ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

Синицына Т.С. 1
1ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день переход России к инновационному типу экономики во многом зависит от инновационного развития субъектов РФ и региональных инновационных систем [3].

Под инновационным развитием субъекта РФ понимают социально-экономический процесс, в основе которого лежит формирование региональной инновационной системы, способной к увеличению и реализации инновационного потенциала путём создания товаров и услуг [6].

Данный процесс необходим для повышения конкурентоспособности экономики региона путём организации высокотехнологичных производств, основанных на использовании интеллектуального труда и создающих высокую добавленную стоимость продукта [2]. Основным показателем интенсификации экономики регионов является инвестирование в разработку и коммерциализацию, а также увеличение доли инновационных вложений в структуре инвестиций.

Управляющее воздействие на инновационное развитие субъектов РФ оказывает государственная инновационная политика, которая отражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы взаимодействия органов власти, науки и бизнеса. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года представлены основные направления поддержки инноваций в социально-экономической политике страны.

Таблица 1.

Основные направления развития инноваций в социально-экономической политике Российской Федерации [7]

Формы социально-экономической политики

Основные направления развития инноваций

Инновационная

Нормативно-правовое, финансовое и нефинансовое обеспечение.

Защита интеллектуальной собственности.

Введение инноваций в хозяйственный оборот.

Организация системы комплексной поддержки.

Развитие производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоёмкой продукции.

Бюджетная

Обеспечение приоритетности инновационных расходов.

Определение направлений изменения основных статей расходов бюджета, необходимых для развития инноваций.

Налоговая

Оптимизация налоговой нагрузки на базовые факторы инновационного развития.

Введение необходимых налоговых льгот.

Техническая

Формирование системы технического регулирования стимулов к технологической модернизации и инновациям.

Снятие барьеров и ограничений на внедрение новых технологий.

Конкурентная

Минимизация возможностей для несправедливой конкуренции доминирующих на рынках хозяйствующих субъектов через использование административного ресурса.

Формирование благоприятного предпринимательского климата, включая деятельность правоохранительных и контрольных органов, судебной системы, российской юрисдикции, общее правовое регулирование бизнеса.

Политика в сфере государственных закупок

Создание необходимых инструментов и процедур, дающих возможность заказчикам закупать инновационную продукцию, а государству стимулировать её производство за счет закупок.

Внешняя

Поддержка интересов российских инновационных компаний на внешних рынках.

Поиск иностранных технологических партнеров для российских предприятий, способных оказать содействие в технологической модернизации экономики.

Региональная

Установление более высокого приоритета поддержки регионов, инвестирующих в инновационное развитие.

Для решения задачи финансового обеспечения инновационного развития экономики на федеральном, региональном и местном уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов необходима эффективная система финансирования, которая представляет собой совокупность институтов, инструментов и механизмов привлечения инвестиций в инновационную сферу. Она охватывает весь комплекс взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, связанный с движением финансовых ресурсов от их источников к получателям на всех стадиях инновационного процесса. [4;16].

На объем и структуру финансирования влияют модель финансовой системы, её особенности, характер инновационной политики государства, инновационная активность предпринимательского сектора, отраслевая структура хозяйства, производственная специализация компаний. В настоящее время для России характерна переходная модель, предполагающая доминирующее участие государства в финансовом обеспечении инновационного процесса [5;16]. По данным Российского статистического ежегодника за 2017-2018 гг., основными источникам финансирования внутренних затрат на исследования и разработки являются государственный и региональный бюджет (66%), собственные средства организаций предпринимательского сектора (16%) и научных организаций (14%) [12;13].

Следует отметить, что для современной российской системы финансирования инноваций характерны следующие проблемы: невысокая эффективность использования государственных средств, выделяемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; распыленность бюджетных вложений среди множества получателей; низкий спрос частного и государственного сектора на российские инновационные продукты; нехватка собственных средств предприятий-инвесторов для исследований и разработок, сложности в получении долгосрочных кредитов; неразвитость внутренних рынков венчурного капитала, системы государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов; недостаточная поддержка малого инновационного бизнеса со стороны государства; жесткая конкуренция со стороны иностранных производителей; несовершенство правовой базы, затрудняющей защиту прав интеллектуальной собственности; износ материально-технической базы; слабая отдача от реализации технологических инноваций; трудности в коммерциализации научных разработок предприятий [1;5;7;16]. Данные факторы ограничивают объём инвестиций в инновации, что оказывает негативное влияние на результаты научной и научно-технической деятельности.

