Моделирование соревновательных условий, как способ преодоления состояния «самоуспокоенности» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Моделирование соревновательных условий, как способ преодоления состояния «самоуспокоенности»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для предстартового «состояния самоуспокоенности» характерна: недооценка сложностей и трудностей предстоящей спортивной борьбы, переоценка своих собственных сил или сил своей команды. Возникает как дефект психологической подготовки и не может рассматриваться как благоприятное. Ввиду отсутствия готовности к своевременной мобилизации всех своих возможностей, готовности «делать столько, сколько в силах, а затем ещё и столько, сколько нужно для победы» спортсмен не показывает высокого результата. Именно в «состоянии самоуспокоенности» наиболее выражена неправильная оценка соотношения сил. С этим связано и наблюдающееся снижение активной мотивации соревновательной борьбы.

В подобном состоянии спортсмен переживает положительные, т. е. приятные, эмоции, пассивного удовольствия, самоуверенности, уверенности в лёгкой победе, спокойное и пассивное отношение к предстоящим трудностям; он не старается мобилизовать себя на их преодоление. При этом обычно наблюдается снижение интенсивности внимания, некоторое замедление протекания процессов восприятия, мышления, выбора решений, снижается бдительность в ведении спортивной борьбы.

В последнее время ряд специалистов разделяют «состояние самоуспокоенности» на две самостоятельные и независимые друг от друга формы предстартовых состояний: «состояние самоуспокоенности» и «состояние спокойной уверенности».

Для «состояния самоуспокоенности» характерно недооценка предстоящих в соревнованиях трудностей и силы соперников и переоценка собственных возможностей. Спортсмен перед стартом доволен собой, самоуверен и пассивен. Наблюдается снижение интенсивности внимания, ухудшение процессов восприятия и мышления.

При «состоянии спокойной уверенности» имеет место активное деловое отношение спортсмена к соревнованию. Он хорошо мобилизован, но спокоен и уверен в своем успехе. Все психические процессы характеризуются оптимальными параметрами. Такое состояние чаще возникает, когда предстоит состязание с заведомо слабым соперником и есть очевидная гарантия победы.

Предстартовые реакции, в том числе «состояния самоуспокоенности», можно регулировать. В процессе тренировки спортсмена следует обучать управлению эмоциями. Кроме того, необходима правильная организация отдыха в дни и часы, предшествующие спортивному соревнованию [12].

Длительное пребывание перед стартом в обстановке соревнований (непосредственно в зале, на стадионе) может оказывать отрицательное воздействие. В этих случаях для поддержания высокой работоспособности следует переключить внимание спортсмена на иную деятельность [11].

Планирование психологической подготовки позволяет избежать стихийности в совершенствовании психологической под­готовленности спортсменов, распределить по времени средства и методы психологической подготовки в ходе тренировки и соревно­вания. При планировании и учете результатов психологической под­готовки следует применять некоторые количественные критерии развития разных психических функций. Так, Б. Пырванов (1971) указывал, что при планировании развития волевых качеств можно предусматривать число успешно выполненных упражнений для раз­вития данного качества (например, для развития качества сме­лости у гимнастов при исполнении сальто назад предусматривается 10 попыток; можно планировать процент выполнения попыток так: в первый квартал планируется 30%, во второй — 50%, в третий — 80% и т.д.).

Другой способ планирования развития волевых качеств, по Б. Пырванову, состоит в том, что выделяют 2 - 4 признака этих ка­честв и каждый год работают над развитием только одного приз­нака. Например, развитие самостоятельности планируется следую­щим образом: в первый год преимущественно развивается исполни­тельная активность, во второй - личная инициатива, в третий - творческая активность. При планировании психологической подго­товки целесообразно иметь план общей психологической подготов­ки спортсмена и план его психологической подготовки к конкретно­му соревнованию.

Моделирование соревновательных условий. Чтобы помочь спортсменам сни­зить соревновательную тревогу, целесообразно на тренировках моделировать не­которые ситуации, присущие соревнованию. Например, тренеру можно неожи­данно для спортсмена провести тренировку или контрольную игру в незнакомом спортивном зале, пригласить на тренировку родителей или девушку спортсмена, болельщиков якобы команды соперника, чтобы те освистывали воспитанников тренера, и т. д. Конечно, эти методы нужно применять осторожно и после каждой такой тренировки объяснять спортсменам их смысл [5].

