Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности в образовательной организации - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности в образовательной организации

Баширова Г.Г. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях преподавания, а именно в условиях реализации ФГОС третьего поколения, инновационная и проектная деятельность преподавателей образовательных организаций считается одним из эффективных педагогических средств для познавательного и творческого развития обучающегося и формирования их личностных качеств. Говоря о знаниях, приобретаемые в процессе реализации проектной работы, далее становятся достоянием личного опыта обучающихся, а также реализуют их психолого-физиологические способности и особенности. Кроме того, инновационная и проектная деятельность как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы оказывает действие и на формирование компетентности педагогов, вырабатывая у них исследовательские умения, развивая креативность, способность к прогнозированию, поиску инновационных средств и, как результат, повышая качество воспитательно-образовательного процесса. Об эффективности данной педагогической технологии и об эффективности использования в образовательном процессе инновационных информационно-коммуникационных технологий можно говорить немало, поскольку этим подтверждается существованием огромного количества психолого-педагогических теорий, исследований и разработок, а также востребованность в современной системе образования данной деятельности.

Настоящее время ‒ век инновационных технологий, и образовательное пространство, как наиболее чуткая сфера жизни общества, должно создавать все необходимые условия, для того, чтобы выпускники образовательных учреждений владели всеми необходимыми навыками для интеграции в современное, динамично изменяющееся и постоянно ускоряющееся в своем развитии, общество. Разработка и применение метода педагогического проектирования, а также использование инновационных информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве стало неотъемлемым элементом современной системы образования. Проектная деятельность сегодня является обязательной для учащихся младшего и среднего звена, (для учащихся старших классов данная деятельность является — по выбору), что, в свою очередь, нашло отражение в нормативно-правовых актах, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации.

Документы, регламентирующие проектную и инновационную деятельность образовательных организаций в Российской Федерации, делятся на три категории: федерального, регионального и локального значения. Фундаментальными документами, регламентирующими проектную и инновационную деятельность преподавателей в образовательных организациях в Российской Федерации на федеральном уровне, являются:

‒ Конституция Российской Федерации (в которой закреплено право каждого гражданина РФ на получение основного общего образования, а также регулируются отношения в сфере образования);

‒ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в котором описываются условия, необходимые для обеспечения защиты конституционного права граждан РФ на образование, для экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и пр.);

‒ Федеральные государственные образовательные стандарты (в которых закреплены особенности реализации образовательной деятельности в зависимости от уровня и направленности образования. В частности, в соответствии с ФГОС ООО — необходимо выстраивать систему проектного обучения, как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных, жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни.);

‒ «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 г. № 1662-р (в которой определяются пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления позиций России в мировом сообществе, в том числе и развития образования как одного из инструментов, необходимых для реализации данных целей);

‒ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы от 15 апреля 2014 г. N 295 (основной целью которой является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны);

‒ Приоритетный национальный проект «Образование» (в котором, одним из основных направлений проекта является стимулирование инноваций в сфере образования);

‒ Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» от 01.07.2008 г. ГОСТ Р 52653–2006 (в котором установлены основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании);

‒ Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе» и пр.

Первые три нормативных акта из ряда перечисленных являются фундаментальными в регламентации не только образовательной, но и проектной и инновационной деятельности преподавателей в РФ. Помимо федеральных документов, регламентирующих проектную и инновационную деятельность образовательных организаций в Российской Федерации, также существуют и региональные.

Наряду с федеральными и региональными нормативными актами, разработка и применение метода педагогического проектирования, инновационная деятельность, а также использование в образовательном пространстве инновационных информационно-коммуникационных технологий регулируются рядом локальных актов образовательных организаций, среди которых могут выступать:

‒ Положение об организации проектной (или инновационной) деятельности;

‒ Положение о психолого-педагогическом консилиуме по сопровождению учащегося в проектной деятельности;

‒ Положение о погружении учащихся в проектную деятельность; ‒ Положение о защите (предзащите) проекта и пр.

Исходя из обозначенного, следует, что нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя в Российской Федерации сегодня разработано на достаточно высоком уровне, что дает достаточно широкий спектр возможностей педагогическим работникам при организации образовательного процесса в рамках изучаемого предмета, не зависимо от уровня образования и специфики образовательной организации.

Список использованных источников и литературы:

Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова. — М.: Директ-Медиа, 2013. — 292 с.

Национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. Общие положения». Москва, ФГУП «Стандартинформ», 2011. — 5 с.

Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://shkola4kinel.ucoz.ru/doklad_gryppi_8.pdf

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA

Просмотров работы: 1076