В современных условиях актуальность экономических отношений, связанных с распределением, перераспределением и использованием государственных финансов федерального бюджета стремительно возрастает. Государственный бюджет представляет собой смету государственных доходов и расходов преимущественно за год, которая составляется с указанием непосредственных источников поступающих доходов и направлений расходования средств [1, с. 218].
Федеральный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации [2]. Посредством федерального бюджета осуществляется мобилизация денежных средств. После этого они используются на целевые потребности государства и общества в целом. Если были не дополучены какие-либо доходы государства или неэффективно расходовались полученные средства, то будет происходить негативное отражение на экономике страны в целом. Чтобы не допустить возникновение подобной ситуации, необходимо проводить мониторинг и тщательный анализ динамики структуры доходов и расходов бюджетов всех уровней.
На основании Федерального закона от 03.07.2018 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (см. табл. 1). [3]
Таблица 1. - Динамика доходов федерального бюджета в 2018–2020 годах
млрд. рублей[4]
Показатель |
2017 год (оценка) |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
Прогноз |
Отклоне–ние |
Прогноз |
Отклоне–ние |
Прогноз |
Отклоне–ние |
||
1 |
2 |
3 |
4=3–2 |
5 |
6=5–3 |
7 |
8=7–5 |
Доходы, всего (млрд. рублей) |
14 720,3 |
15 257,8 |
537,5 |
15 554,6 |
296,8 |
16 285,4 |
730,8 |
в %% к ВВП |
16,0 |
15,7 |
–0,3 |
15,1 |
–0,6 |
14,8 |
–0,3 |
Нефтегазовые доходы, млрд. рублей |
5 795,2 |
5 479,6 |
–315,6 |
5 247,5 |
–232,1 |
5 440,4 |
192,9 |
в %% к ВВП |
6,3 |
5,6 |
–0,7 |
5,1 |
–0,5 |
4,9 |
–0,2 |
Ненефтегазовые доходы, млрд. рублей |
8 925,1 |
9 778,2 |
857,1 |
10 307,1 |
528,9 |
10 845,0 |
537,9 |
в %% к ВВП |
9,7 |
10,0 |
0,3 |
10,0 |
|
9,8 |
–0,2 |
Связанные с внутренним производством |
4 677,8 |
5 098,8 |
421,0 |
5 413,2 |
314,4 |
5 818,2 |
405,0 |
Связанные с импортом |
2 671,3 |
2 959,6 |
287,1 |
3 071,1 |
112,7 |
3 143,4 |
72,3 |
Прочее |
1 576,0 |
1 721,0 |
145,0 |
1 822,8 |
101,8 |
1 883,4 |
60,6 |
Анализируя данные по динамике доходов федерального бюджета на 2018-2020 годы, приведенные в таблице 1, следует отметить факт последовательного сокращения доли доходов в ВВП с 16,0% в 2017 году до 14,8% в 2020 году. При этом налоговые поступления бюджета как связанные с внутренним производством, так и связанные с импортом продукции и услуг в течение трехлетнего периода возрастают. Причиной сокращения общей доли доходов в структуре федерального бюджета является снижение объемов внешних поступлений от реализации продукции нефтегазового сектора экономики.
Прогнозируемая динамика доходов характеризуется опережающим ростом ненефтегазовых доходов по сравнению с нефтегазовыми доходами. В то же время прогнозируется сокращение поступления нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2018 г. и 2019 гг., а рост поступлений этой категории доходов в 2020 г. в размере 103,7% не возвращает их поступления на уровень 2017 г.
Так, прогнозируется относительное незначительное сокращение поступлений вывозных таможенных пошлин в 2019 и 2020 гг. В то же время прогнозируется рост поступлений НДПИ в 2018 г. на 22,5 млрд.руб., в 2019 г. на 33,7 млрд.руб. за счет увеличения фактической налоговой ставки (за счет некоторого повышение цены на нефть и изменения курсовых параметров). Таким образом, динамика поступлений НДПИ по нефти могут быть связаны либо с выраженными изменениями параметров добычи, либо с изменением структуры.