Формирование мировоззрения. Наиболее важной и одновременно сложной проблемой является формирование мотивов спортивной деятельности, в том числе мировоззрение как наиболее стойкого мотива. Осуществляется это посредством становления и развития современных взглядов на культурно-исторические корни спорта вообще и избранного вида в частности, выработки определяющих принципов спортивной тренировки в избранном виде спорта и их взаимосвязи с условиями и принципами деятельности вне спорта, а также формированием собственных принципов и взглядов спортсмена, команды и тренера по всем вопросам совместной деятельности.

Показательным в этом смысле являются занятия видами восточных единоборств, где в процессе тренировок постоянно проводятся тщательно продуманные, содержательно емкие параллели философского, воспитательного характера, устанавливаются строго соблюдаемые правила почтительности, уважения, поощрения и наказания. При этом немалую долю составляют упражнения, построенные на образах, заимствованных из жизни природы [8].

У тренера в любом виде спорта всегда найдется возможность для доверительного общения, для бесед, убедительных примеров и аналогий, для справедливо обоснованных приказов, совместных со спортсменами размышлений, для побуждения и выслушивания рассуждений, для вдумчивого и многогранного регулирования целей, для аргументированного и многогранного регулирования целей, для аргументированного вероятностного прогнозирования успеха на предстоящих соревнованиях, для выявления мотивов спортсмена, которые могут быть задействованы, актуализированы в той или иной ситуации [7].

Психологическая подготовка. Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях. 

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д.

Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности. Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц. Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы. 

Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях (П.А. Рудик, Н.А. Худатов) [14].

К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся, в частности, тонко развитые мышечные ощущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; «чувства» времени, ритма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве; высокоразвитые качества внимания (концентрация, переключение, распределение); совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота и точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключения, предугадывания, реакции на движущийся объект и др.). Овладению тактикой способствуют развитые специфические мыслительные качества: способность к мгновенному анализу поступающей информации о действиях противников и принятию адекватного обстановке решения; гибкость мышления и др. 

Специфика вида спорта предъявляет различные требования к качествам и структуре психологической подготовленности спортсмена. 

Так спортсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях, тяжелой атлетике, спринтерских дистанциях видов спорта циклического характера, присуши такие качества, как склонность к лидерству, независимость, высокий уровень мотивации, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все свои силы и отдать их для победы. Но одновременно им часто свойственны недоверчивость, стремление избежать подчиненной роли, упрямство, склонность к конфликтам. Для спортсменов, специализирующихся на длинных дистанциях, характерны активность, способность к перенесению высоких нагрузок, умение подчинять личные интересы общественным, отсутствие мнительности. Однако они нередко недостаточно уверены в собственных силах, нуждаются в лидере, склонны к своеобразным поступкам и суждениям. 

Спортсменов, специализирующихся в спортивных играх и единоборствах, сложнокоординационных видах спорта, отличают эффективное зрительное восприятие, быстрота сенсомоторного реагирования и оперативного мышления, широкое распределение, быстрое переключение и устойчивость внимания, сообразительность, настойчивость, решительность, смелость, быстрота и точность сложных двигательных реакций, легкость образования и перестройки двигательных навыков [9].

Психическая саморегуляция. Воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов (представлений) называют психической саморегуляцией. Она может осуществляться с помощью самоубеждения, воздействия на себя с помощью логических доводов, самовнушения, основанного на беспрекословной вере. Основным способом, используемым на практике и тщательно разработанным теоретически, является самовнушение. Оно использовалось человеком еще несколько тысяч лет назад в системе йога. Дальнейший этап в развитии этого способа психической саморегуляции связан с именем немецкого психиатра И. Г. Шульца, выпустившего в 1932 году книгу «Аутогенная тренировка» [1].

Аутогенная тренировка в спорте. В основе аутогенной тренировки лежит развитие у человека способности к активному самовнушению. Она основа психорегулирующей тренировки. Состоит из двух частей: успокаивающей - «успокоение» и мобилизующей - «мобилизация». Мобилизация предполагает как повышение общего тонуса, так и организацию поведения спортсмена на старте.

