студенты справляются с этой ситуацией по-разному, одни проходят испытание достаточно успешно, других – экзамен выбивает из колеи, они теряют контроль над своим состоянием, не могут преодолеть свою тревожность и выдать хороший результат, причем, часто даже при хорошей подготовке.

Понятие стресса было введено в науку канадским исследователем Г. Селье. Под стрессом Г. Селье понимал неспецифические реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Он же впервые описал и три стадии стресса: стадия шока и противошока (на ней происходит мобилизация адатапционных ресурсов организма, чтобы справиться со стрессом), стадия резистенции (на ней происходит активное сопротивление стрессу) и стадия истощения (если ресурсы для сопротивления заканчиваются, организм истощается).

Возникает вопрос: «Почему одни люди могут справиться со стрессом уже на первой стадии, а другие доводят себя до нервного истощения? ». Исследования Р. Лазаруса показали, что способность справляться со стрессом зависит не только от силы стрессора, но и от психологических особенностей субъекта. Вредность стимула воспринимается символически и формируется в психологический образ будущего события с неблагоприятным исходом. Реакция на стресс зависит от когнитивной оценки.

Уровень стресса, который студент будет испытывать на экзамене, зависит от того, как он оценивает экзаменационную ситуацию. В зависимости от того воспринимает ли учащийся экзамен как ситуацию опасную, с которой он может не справиться, в которой пострадает его самооценка, или как ситуацию, для разрешения которой у него есть ресурсы, стресс будет выступать для него мобилизующим или дезорганизующим событием.

  Во время экзамена студент испытывает, прежде всего, психологический стресс: информационный и эмоциональный. Информационный стресс связан с недостатком или переизбытком информации. В основе его лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. В него часто попадают учащиеся, которые обучались в течение учебного семестра не систематически, пропускали занятия, не сдавали вовремя отчетность. Накануне экзамена они обнаруживают серьезный дефицит учебной информации, который пытаются в короткие сроки восполнить. Недостаток времени на освоение материала, заставляет когнитивные процессы работать в экстремальном режиме. Таким учащимся не хватает времени, чтобы проанализировать, систематизировать и запомнить информацию, поэтому на экзамен они приходят с хаосом в голове и не могут выдать нужный ответ. Их действия отличаются хаотичностью, они находятся в состоянии повышенной тревожностью, могут испытывать физиологический стресс из-за недосыпания, дефицита физической активности, нарушения режима жизни. Для них сессия часто затягивается из-за необходимости пересдавать экзамены, они не могут выработать продуктивные копинг-стратегии, и поэтому могут дойти до стадии истощения, с последующей невротизацией и возникновением соматических расстройств.

Однако информационный стресс могут испытывать и не только недисциплинированные и плохо успевающие студенты. Важна информированность не только по содержанию экзамена, но и по самой процедуре. Исследования Н.Г. Гароян, А. Б. Холмогорова, а также наши собственные показывают, что больше всего подвержены экзаменационному стрессу учащиеся первых курсов. Изменение модели жизни, включение в новую социальную ситуацию развития и модель обучения является для многих юношей и девушек серьезным жизненным стрессом, с которым не все из них успешно справляются. Экзамен становится своеобразной проверкой не только их компетентности, но и личностной зрелости.

Перед началом экзаменационной сессии, мы провели исследования в группах первого и третьего курса студентов педагогического колледжа с использованием проективной методики М. Люшера (модификация Л.А. Ясюковой). Целью нашего исследования было оценка психофизиологического состояния студентов, их стрессоустойчивости и работоспособности. В исследовании приняло участие 40 человек (23 студента первого курса и 17 студентов третьего курса). Это студентки школьного отделения в возрасте от 17 до 22 лет.

Результаты исследования показали, что есть статистически значимые различия по параметру «Эмоциональное состояние». У 70% студенток третьего курса эмоциональное состояние в норме. Их эмоциональные реакции адекватны ситуации, они умеренной интенсивности, учащиеся могут их контролировать. У 28, 5% преобладают положительный эмоциональный настрой, они оптимистичны, верят в возможность преодоления проблем, веселы и жизнерадостны. И только у 1,5% учащихся третьего курса преобладают отрицательные эмоции. У них доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Это может свидетельствовать о нарушении адатапционных процессов, о наличии проблем, с которыми студенты не могут справиться.

Что же касается студенток первого курса, то распределение результатов там принципиально иное. Эмоциональное состояние в норме у 33% учащихся, преобладают положительные эмоции – у 13%, а у 54 % - преобладают отрицательные эмоции.