Система финансирования инновационного развития каждого региона России имеет свои особенности.

В настоящее время в экономическом пространстве Южного федерального округа ведущие позиции занимает Ростовская область, так как обладает значительным научно-образовательным потенциалом, широкой производственной специализацией, инвестиционной привлекательностью.

Инновационная политика региона базируется на равноправном участии органов государственной власти, научного сообщества, бизнес-структур для объединения ресурсов и развития инновационной системы региона. Её главной целью является повышение конкурентоспособности Ростовской области на основе расширенного воспроизводства и вовлечения в хозяйственный оборот инновационного потенциала. К важнейшим задачам инновационной политики относятся привлечение инвестиций в инфраструктуру инновационной системы, направленных на создание и развитие венчурных управляющих организаций; предоставление финансовой и нефинансовой поддержки субъектам инновационной деятельности [8;11].

Основные положения по стимулированию, развитию, эффективному использованию инновационного потенциала региона, формам государственной поддержки определены в Областном законе № 591-ЗС от 28.11.06 «Об инновационной деятельности» [11].

Согласно данным статистического ежегодника по Ростовской области, самая высокая доля внутренних затрат на исследования и разработки приходится на бюджетное финансирование (60%), предпринимательский сектор (20%) и средства организаций государственного сектора (11%).

Рисунок 1. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования в Ростовской области за 2017 год, % [14]

Инновационное развитие экономики во многом зависит от инновационной активности промышленных предприятий и внедрения технологических инноваций (новые либо усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке; новый либо усовершенствованный процесс или способ производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности). Технологические инновации в Ростовской области финансируются за счёт бюджета и собственных средств организаций. Со стороны бизнеса существует спрос на новейшие разработки и технологии, поэтому особая роль уделяется интеграции инновационной, инвестиционной, научно-технической и научно-образовательной деятельности для обеспечения их комплексного взаимодействия.

В Стратегии социально-экономического развития до 2020 года и проекте Стратегии инвестиционного развития до 2030 года предусмотрено совершенствование нормативно-правовой базы, институциональной системы финансовой и нефинансовой поддержки, формирование инвестиционной и инновационной инфраструктуры Ростовской области, которая включает в себя производственно-технологическую, экспертно-консалтинговую, информационную, финансовую группы. Они позволят создать необходимые условия инновационного развития от фундаментальных научных исследований до внедрения технологий и реализации готовой наукоемкой продукции.

Для оказания финансовой, информационной, правовой, консультационной, имущественной поддержки, подготовки кадров в сфере МСП, минимизации избыточных административных и иных ограничений Правительством Ростовской области в 2014 году утверждена государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». На её реализацию направлен общий объем финансирования в размере 1,166 трлн руб. [9]. В подпрограмме «Инновационное развитие Ростовской области» определён размер ресурсного обеспечения, который составляет 267,4 млн рублей до 2020 года. Динамика общего объёма финансирования инновационного развития региона представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика финансового обеспечения подпрограммы «Инновационное развитие Ростовской области» на 2014-2020 гг., тыс. руб. [9]

Ожидаемыми результатами государственной программы станут создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в экономике региона; повышение предпринимательской активности участников инновационной системы и конкурентоспособности субъектов МСП; совершенствование механизмов поддержки инновационной деятельности; развитие международного и межрегионального сотрудничества.

Финансовая поддержка развития инновационной деятельности в Ростовской области осуществляется благодаря реализации государственных программ субсидирования; участию предприятий в проектах ГЧП; деятельности Гарантийного фонда; сотрудничеству с банками, микрофинансовыми организациями и лизинговыми компаниями и (таблица 2).

Таблица 2.