Обучение аутогенной тренировке должно проводиться при участии квалифицированного специалиста в течение 14 - 15 дней регулярных (по 2-3 раза ежедневно) занятий.

Все формулы аутогенной тренировки делятся на:

1) вызывающие мышечное расслабление и успокоение;

2) вызывающие яркие образные представления, воздействующие на психическое состояние.

Аутогенную тренировку нужно проводить в положении, которое создает условия для максимального расслабления всех групп мышц.

1- е положение - лежа на спине - наиболее удобно для обучения. Вытянуться, голова должна лежать прямо. Под голову положить небольшую подушку - это снимает напряжение мышц шеи. Руки, слегка согнутые в локтях, кладутся ладонями вниз так, чтобы не касаться бедер. Ноги вытянуты и слегка разведены (на расстояние до 20 см). Такое положение рук и ног способствует уравновешиванию тонуса мышц - сгибателей и разгибателей и позволяет расслабить все мышцы.

2- е положение - сидя в удобном кресле. Удобно прислониться к спинке, расслабиться, вытянуть ноги, голову откинуть, руки должны быть согнуты под углом 45°, предплечья - лежать на подлокотниках кресла.

3- е положение - сидя на стуле. Ноги в коленях сгибаются под прямым углом, стопы при этом направлены чуть наружу. Руки согнуты, предплечья лежат на бедрах (кисти не касаются друг друга). Спина согнута, голова несколько опущена, все тело полностью расслаблено. При первых занятиях особенно важны условия для максимальной концентрации внимания - необходимо устранить посторонние раздражители. Спортсмен должен закрыть глаза и слушать словесные формулировки, стараясь как можно ярче представить себе то, о чем говорится.

На первых занятиях, когда осваивается аутогенная тренировка, формулировки упражнений читаются руководителем вслух или воспроизводятся под аудио запись, которую можно наговорить самому или приобрести готовую. Формулы читаются спокойным, ровным, не очень громким голосом, но четко, с паузами между упражнениями, монотонно, убежденно. Словесные формулировки аутогенной тренировки (ее успокаивающей части) могут быть следующими:

1. Я чувствую покой. Я чувствую глубокий покой. Я отвлекаюсь от всякой спешки. Я освобождаюсь от внутреннего напряжения. Я расслабляюсь.

2. Мне все безразлично. Для меня все маловажно. Все другое - вне меня. Чувствую покой. Расслабляюсь. Все окружающее - далеко и безразлично. Углубляюсь во внутреннюю тишину.

3. Все мои мысли направлены на покой. Я совершенно спокоен. Ничто не может мне помешать. Покой и равновесие наполняют меня.

Я не делаю ничего, совсем ничего - пусть все успокоится. Я предаюсь покою - равновесию - расслаблению. Покой окружает меня. Покой отгораживает меня. Я совсем один со своим внутренним покоем.

4. Расслабляю мышцы правой руки. Правая рука тяжелая. Ярко чувствую тяжесть правой руки. Правая рука все тяжелее. Тяжесть правой руки большая. Тяжесть правой руки огромная. Не могу ее поднять.

5. Расслабляю мышцы левой руки. Левая рука тяжелая. Ярко чувствую тяжесть левой руки. Левая рука все тяжелее. Тяжесть левой руки большая. Тяжесть левой руки огромная. Не могу ее поднять.

6. Расслабляю мышцы правой ноги. Правая нога тяжелая. Ярко чувствую тяжесть правой ноги. Правая нога все тяжелее. Тяжесть правой ноги большая. Тяжесть правой ноги огромная. Не могу ею двинуть.

7. Расслабляю мышцы левой ноги. Левая нога тяжелая. Ярко чувствую тяжесть левой ноги. Левая нога все тяжелее. Тяжесть левой ноги большая. Тяжесть левой ноги огромная. Не могу ею двинуть.

8. Расслабляю мышцы живота. Мышцы живота мягкие. Расслабляю мышцы грудной клетки. Дышу свободно. Расслабляю мышцы лица. Ярко чувствую расслабление мышц лица. Лоб гладкий, совсем ровный. Веки налились свинцом. Все тело полностью расслаблено и безвольно. Все тело тяжелое, как мешок с песком.