Побеседовав со студентами, мы установили, что отрицательные эмоции у них связаны с наступающей сессией. Студенты первых курсов высказывали опасения, что им не удастся справиться с экзаменами, так как они не достаточно хорошо представляют саму процедуру сдачи экзамена в колледже, из-за того в основном сдавали экзамен в форме ЕГЭ. Некоторые студенты указывали на трудность изучаемых предметов, большой объем информации, которую нужно выучить, недостаточное понимание требований преподавателей. Некоторые также отмечали, что они бояться, что их отчислят, если они не сдадут экзамены в срок. То есть можно утверждать, что одним из травмирующих первокурсников факторов становятся новизна и неопределенность экзамена в колледже, Студенты третьего курса, уже неоднократно прошли эти процедуры, поэтому серьезных опасений по этому поводу не высказывали. Экзамен, у большинства из них, вызывал умеренную тревогу.

С помощью теста М. Люшера мы также оценили вегетативный коэффициент учащихся. Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии. Вегетативный коэффициент дает нам информацию о работоспособности человека, наличии у него ресурса для того, чтобы справиться со стрессом. В зону оптимальной работоспособности попало 60% учащихся первых курсов и 46% учащихся третьих курсов, в зону компенсируемого состояния - 24% студентов первого курса и 50% - третьего курса, в зону хронического переутомления и возбуждения 12% первокурсников и 4% - третьекурсников, 4% -первокурсников попали в зону перевозбуждения.

Несмотря на более высокую загруженность студентов старших курсов, большинство из них подошло к сессии в более работоспособном состоянии, у них есть энергетический ресурс, чтобы справиться с экзаменами. Это еще одна из причин, почему экзамены их меньше пугают. Почти 16% студентов первого курса не имеют энергетического ресурса для того, чтобы успешно справиться с экзаменационной нагрузкой. 12% из них находятся в ситуации переутомления, низкой работоспособности, предъявляемы им требования, кажутся студентам непосильными, У 4% - состояние перевозбуждения. Эти учащиеся вообще уже работают на пределе своих возможностей. На наш взгляд, это следствие неумения организовать свою работу в новых условиях, выработать нужный уровень психического реагирования на предъявляемые требования. Эти учащиеся находятся в зоне риска возникновения психических нарушений.

Несмотря на то, что все студенты находятся в равных условиях, реакция на экзаменационный стресс у них различна. Во многом, как мы уже отмечали выше, она зависит от личностных особенностей учащихся: личностной тревожности, самооценки, локализации контроля, уровня мотивации, индивидуально-типологических свойств. Именно они определяют, какую стратегию совладающего поведения выберет человек. Задача педагога сориентировать учащегося в новой процедуре сдачи экзаменов, помочь ему выбрать наиболее эффективную копинг-стратегию. В завершении нашей статьи мы хотели дать ряд рекомендаций, которые могут помочь студентам хорошо подготовиться к экзамену и избежать перегрузки

Как подготовиться к экзамену?

Совет 1: Настраивайся на победу! Настраивай себя на победу и никогда не думай о поражении. У тебя все получиться!!!!!

Совет 2: Готовься к экзаменам заранее. Начинай подготовку к экзаменам заранее. Чем раньше ты начнешь, тем увереннее будешь себя чувствовать.

Совет 3: Пиши шпаргалки. Пользоваться ими не надо. Однако при написании шпаргалок, ты запомнишь все гораздо лучше, нежели при обычном прочтении.

Совет 4: Не зубри! Старайся не зубрить, а разбирать экзаменационный материал. Если ты просто заучишь верный ответ, то тебя будет очень легко сбить с толку дополнительным вопросом.

Совет 5: Не отвлекайся. Не включай при подготовке к экзаменам телевизор или музыку, они будут отвлекать тебя от подготовки.

Совет 6: Проговаривай вслух ответы. Проговаривай вслух ответы на экзаменационные вопросы, тогда будет работать не только зрительная, но и слуховая память.

Совет 7: Делай перерывы. Делай перерывы в подготовке к экзаменам через каждые 45 минут. Перерывы потрать на еду или прогулки. Активный отдых позволяет снять стресс.

Совет 8: Отдохни перед экзаменом. Накануне экзамена подготовку лучше всего закончить в первой половине дня. А ночью нужно хорошо выспаться!!!!!

И помни, что легкое волнение в день экзамена – это нормально, оно настраивает на победу, позволяет взбодриться. Главное – не накручивай себя! Ты сдал в своей жизни уже много экзаменов, и с этим экзаменом ты тоже справишься. Ну, а если нет, это не вопрос жизни и смерти. Экзамен всегда можно пересдать!!!

Успеха тебе!! И ни пуха, ни пера!!!!

Просмотров работы: 455