Формы финансовой поддержки инновационного развития Ростовской области [10]

Формы финансовой поддержки

Мероприятия в рамках формы

финансовой поддержки

Государственные программы субсидирования

Субсидии субъектам МСП на осуществление инновационной деятельности.

Субсидии субъектам МСП на создание, обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества.

Государственно-частное партнерство

Софинансирование расходов городских округов и муниципальных районов, направляемых на создание объектов капитального строительства.

Субсидии на реализацию проектов ГЧП: подключение к объектам электро- и газоснабжения, сетям водоснабжения и водоотведения, а также на подведение к границам участка объектов транспортной инфраструктуры.

Гарантийный фонд

Поручительства НКО «Гарантийный фонд Ростовской области» субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки субъектов МСП, у которых недостаточно собственного залогового обеспечения для привлечения кредита/банковской гарантии/лизинга/ займа.

Микрофинансирование

Займы и небольшие кредиты малым предприятиям, предпринимателям с невысоким доходом от 11 фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе фондов местного развития и микрофинансовой компанией АНО «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства».

Финансовая аренда (лизинг) МСП

Сотрудничество с лизинговыми компаниями - участниками подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», в том числе с «МСБ-Лизинг», «Альянс-Лизинг», АО «Региональная лизинговая компания».

Лизинговые услуги на льготных условиях.

Субсидии субъектам МСП в целях возмещения части затрат по лизинговым платежам.

Работа с банками

Сотрудничество с коммерческими банками – участниками подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Предоставление поручительств по кредитным договорам.

К финансовым инструментам, направленным на поддержку субъектов инновационной деятельности региона, относятся: гранты; субсидирование; кредитование бизнеса; льготное налогообложение. Они предоставляются за счет средств областного бюджета на конкурсной основе в порядке, предусмотренном федеральным и региональным законодательством.

Субъектами инновационной деятельности, претендующим на получение финансовой поддержки за счет средств областного бюджета в Ростовской области, являются предприятия крупного бизнеса, а также среднего и малого предпринимательства.

Таблица 3.

Финансовые инструменты поддержки субъектов инновационной деятельности в Ростовской области [10;11]

Финансовые инструменты

Целевое назначение

Гранты

Финансовое обеспечение:

физических лиц на выполнение научно-исследовательских работ, результаты которых имеют перспективу коммерциализации;

субъектов малого предпринимательства для выполнения НИОКР в рамках реализации инновационных проектов;

малых инновационных предприятий, завершивших НИОКР и планирующих создание или расширение производства инновационной продукции.

Субсидирование

Субсидии на возмещение части затрат:

по лизинговым платежам;

начинающим предпринимателям по организации собственного дела;

по стоимости присоединения к сетям;

на участие в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях;

по стоимости подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

на реализацию программ энергосбережения;

на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц;

на уплату процентов по кредитам.

Кредитование

Предоставление субъектам инновационной деятельности:

поручительства по обязательствам.

гарантий по кредитам банку.

микрофинансирования.

Льготное налогообложение

Пониженная ставка налога:

на имущество организаций.

на прибыль организаций.

Крупный бизнес может возместить часть расходов на приобретение основных средств, непосредственно используемых для производства инновационной продукции, а также на оплату стоимости патентов.[11]

МСП получают компенсацию в размере части капитальных, текущих затрат, которые направлены на исследование, разработку, производственное проектирование, дизайн новых производственных процессов, продуктов, услуг и методов их производства; приобретение машин и оборудования, программных средств, связанных с технологическими инновациями; сертификацию и патентование; выплату лизинговых платежей в целях модернизации производства, повышения эффективности деятельности, оказания имущественной поддержки. [10]

Для получения региональной финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности необходимо соответствовать следующим условиям: [11]

Осуществлять инновационную деятельность по приоритетным направлениям Ростовской области (агропромышленный комплекс; минерально-сырьевой комплекс; электроэнергетика; информатика и телекоммуникации; машиностроительный комплекс; строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; химическая и нефтехимическая промышленность; здравоохранение; транспортный комплекс; космические технологи);

Производить инновационную продукцию, доля которой должна составлять не менее 10% от общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, подтвержденная формой федерального либо регионального статистического наблюдения за последний отчетный год.

