В современных условиях развитие банковского маркетинга явно влечёт за собой изменение отношений банка и клиентов. Раньше банки предлагали своим клиентам стандартные наборы услуг, сегодня же внедряются и разрабатываются новые виды современных услуг, которые распространяются на определённые группы клиентов.
На сегодняшний день российский рынок финансовых услуг представлен большим количеством кредитных и не кредитных финансовых организаций. Причём наибольшее количество среди них занимают коммерческие банки.
Объём средств организаций, депозитов ( вкладов), средств физических и юридических лиц в рублях, а также иностранной валюте и драгоценных металлах на 01.01.2018 составил 38 921 959 млн.руб. Можно отметить, что огромную роль в достижении подобных результатов играет применение банками в своей деятельности определённых инструментов и методов маркетинга.
Основная цель банковского маркетинга заключается в обеспечении оптимальной скорости продвижения услуг банка на пути следования до конечного потребителя. Анализ рыночных возможностей банка составляет основу маркетинговой деятельности банка. Изучением рынка занимается маркетинговый отдел, и в результате определяется спрос на услуги банка, основные сегменты рынка.
Для получения доверия клиентов сегодня многие банковские организации используют банковский маркетинг в своей практике. Экономическая оценка банков определяется количественными и качественными показателями анализа определённых факторов, а именно: соблюдения обязательных нормативов и лимитов: капитал; активы; качество управления; ликвидность; состояние системы управления рисками и т.д.
В качестве примера применения данных нормативов в таблице 1 сведена информация о выполнении нормы обязательных нормативов банком ВТБ. Представлены нормативные и фактические показатели деятельности банка на 01.06.2017г и 01.01.2018г.Банк ВТБ — советский и российский универсальный коммерческий банк c государственным участием (60,9% принадлежит государству). Второй по величине активов банк страны и первый по размеру уставного капитала.
Таблица 1
Анализ выполнения ВТБ обязательных нормативов ( в %)
Норматив |
Контрольное значение |
Данные по ВТБ на 01.06.2017 г |
Данные по ВТБ на 01.01.2018 г |
H1.1 |
≥ 4,5 |
7,28 |
7,48 |
H1.2 |
≥ 6 |
7,28 |
7,48 |
H1.0 |
≥ 8 |
10,69 |
11,55 |
H2 |
≥ 15 |
67,19 |
68,8 |
H3 |
≥ 50 |
86,24 |
118,11 |
H4 |
≤ 120 |
71,53 |
78,67 |
H7 |
≤ 800 |
293,33 |
290,33 |
H9.1 |
≤ 50 |
26,06 |
25,1 |
H10.1 |
≤ 3 |
0,35 |
0,32 |
Данные из таблицы свидетельствуют, что все обязательные нормативы банком выполняются и соответствуют нормативным значениям.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в условиях сокращения числа банков и активизации деятельности других субъектов, потребители поставлены перед необходимостью анализа финансового состояния банка для сбережения и преумножения своих денежных средств. Система банковского маркетинга является системой изучения, формирования, удовлетворения спроса целевых потребителей в банковских продуктах и услугах и позволяет грамотно проанализировать определённые показатели.
Список использованных источников
Графов А.В., Спесивцев В.А., Шахватова С. А. Деньги.Кредит.Банки: учебное пособие. - М.: Современная экономика и право, 2016. - 206.
Гусейнов Р.М. Макроэкономика: учебное пособие для бакалавров /Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.
Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
Кочеткова У.В. Оценка финансового состояния кредитной организации с точки зрения банковского маркетинга// ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК – 2018 - № S9 – c. 30-31.