Системы здравоохранения во всем мире сталкиваются сегодня с серьезными проблемами, такими как изменяющиеся демографические данные, растущие потребности населения и недостатки в обеспечении здравоохранения, обусловленные, в том числе нехваткой ресурсов. Таким образом, важность инвестирования в улучшение здоровья человечества становится всё более очевидной.
Доступ к необходимым лекарственным средствам, оптимизация использования лекарственных средств и снижение рисков – это актуальные задачи современных систем здравоохранения.
В 2017 году Международная фармацевтическая федерация (FIP) опубликовала документы, представляющие глобальную политику в области обеспечения трудовых ресурсов. Данная доктрина описывает предполагаемое будущее профессионального образования и обучения. Если проанализировать содержание документов, можно сделать вывод о том, что расширение трудовых ресурсов в области фармацевтики приносит пользу пациентам и положительно влияет на клинические результаты [1].
Возможности использования новых технологий в фармацевтической практике долгое время были недооценены. В результате анализа очевидным становится конфликт между устоявшейся профессией фармацевта и тенденцией глобального технологического роста. Новые рамки деятельности ставят своей целью эффективное взаимодействие политики, образования и исследований. Существует необходимость лучше понять взаимоотношения между производством, уровнем производительности и технологий в фармацевтической практике. Результаты данных исследований должны систематически анализироваться и служить вектором формирования профессиональных ресурсов и образования.
В 2017 году Международная фармацевтическая федерация (FIP) опубликовала 67 статей под общим названием «Образование в области фармацевтических наук». Из содержания статей ясно, что расширение трудовых ресурсов в области фармацевтики приносит пользу пациентам, а постоянное улучшение образования даёт лучшие клинические результаты [2].
В настоящее время профессия фармацевта подразумевает выполнение двух основных видов деятельности:
- предложение и выдача лекарств;
- фармацевтическая помощь.
Фармацевтическая помощь была изначально предусмотрена как профессиональное предоставление услуг. Фокусируясь на новых задачах, проявляя профессиональную гибкость и способность переключаться на новый уровень, фармацевты будут развиваться как клиницисты, будут работать лицом к лицу с пациентами и сотрудничать с врачами от имени пациентов.
Существуют исследования, оценивающие влияние новых технологий в фармации на результаты лечения пациентов. Фармацевтические технологии можно разделить на классификации, в основе которых лежат работы Гаундрей-Смита [3].
Категория «Прописные-раздаточные технологии» включает в себя электронные медицинские записи, электронные прописывания рецептов, электронный перенос рецептов, робототехнику и раздачу штрих-кодов.
«Технологии фармацевтической помощи» включают в себя мобильное здравоохранение, телеуправление, мониторинг технологий.
Установлена взаимосвязь между трудовыми ресурсами и практическими результатами аптечной деятельности. Когда рабочие становятся более продуктивными (например, вследствие образования или обучения), производственная функция возрастает.
Одним из способов обеспечения существенного улучшения производительности является введение инноваций, которые создают «технологический шок» (например, онлайн-службы). Эффекты такого «технологического шока» заключаются в значительном увеличении производительности трудовых ресурсов. «Технологический шок» выгоден по сравнению с первоначальным уровнем их производительности. Поэтому можно сделать вывод, что технологические инновации могут иметь жизненно важное значение для фармацевтической практики [4,5].
Прописывающие-дозирующие технологии представляет собой процесс концептуализации автоматизированного дозирования.
В этой автоматизированной системе генерируются электронные назначения, сделанные врачами. Программное обеспечение будет представлять собой не только переданные в электронном виде рецепты, но и другие данные. Запрошенные лекарства будут распределяться автоматически, что может оптимизировать работу персонала.
Технологии фармацевтической помощи включают в себя программное обеспечение, идентифицирующее пациентов, нуждающихся в медицинском обслуживании, данная информация является доступной фармацевту. Фармацевт, в свою очередь, может запрашивать информацию о пациентах в целях наиболее грамотного предоставления услуг.
В виду этого, разработки должны быть направлены на
1) развитие аптечных технологий,
2) развитие персонализированных технологий здравоохранения.
Для повышения уровня качества оказываемых услуг необходим постоянный мониторинг. Исследования доказывают, что работа в ключе «лечащий врач-фармацевт-пациент» при благоприятных условиях может способствовать улучшению здоровья пациента. Все необходимые данные (включая информацию о предоставленных услугах и здоровье пациентов) собираются в электронном виде и организуются в полную медицинскую картину, позволяющую врачам и фармацевтам более точно принимать решения.
Представленная здесь концептуальная структура предполагает, что практика аптеки и современные технологии тесно связаны между собой.
Уже сегодня совершенствуются технологические приложения, которые могут помочь пациентам отслеживать их состояние здоровья. Таким образом, будущие возможности и границы фармацевтической практики могут быть определены лишь границами возможностей новых технологий.
Исходя из этого убеждения, можно сделать вывод, что улучшение производительности может быть достигнуто путем
1) перехода на новые технологии,
2) постепенного изменения существующих технологий,
3) «технологического шока» (например, введение радикально новых систем для предоставления клинических результатов).
Такая смесь ручных и технологических процессов условно определяется термином «смешанная аптека», которым можно охарактеризовать аптечную практику XXI века [6,7].
Таким образом, применение технологий имеет потенциал для формирования нового характера и ценности аптечной практики, положительно влияет на процесс производства.
Новая концепция разработана для оптимизации аптечной деятельности, а также для установки векторов политической, образовательной и исследовательской деятельности. С использованием данного подхода профессия фармацевта могла бы стать более универсальной.
Предметом современных исследований должно быть:
1) дальнейшее изучение применения концепции новых технологий в аптечной деятельности,
2) обзор литературы по технологическому обеспечению,
3) качественная и количественная оценки новых технологий, используемых в аптеках.
Профессия фармацевта должна признать важность применения технологий в определении методов, навыков и процессов оказания фармацевтической помощи. Долгосрочным вопросом является решение проблем с помощью обеспечения компетентных трудовых ресурсов.
Библиографическийсписок
1. World Health Organization. World Health Statistics 2016: monitoring health for the SDGs. World Health Organization 2016 http://wwwwhoint/gho/ publications/world_health_statistics/2016/en/ Accessed 30 Aug 2017.
2. Bader LR, Bates I, Scheider P, Charman WN. Transforming pharmacy and pharmaceutical sciences education in the context of workforce development. Int Pharm Feder. 2016. http://www.fip.org/publications. Accessed 30 Aug 2017.
3. Bootman JL, Eichler H-G, Jönsson B, Moerman D, Poste G. International forum on medicines: achieving the value of medicines. Int Pharm Feder 2003. http://www.fip.org/projects/ifom/pdf/brochur3.pdf. Accessed 30 Aug 2017.
4. Kimber MB, Peterson GM. Telepharmacy—enabling technology to provide quality pharmacy services in rural and remote communities. J Pharm Pract Res. 2006;36:128–33.
5. Peterson CD, Anderson HC Jr. The North Dakota telepharmacy project: restoring and retaining pharmacy services in rural communities. J Pharm Technol. 2004;20:28–39.
6. Baines D. Community pharmacies deserve a renaissance. Int Pharm J. 2015; 33:46–7.
7. Rogers E. M: diffusion of innovations. New York: Free Press; 2003.