Достижение целей инновационной политики Ростовской области и развития финансового рынка, стимулирующего интенсивный рост региональной экономики, предполагает преодоление многих проблемных аспектов. К ним относятся: недостаточная степень развития институциональных условий инвестирования в инновации и технологическое развитие, неполная реализация государственной поддержки инновационной деятельности, низкий уровень финансовой грамотности населения, нехватка опыта эмитентов в выходе на открытый рынок капиталов, невысокая степень развития механизмов коммерциализации технологий, ограниченные инвестиции для ряда ключевых отраслей специализации и высокотехнологичных отраслей экономики региона [11]. В перспективе они могут сократить эффект от использования научно-технологической, изобретательской активности; ослабить кооперационные связи между научными, образовательными, инновационными и финансовыми организациями; снизить заинтересованность малых и средних предприятий в инновационной деятельности [15].

Для повышения эффективности региональной системы финансирования инноваций, инвестиционного и инновационного потенциала, а также конкурентоспособности экономики Ростовской области в производственно-технологической, научно-образовательной сферах разработана Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года. В ней предложены мероприятия, направленные на совершенствование условий инвестирования, коммерциализации инноваций и новых технологий, поддержку инновационной деятельности региона; разработку механизмов стимулирования инвестиционного развития в «полюсах роста»; содействие эффективному функционированию региональных кластеров; развитие регионального финансового рынка, системы финансирования субъектов МСП (таблица 4).

Таблица 4.

Мероприятия по повышению эффективности системы финансовой поддержки инновационного и инвестиционного развития в Ростовской области [11]

Мероприятие

Целевое назначение

Развитие институциональных условий инвестирования в инновации и новые технологии

Разработка и утверждение стратегии инновационного развития Ростовской области до 2030 года, а также инновационного меморандума региона на трехлетний период.

Присоединение Ростовской области к ассоциации инновационных регионов России.

Совершенствование системы поддержки инновационной деятельности

Создание регионального венчурного фонда.

Экспертная помощь в акселерации инновационных стартапов.

Комплексная адресная поддержка малого и среднего инновационного бизнеса в создании и продвижении новых технологий для различных отраслей экономики.

Повышение лимита субсидии на компенсацию произведенных затрат, связанных с производством инновационной продукции.

Содействие коммерциализации инноваций и технологий

Стимулирование и содействие инновационным предприятиям региона в подключении к системе формирования национальных инновационных рейтингов посредством поддержки на первоначальном этапе подачи заявок.

Развитие региональной базы инновационных проектов, разработок и технологических запросов Ростовской области в целях коммерциализации инновационной сферы.

Формирование реестра предприятий и реестра инновационной продукции Ростовской области.

Содействие участию инновационных предприятий на международных и всероссийских выставках высоких технологий.

Стимулирование инвестиционного развития в «полюсах роста» региона

Внесение изменений в общие условия предоставления налоговых льгот в части пересмотра приоритетных территорий реализации инвестиционных проектов.

Субсидирование затрат инвесторов на подключение инженерно-транспортной инфраструктуры с учётом прироста налогооблагаемой базы, зачисляемой в региональный бюджет.

Повышение эффективности работы кластеров

Включение участников кластеров Ростовской области в состав приоритетных получателей субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам для реализации инвестиционных проектов.

Расширение инструментов финансовой поддержки, предусмотренной при заключении специальных инвестиционных контрактов Правительства Ростовской области с инвесторами, принимающими на себя обязательства создать, модернизировать, освоить промышленное производство на территории региона в рамках кластеров.

Развитие регионального финансового рынка

Финансирование общественно значимых проектов посредством выхода Правительства Ростовской области на долговой рынок.

Совершенствование системы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса.

Стимулирование эмиссионной активности крупного бизнеса Ростовской области.

Вовлечение сбережений населения в региональный инвестиционный процесс.

Совершенствование системы финансирования субъектов МСБ

Разработка порядка предоставления гарантий по ценным бумагам субъектов МСП.