Отношение проекта бюджета к решению задачи экономического роста и повышению качества жизни населения в значительной мере определяется распределением бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджета (см. табл. 2).
Таблица 2. - Расходы федерального бюджета в 2018-2020 гг. по разделам классификации расходов бюджета[4]
Показатели |
млрд руб. |
в % к расходам |
||||||
2017г. |
2018г. |
2019г. |
2020г. |
2018г. |
2019г. |
2020г. |
||
Всего |
16881,6 |
16519,2 |
16373,7 |
16726,4 |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
|
Общегосударственные вопросы |
1290,0 |
1305,8 |
1243,5 |
1238,9 |
7,9% |
7,6% |
7,4% |
|
Национальная оборона |
2872,3 |
2771,8 |
2798,5 |
2808,0 |
16,8% |
17,1% |
16,8% |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1977,2 |
2108,1 |
2131,0 |
2140,7 |
12,8% |
13,0% |
12,8% |
|
Национальная экономика |
2565,0 |
2404,1 |
2377,0 |
2438,7 |
14,6% |
14,5% |
14,6% |
|
ЖКХ |
132,9 |
125,8 |
98,5 |
91,0 |
0,8% |
0,6% |
0,5% |
|
Охрана окружающей среды |
96,3 |
88,8 |
92,8 |
98,2 |
0,5% |
0,6% |
0,6% |
|
Образование |
630,0 |
663,2 |
653,4 |
668,8 |
4,0% |
4,0% |
4,0% |
|
Культура, кинематография |
105,2 |
93,7 |
89,2 |
84,5 |
0,6% |
0,5% |
0,5% |
|
Здравоохранение |
452,5 |
460,3 |
428,5 |
499,4 |
2,8% |
2,6% |
3,0% |
|
Социальная политика |
5071,3 |
4706,1 |
4741,8 |
4873,3 |
28,5% |
29,0% |
29,1% |
|
Физкультура и спорт |
101,9 |
59,2 |
37,3 |
38,9 |
0,4% |
0,2% |
0,2% |
|
СМИ |
80,2 |
82,7 |
67,8 |
67,9 |
0,5% |
0,4% |
0,4% |
|
Обслуживание государственного и муниципального долга |
720,0 |
824,3 |
819,1 |
869,8 |
5,0% |
5,0% |
5,2% |
|
Межбюджетные трансферты общего характера |
786,7 |
835,3 |
795,4 |
808,2 |
5,1% |
4,9% |
4,8% |
Как видно из таблицы 2, основными статьями расходов федерального бюджета остаются отчисления на социальную политику, национальную оборону, национальную экономику, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, общегосударственные вопросы. В совокупности на перечисленные виды расходов направляется порядка 80% бюджетных средств. При этом удельный вес каждой из перечисленных статей несколько снижается в 2020 году (в общей сложности на 0,5 процентных пункта к предыдущему – 2019 году).
Также равномерно снижается удельный вес расходов по статье «Межбюджетные трансферты общего характера». В условиях неоднозначных (для бюджетов субъектов РФ) изменений налогового законодательства данное решение непременно повлияет на усиление дифференциации регионов и повышение рисков наращивания субфедерального долга.
В номинальном выражении, как следует из таблицы 2, расходы бюджета в целом, а также по некоторым статьям, незначительно повышаются. Однако с учетом даже небольшой прогнозируемой инфляции (4,0% для всего трехлетнего планируемого периода) динамика подавляющего большинства статей расходов оказывается отрицательной.
Таким образом, для сохранения сбалансированности бюджета РФ и недопущения возникновения предкризисных ситуаций в экономике, необходимо постоянно проводить мониторинг динамики структуры доходной и расходной частей бюджета, чтобы заранее быть готовым к возникновению возможных рисков и вовремя предпринять необходимые меры по их устранению.
Список использованной Литературы
1. Минаев Р.М., Глотова И.И. Анализ структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ // Научные исследования современных ученых. – 2016. – № 15. – С. 218-221.
2. Бюджетный Кодекс РФ. Глава 3. Статья 16 [Электронный ресурс] – URL: www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 03.07.2018 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
4. Сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: www.minfin.ru