РОЛЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РОЛЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Макеева С.Л. 1, Лаврик Е.Ю. 1
1Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема развития учебно-познавательной компетенции в обучении иностранному языку рассматривается многими отечественными (Кузнецова М.Ф., Руденко Н.А., Солонина Л.В. и др.) и зарубежными (Rafaila, E.; Duta, N.. Seker, M. и др.) учеными, не теряя своей актуальности.

Учебно-познавательная компетенция в целом отражает способность и готовность результативно и качественно осуществлять самостоятельную учебную деятельность (СУД) в рамках организованного учебного процесса и представляет собой совокупность мотивации, знаний, умений и соответствующих качеств личности.

Для выяснения отношения обучающихся и обучающих иностранному языку к проблеме развития названной компетенции, был проведен опрос преподавателей и студентов Уральского государственного лесотехнического университета. В опросе участвовали 22 преподавателя и 82 студента.

Респондентам предлагалось выбрать вариант ответа на следующие вопросы:

1. Как Вы определяете роль учебно-познавательной компетенции в развитии профессиональной компетентности специалиста?

2. Разделяете ли Вы утверждение, что на сегодняшний день владение «умением учиться» является одной из важнейших проблем повышения качества обучения иностранному языку?

3. Считаете ли Вы, что в содержании обучения иностранному языку уделяется достаточно внимания развитию «умения учиться»?

4. Согласны ли Вы с необходимостью специального обучения «умению учиться» в области иностранного языка в рамках организованного учебного процесса?

5. Достаточно ли, по Вашему мнению, разработаны методика и материалы для обучения студентов «умению учиться» в области иностранного языка?

6. Полагаете ли Вы, что студенты владеют «умением учиться» в достаточной степени?

7. В случае отрицательного ответа на предыдущий вопрос оцените по 4-х бальной шкале аспекты иноязычной учебно-познавательной компетенции, связанные с основными дефицитами в существующем обучении иностранному языку (наиболее дефицитный – 4 балла, наименее дефицитный – 1 балл).

По нашим наблюдениям во время проведения опроса большинство преподавателей не задумывались ранее о практической важности «умения учиться» в иноязычной подготовке студентов, а некоторым из них понадобилось предварительное разъяснение сущности иноязычной учебно-познавательной компетенции, т.к. опрашиваемые не были знакомы ни с самим понятием, ни с близкими ему по значению (учебная, образовательная компетенции).

Сопоставление результатов опросов студентов и преподавателей показало, что мнение обеих групп респондентов в целом совпадает по первым шести вопросам. При этом, ключевая значимость учебно-познавательной компетенции осознается большинством преподавателей, в то время, как опрашиваемые студенты солидарны в понимании несомненной важности «умений учиться» в собственной профессиональной подготовке, но лишь половина из них отводит названной компетенции ключевую роль. Это можно объяснить недостаточной осведомленностью студентов в вопросах терминологии, что не позволяет им в достаточной степени осознать разницу между понятиями «ключевая» и «значимая, но не ключевая» роль. Мнение преподавателей и студентов практически совпали в понимании важности проблемы развития учебно-познавательной компетенции для повышения качества обучения иностранному языку. Ни один из респондентов обеих групп не согласился с тем, что в содержании обучения иностранному языку «умению учиться» уделяется достаточно внимания, однако большее количество студентов в сравнении с преподавателями отмечают полное отсутствие признаков развития учебно-познавательной компетенции. В признании необходимости специального обучения «умению учиться» мнения обеих групп респондентов схожи. То же можно сказать и относительно недостаточности разработки методики и материалов для освоения учебных умений в области иностранного языка. Как преподаватели, так и студенты, в большинстве своем заявляют о явно недостаточной степени владения последними «умением учиться». По оценке дефицитности отдельных аспектов учебно-познавательной компетенции результаты опроса обеих групп респондентов выявили недостаток знаний, умений (наиболее дефицитный аспект. Большее число студентов связывают мотивацию с наибольшим дефицитом в собственном обучении иностранному языку, в то время как большинство преподавателей оценили дефицитность мотивационного аспекта значительно ниже. Одним из объяснений этому может стать возрастающий интерес студентов к проблеме результативного и качественного овладения иностранным языком в вузе для будущей социально-профессиональной деятельности.

Общие результаты опроса говорят о понимании, как преподавателями, так и студентами, особой важности проблемы иноязычной учебно-познавательной компетенции в профессиональной подготовке специалиста и недостаточной ее освещенности в содержании обучения, отсутствии комплексной методики, подготовленных материалов для ее развития и необходимости специальному обучению «умению учиться» в области иностранного языка.

Список литратуры:

Кирюшина О.В. Основы диагностики специальной познавательной компетентности в профессиональном языковом образовании: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Кирюшина. – Екатеринбург, 2007 – 251с.

Кузнецова М.Ф. Формирование практико-языковой самообразовательной компетенции у будущих учителей иностранного языка начальной школы. Дис. …канд.пед.наук: 13.00.02 / М.Ф. Кузнецова. – Екатеринбург, 2011 – 241 с.

Руденко Н.А. Развитие лингво-нормативной учебной компетенции в профессиональном языковом образовании (на материале грамматики английского зыка): дис. … канд. пед. наук / Н.С. Руденко. – Екатеринбург, 2015. – 300 с.

Солонина Л.В. Развитие иноязычной учебной компетентности на начальном этапе профессионального языкового образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Л.В.Солонина. – Екатеринбург, 2007. – 185 с.

Rafaila, E.; Duta, N. Teaching and Self-teaching in Higher Education // Procedia Social and Behavioral Sciences / 7th World Conference on Educational Sciences / Athens, Greece. – 2015. – No. 197. – pp. 1230-1235.

Seker, M. The use of self-regulation strategies by foreign language learners and its role in language achievement // Language teaching research. – 2016. – Vol. 20. No 5. – pp. 600-618.

Просмотров работы: 37