Создание инфраструктуры для финансирования кредитов МСП при помощи выпуска ценных бумаг совместно с АО «Корпорация «МСП», регионального ценового центра.

Стимулирование развития практики использования лизинга и факторинга, краудфандинговых сервисов субъектами МСП.

Разработка механизма отбора компаний для проведения докапитализации при подготовке к размещению на Московской Бирже.

Разработка и внедрение обучающих программ сотрудников предприятий по использованию финансовых инструментов.

Реализация предложенного комплекса мероприятий позволит усовершенствовать организацию финансовой поддержки инноваций; минимизировать негативное влияние сдерживающих факторов; снизить инвестиционные и предпринимательские риски. Она будет способствовать продвижению действующих и новых механизмов обновления основных фондов предприятий с помощью государства, налаживанию взаимодействия субъектов инновационной деятельности с инвесторами, органами государственной власти, банками, кредитными учреждениями, промышленными предприятиями, вузами, а также стимулированию инвестиционной деятельности в инновационной сфере региона.

Таким образом, инновационное развитие России и её субъектов является одним из приоритетных направлений государственной социально-экономической, инвестиционной и инновационной политики. Оно во многом зависит от финансового обеспечения на федеральном, региональном и местном уровнях, а также на уровне хозяйствующих субъектов. Следует отметить, что сдерживающие факторы, влияющие на систему финансирования инноваций, могут ограничить инновационное развитие экономики РФ и её регионов. Для достижения целей инновационной политики Ростовской области и повышения эффективности региональной системы финансирования инноваций необходима реализация комплекса мероприятий, направленного на совершенствование организации финансовой и нефинансовой поддержки, развитие инвестиционного и инновационного потенциала.

Список литературы

Дударева О.В., Пузаков А.Г. Проблемы финансирования инновационной деятельности в России // ЭКОНОМИНФО. – 2017. – № 3. С. 55-58

Инновационный менеджмент: учебник / А.В. Тебекин. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 476 с.

Краковецкая И.В., Чистякова Н.О., Видяев И.Г., Воробьёва Е.С. Проблемы развития региональной инновационной системы на принципах открытых инноваций // Инновации. – 2010. – №6 (140). С. 12-17

Купричев М.А. Анализ системы финансирования инновационной деятельности в России // Дискуссия. Экономические науки. – 2013. – № 3 (33). С. 41-47

Миндели Л.Э., Черных С.И. Финансово-экономические аспекты инновационного развития // Инновации. 2011. № 9. С.81-89.

Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 137 с.

О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р

Об утверждении Областного закона «Об инновационной деятельности» Ростовской области: постановление Правительства Ростовской области от 28.11.06 № 591-ЗС

Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» Ростовской области (ред. от 15.08.2018 № 515): постановление Правительства Ростовской области от 25 сентября 2013 г. № 599

Официальный сайт Портала малого и среднего предпринимательства «Малый и средний бизнес Дона». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mbdon.ru (дата обращения: 15.11.2018)

Официальный сайт Правительства Ростовской области. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.donland.ru (дата обращения: 10.12.2018)

Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб./Росстат. - М., 2017. – 686с.

Россия в цифрах. 2018: Крат. стат. сб./Росстат- M., 2018 – 522 с.

Ростовская область в цифрах 2016: Стат.сб. /Ростовстат. – Ростов-на-Дону, 2017. – 760с.

Синицына Т.С., Оркина Е.А. Повышение роли лизинга в инновационном развитии регионов России // Управление финансами: проблемы, тенденции, перспективы [Электронный ресурс]: материалы X Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». / Российская Академия Естествознания. – Пенза, 2018. http://www.scienceforum.ru/2018/2846/1243 (дата обращения: 29.11.2018)

Финансирование инновационного развития: теория и практика / Ерошкин А.М., Петров М.В., Плисецкий Д.Е.; Федеральное гос. бюджетное учреждение науки, Ин-т Европы Российской акад. наук. — М.: Ин-т Европы РАН; СПб.: Нестор-История, 2012. — 184 с.

Просмотров работы: 95