9. Волна тепла течет по правой руке. Доходит до пальцев кисти. Тепло обнимает правую руку. Выходит на кожу. Ярко чувствую приятное тепло во всей правой руке.

10. Волна тепла течет по левой руке. Доходит до пальцев кисти. Тепло обнимает левую руку. Выходит на кожу. Ярко чувствую приятное тепло во всей левой руке.

11. Волна тепла течет по правой ноге. Доходит до стопы. Тепло наполняет всю правую ногу. Выходит на кожу. Ярко чувствую приятное тепло во всей правой ноге.

12. Волна тепла течет по левой ноге. Доходит до стопы. Тепло наполняет всю левую ногу. Выходит на кожу. Ярко чувствую приятное тепло во всей левой ноге.

13. Чувствую тепло, волну тепла, текущую через солнечное сплетение. Волна тепла из солнечного сплетения распространяется по животу. Живот наполнен теплом. Тепло проникает из живота в грудную клетку. В грудной клетке чувствую приятное тепло. Грудная клетка наполнена приятным теплом.

14. Чувствую тепло во всем теле. Все мое тело наполнено приятным теплом. Внутреннее тепло чувствую во всем теле. Ярко чувствую приятное тепло во всем теле. Тело такое теплое, как в очень теплой ванне.

15. Мне хорошо. Чувствую себя легко и свободно. Я совсем спокоен. Сердце бьется ровно и спокойно, ровно и спокойно. Дышу произвольно. Лоб приятно прохладен. Мне хорошо, мне хорошо.

Формулы 1 - 3 повторяются до трех раз, формулы 4-14 повторяются дважды. Каждое занятие в течение первых 3 -4 дней, если оно проводится не перед сном, оканчивается следующей формулой: Чувство тяжести исчезает полностью. Чувствую, как тело наполняется свежестью. Чувствую бодрость. Дышу глубоко. Потягиваюсь. Открываю глаза.

Через 3-4 дня занятий (12-15 тренировок по этой методике) можно пользоваться сокращенными вариантами успокаивающей части. Сокращение идет за счет отказа от формул, в которых говорится о поэтапном расслаблении или согревании.

Сокращенный вариант успокаивающей части может быть примерно таким:

1. Я чувствую покой. Я чувствую глубокий покой. Я расслабляюсь.

2. Все мои мысли направлены на покой. Я совсем один со своим

внутренним покоем.3. Расслабляю мышцы рук. Руки становятся все теплее и теплее. Ярко чувствую горячее тепло в моих руках.

3. Расслабляю мышцы рук. Руки становятся все теплее и теплее. Ярко чувствую горячее тепло в моих руках.

4. Расслабляю мышцы ног. Ноги становятся все теплее и теплее. Ярко чувствую тепло в моих ногах.

5. По всему животу и груди чувствую приятное тепло.

6. Ярко чувствую приятное тепло во всем моем теле.

7. Мне хорошо. Чувствую себя легко и свободно.

8. Сердце бьется ровно и спокойно. Дышу произвольно.

9. Я абсолютно спокоен. Мне хорошо.

Этот вариант требует не более 3-4 минуты.

Хорошо овладев этим вариантом, можно перейти к еще более краткому:

1. Я чувствую глубокий покой.

Я полностью расслаблен и спокоен.

2. Все мое тело полностью расслабленное и теплое.

3. Сердце бьется ровно и спокойно. Дышу легко и свободно.

4. Мне хорошо. Я успокоился и отдохнул.

Если аутогенная тренировка проводится непосредственно перед сном, сеанс целесообразно завершать следующими формулами (усыпляющее окончание):

1. Я лежу спокойно, мне удобно и хорошо.

2. Веки тяжелеют.

3. Появляется сонливость, она усиливается…

4. Становится все глубже и глубже.

5. Я засыпаю… наступает сон…

Овладев успокаивающей частью, переходят к изучению второй части - мобилизационной. Мобилизующие формулы произносятся после того, как спортсмен отвлекся от всего окружающего и успокоился.

Формулы мобилизации могут быть следующими:

1. Состояние, как после прохладного душа.

2. Из всех мышц уходит чувство тяжести и расслабленности.

