АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях актуальность экономических отношений, связанных с распределением, перераспределением и использованием государственных финансов федерального бюджета стремительно возрастает. Государственный бюджет представляет собой смету государственных доходов и расходов преимущественно за год, которая составляется с указанием непосредственных источников поступающих доходов и направлений расходования средств [1, с. 218].

Федеральный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации [2]. Посредством федерального бюджета осуществляется мобилизация денежных средств. После этого они используются на целевые потребности государства и общества в целом. Если были не дополучены какие-либо доходы государства или неэффективно расходовались полученные средства, то будет происходить негативное отражение на экономике страны в целом. Чтобы не допустить возникновение подобной ситуации, необходимо проводить мониторинг и тщательный анализ динамики структуры доходов и расходов бюджетов всех уровней.

На основании Федерального закона от 03.07.2018 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (см. табл. 1). [3]

Таблица 1. - Динамика доходов федерального бюджета в 2018–2020 годах

млрд. рублей[4]

Показатель

2017 год

(оценка)

2018 год

2019 год

2020 год

Прогноз

Отклоне–ние

Прогноз

Отклоне–ние

Прогноз

Отклоне–ние

1

2

3

4=3–2

5

6=5–3

7

8=7–5

Доходы, всего (млрд. рублей)

14 720,3

15 257,8

537,5

15 554,6

296,8

16 285,4

730,8

в %% к ВВП

16,0

15,7

0,3

15,1

0,6

14,8

0,3

Нефтегазовые доходы, млрд. рублей

5 795,2

5 479,6

315,6

5 247,5

232,1

5 440,4

192,9

в %% к ВВП

6,3

5,6

0,7

5,1

0,5

4,9

0,2

Ненефтегазовые доходы, млрд. рублей

8 925,1

9 778,2

857,1

10 307,1

528,9

10 845,0

537,9

в %% к ВВП

9,7

10,0

0,3

10,0

 

9,8

0,2

Связанные с внутренним производством

4 677,8

5 098,8

421,0

5 413,2

314,4

5 818,2

405,0

Связанные с импортом

2 671,3

2 959,6

287,1

3 071,1

112,7

3 143,4

72,3

Прочее

1 576,0

1 721,0

145,0

1 822,8

101,8

1 883,4

60,6

Анализируя данные по динамике доходов федерального бюджета на 2018-2020 годы, приведенные в таблице 1, следует отметить факт последовательного сокращения доли доходов в ВВП с 16,0% в 2017 году до 14,8% в 2020 году. При этом налоговые поступления бюджета как связанные с внутренним производством, так и связанные с импортом продукции и услуг в течение трехлетнего периода возрастают. Причиной сокращения общей доли доходов в структуре федерального бюджета является снижение объемов внешних поступлений от реализации продукции нефтегазового сектора экономики.

Прогнозируемая динамика доходов характеризуется опережающим ростом ненефтегазовых доходов по сравнению с нефтегазовыми доходами. В то же время прогнозируется сокращение поступления нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2018 г. и 2019 гг., а рост поступлений этой категории доходов в 2020 г. в размере 103,7% не возвращает их поступления на уровень 2017 г.

Так, прогнозируется относительное незначительное сокращение поступлений вывозных таможенных пошлин в 2019 и 2020 гг. В то же время прогнозируется рост поступлений НДПИ в 2018 г. на 22,5 млрд.руб., в 2019 г. на 33,7 млрд.руб. за счет увеличения фактической налоговой ставки (за счет некоторого повышение цены на нефть и изменения курсовых параметров). Таким образом, динамика поступлений НДПИ по нефти могут быть связаны либо с выраженными изменениями параметров добычи, либо с изменением структуры.

Отношение проекта бюджета к решению задачи экономического роста и повышению качества жизни населения в значительной мере определяется распределением бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджета (см. табл. 2).

Таблица 2. - Расходы федерального бюджета в 2018-2020 гг. по разделам классификации расходов бюджета[4]

Показатели

млрд руб.

в % к расходам

 

2017г.

2018г.

2019г.

2020г.

2018г.

2019г.

2020г.

Всего

16881,6

16519,2

16373,7

16726,4

100,0%

100,0%

100,0%

Общегосударственные вопросы

1290,0

1305,8

1243,5

1238,9

7,9%

7,6%

7,4%

Национальная оборона

2872,3

2771,8

2798,5

2808,0

16,8%

17,1%

16,8%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1977,2

2108,1

2131,0

2140,7

12,8%

13,0%

12,8%

Национальная экономика

2565,0

2404,1

2377,0

2438,7

14,6%

14,5%

14,6%

ЖКХ

132,9

125,8

98,5

91,0

0,8%

0,6%

0,5%

Охрана окружающей среды

96,3

88,8

92,8

98,2

0,5%

0,6%

0,6%

Образование

630,0

663,2

653,4

668,8

4,0%

4,0%

4,0%

Культура, кинематография

105,2

93,7

89,2

84,5

0,6%

0,5%

0,5%

Здравоохранение

452,5

460,3

428,5

499,4

2,8%

2,6%

3,0%

Социальная политика

5071,3

4706,1

4741,8

4873,3

28,5%

29,0%

29,1%

Физкультура и спорт

101,9

59,2

37,3

38,9

0,4%

0,2%

0,2%

СМИ

80,2

82,7

67,8

67,9

0,5%

0,4%

0,4%

Обслуживание государственного и муниципального долга

720,0

824,3

819,1

869,8

5,0%

5,0%

5,2%

Межбюджетные трансферты общего характера

786,7

835,3

795,4

808,2

5,1%

4,9%

4,8%

Как видно из таблицы 2, основными статьями расходов федерального бюджета остаются отчисления на социальную политику, национальную оборону, национальную экономику, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, общегосударственные вопросы. В совокупности на перечисленные виды расходов направляется порядка 80% бюджетных средств. При этом удельный вес каждой из перечисленных статей несколько снижается в 2020 году (в общей сложности на 0,5 процентных пункта к предыдущему – 2019 году).

Также равномерно снижается удельный вес расходов по статье «Межбюджетные трансферты общего характера». В условиях неоднозначных (для бюджетов субъектов РФ) изменений налогового законодательства данное решение непременно повлияет на усиление дифференциации регионов и повышение рисков наращивания субфедерального долга.

В номинальном выражении, как следует из таблицы 2, расходы бюджета в целом, а также по некоторым статьям, незначительно повышаются. Однако с учетом даже небольшой прогнозируемой инфляции (4,0% для всего трехлетнего планируемого периода) динамика подавляющего большинства статей расходов оказывается отрицательной.

Таким образом, для сохранения сбалансированности бюджета РФ и недопущения возникновения предкризисных ситуаций в экономике, необходимо постоянно проводить мониторинг динамики структуры доходной и расходной частей бюджета, чтобы заранее быть готовым к возникновению возможных рисков и вовремя предпринять необходимые меры по их устранению.

Список использованной Литературы

1. Минаев Р.М., Глотова И.И. Анализ структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ // Научные исследования современных ученых. – 2016. – № 15. – С. 218-221.

2. Бюджетный Кодекс РФ. Глава 3. Статья 16 [Электронный ресурс] – URL: www.consultant.ru

3. Федеральный закон от 03.07.2018 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"

4. Сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: www.minfin.ru

Просмотров работы: 304