ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Топорина Е.Г. 1, Патокина М.А. 1
1ОГБПОУ Ивановский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одна из актуальных проблем современной школы – воспитание подрастающего поколения. Многое разрушено, забыто, а учителю хочется не только научить своих учащихся читать, писать и считать, но и воспитать их настоящими людьми. Без семьи это сделать трудно, а иногда и невозможно.

Семья – малый мир, который наши предки величали малой Церковью. Только в полноценной семье человек может быть счастлив, обрести мир души, равновесие.

Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания.

Школа и семья – основа жизни младшего школьника, от их качественного и грамотного взаимодействия зависит будущее воспитания подрастающего поколения. Необходимо добиться единства взглядов на воспитание детей, единства их формирования. Во-первых, классный руководитель и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, классный руководитель и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся.

Главной целью в педагогическом общении с родителями является доверие. Классный руководитель может её достичь с помощью определенных педагогических приемов. Нужно учитывать, что аудитория, в данном случае, является взрослой, методы следует выбирать, направленные на повышение грамотности родителей в отношении воспитания ребенка, но учитывать, что каждый родитель обладает собственным, сформированным взглядом на этот процесс.

Возможно, педагог сможет «показать» родителям их ребенка с новой, неизвестной стороны, которая не открывалась в течение повседневной жизни. Информацию о школьной жизни ребенка следует предоставлять в позитивном свете. Собрания родителей не должны проходить в форме порицания «отстающих» учеников. По словам Сластениной Н.К., учитель должен наладить диалог с родителями, дабы получить максимальный отклик на свою работу.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Также большое значение в работе педагога с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Классный руководитель традиционно уделяет большое внимание учащимся, но в его задачу входит создание, как классного коллектива, так и коллектива родителей, способного помочь ему в дальнейшем.

К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей – предметников.

Одним из направлений в организации сотрудничества классного руководителя и семьи является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Для этого в некоторых школах разработана соответствующая стратегия. В неё, в частности, включено знакомство родителей с традициями школы, ее историей, успехами в обучении и воспитании учащихся, учителями и школьными достижениями.

Создание ситуации эффективного воздействия школы и семьи невозможно, если учитель не будет знакомить родителей с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам с первых дней пребывания в ней, с ее уставом, правилами поведения в классе, библиотеке, столовой и т.д. Также родители должны познакомиться с планом организации мероприятий в течение учебного года, где указаны общеклассные и классные родительские собрания, консультации, даты проведения дней открытых дверей. Это дает возможность педагогам и родителям ответственно подходить к организации процесса обучения и воспитания учащихся.

Одна из задач школы – создание условий для развития ребенка и отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и учеников, которая может быть организована в различных формах, в частности, в ходе проведения классного собрания, на котором ученики и родители обсуждают проблемы, отражающие их общие интересы. Для его активного и заинтересованного проведения полезно использовать работу в группах, диспуты, тренинги с участием школьного психолога, специалистов и учителей-предметников.

Основой союза классного руководителя и родителей является единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и задачи, пути достижения намеченных результатов. Школьники, родители и учитель – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы и проблемы, результат решения которых существенных образом зависит от характера их взаимодействия. Тесное сотрудничество родителей и классного руководителя расширяет зону формирования общей культуры, способствует становлению внутреннего мира учеников, формированию новых ценностных ориентаций, стимулирует социальное развитие учащихся.

Выделяют следующие формы взаимодействия классного руководителя и родителей младших школьников:

Коллективные: родительские собрания, лектории, конференции для обмена опытом, вечера проблем и решений, диспуты – размышления по вопросам воспитания, встречи родителей с администрацией школы и учителями, дни открытых дверей.

Групповые: взаимодействие с родительским комитетом, групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением профильных экспертов.

Индивидуальные: беседы, задушевные разговоры, консультации – размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка.

Современные технологии позволяют более тесно сотрудничать с родителями: электронная почта, социальные сети, мессенджеры, обычные сообщения – можно связаться с человеком в любое время, сообщить или получить ту или иную информацию, ответить на вопросы. Даже рекомендации по домашнему заданию удобнее и быстрее давать таким способом, создав беседу или группу в социальных сетях или в мессенджерах, по сравнению с тем, что приходилось набирать информацию на компьютере, распечатывать, разрезать, раздавать ученикам и надеяться, что листок не будет потерян.

Приведем пример взаимодействия классного руководителя на основе опыта Н.В. Терлецкой, учителя начальных классов, школа №27, г. Саранск: «Задолго до начала учебы в школе я начинаю налаживать контакт с семьей каждого будущего ученика. К первому сентября я уже могу сказать, как родители относятся к школе, к ребенку, могу предположить, будут ли они заинтересованы учебой своего сына или дочери, или им будет все равно, как он учится. Знакомство с родителями происходит во время индивидуальных встреч с ними и их детьми, при проведении родительских собраний (до начала учебного года).

На этом этапе важно добиться, чтобы родители увидели во мне человека, который вызывает у них уважение, которому они смогут доверить самое дорогое и ценное, что у них есть.

После начала учебы основной формой обучения педагога с семьей становится родительские собрания.

На собраниях я никогда не ругаю родителей, а говорю о том, в каком направлении нам, взрослым, надо работать, чтобы дети не повторяли своих ошибок. Рассказывая о своих учениках, я большей частью хвалю их, а родителей благодарю за помощь…

Часто на собраниях работает «родительская почта». Пока идет собрание, родители могут написать какие – то пожелания, высказать претензии, задать вопросы, причем подпись не является обязательным атрибутом такого письма.

Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в начальной форме являются праздники, совместная подготовка к которым сплачивает школьников, учит их общению, взаимопониманию, взаимопомощи. При проведении праздников родители – наши главные помощники, а иногда и участники.

Вот уже два выпуска подряд мы ставим с родителями импровизационные сказки. Дети очень любят, когда их родители принимают участие в таких мероприятиях…»

Таким образом, в начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить чему – то ребенка, а тем более раскрыть его личность, индивидуальность и самобытность. Поэтому классному руководителю необходимо объединить свои силы с родителями в воспитании младших школьников. Они будут рассматриваться как партнеры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно влечет за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи.

Содержание, формы и методы взаимодействия каждого классного руководителя с родителями младших школьников различны, но они должны привести к одним и тем же результатам – воспитать ответственного, добросовестного, вежливого и трудолюбивого ребенка.

Список литературы

Горецкий В.Г. Журнал Министерства образования РФ «Начальная школа» №8. М., 2008.

Горецкий В.Г. Журнал Министерства образования РФ «Начальная школа» №11. М., 2009.

Горецкий В.Г. Журнал Министерства образования РФ «Начальная школа» №8. М., 2012.

Горецкий В.Г. Журнал Министерства образования РФ «Начальная школа» №2. М., 2017.

Просмотров работы: 378