3. В мышцах начинается легкая дрожь.

4. Холодеют голова и затылок.

5. По телу побежали мурашки.

6. Холодеют ладони и стопы.

7. Дыхание глубокое, учащенное.

8. Сердце бьется сильно, энергично, учащенно.

9. Все мышцы легкие, упругие, сильные.

10. Я все бодрее и бодрее.

11.Открываю глаза.
12. Смотрю напряженно, предельно сосредоточенно.

13. Я приятно возбужден.

14. Я полон энергии.

15. Я как сжатая пружина.

16. Я полностью мобилизован.

17. Я готов действовать.

Эти формулы читаются более энергично, чем формулы успокаивающие (чтобы усилить эмоциональное воздействие к концу сеанса).

Приведенные формулы, разумеется, лишь основа. Необходимо подобрать для себя наиболее приемлемые, в зависимости от личного опыта, привычек, особенностей оптимального состояния на тренировке, перед стартом и т. д. Организующие формулы должны представлять собой программу наиболее целесообразного поведения перед предстоящим действием [3].

Аутогенная тренировка может применяться как в комбинации с другими приемами регуляции (в конце специально организованной разминки — успокоение или мобилизация в зависимости от формы предстартового состояния), так и изолированно (например, ежедневно за 3-4 дня до начала соревнований проводят вариант «успокоение» 2-3 раза в день при склонности спортсмена к предстартовой лихорадке, а также в случаях нарастающего нервно-психического напряжения).

Использование только одного приема регуляции психического состояния перед стартом, как правило, малоэффективно. Пользуясь определенной комбинацией приемов можно значительно повысить эффективность регуляции своего состояния. Например, для состояния с высоким уровнем стресса комбинация приемов может быть такой:

а) изменение направления мыслей;

б) использование успокаивающего варианта разминки;

в) применение аутогенной тренировки («успокоение»);

г) воздействие на внешние проявления эмоций;

д) психорегулирующая тренировка (организация поведения на старте.

Для состояния с относительно низким уровнем стресса целесообразней будет иная комбинация приемов:

а) произвольное переключение внимания на раздражители, повышающие

возбуждение;

б) использование возбуждающего варианта разминки;

в) аутогенная тренировка («мобилизация»);

г) возбуждающий массаж или самомассаж;

д) внушающее влияние тренера.

Разумеется, приведенные комбинации приемов - не догма. Они изменяются в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, от уровня психического состояния и многих других факторов. У спортсмена должно быть несколько подобных комбинаций приемов регуляции психического состояния [2].

Известно, что высокий спортивный результат показывается при оптимальном уровне психо-эмоционального настроя. Поэтому необходимо четко представлять механизм достижения максимального результата:

— готовность к максимальным волевым усилиям мобилизует все функциональные резервы, обеспечивает точностные характеристики деятельности;

— способность к саморегуляции позволяет удерживать состояние мобилизации в заданных параметрах как эмоциональных, так и двигательных характеристик.

При организации тренировок необходимо постоянно уделять внимание формированию психологии спортсмена высокого класса [4].

Психорегулируюшая тренировка(ПРТ). Эта нововведенная методика начала формироваться в апреле 1966 года. ПРТ заимствует свое начало от аутогенной тренировки И.Г.Шульца, но ее развитие осуществлялось по самостоятельному курсу. Причем, подобную «самостоятельность» обрели, например, такие отечественные методики психической саморегуляции, как «активное самовнушение», «психотоническая тренировка» и ряд других.

Эффект влияния ПРТ подчиняется от многочисленных факторов. Даже иногда вместо ощущения комфорта, расслабленности, успокоения, хладнокровия могут появляться необычные реакции. В бодрящих формулировках ПРТ не содержится формул для появления «тяжести», а наоборот, направлены на активизацию организма.

С самого начала работы со спортсменами стало очевидным, что придется решать две равнозначные делемы. Достигать не только умиротворения в таких ситуациях, когда бесспорно проявляются предсоревновательное перевозбуждение, но и гиперреактивности, во время аппатии. Так возникли две части ПРТ: первая – успокаивающая, вторая – мобилизующая [5].

Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуля­ции разнообразны.

Отключение состоит в умении думать о чем угодно, кроме обстоятельств, вы­зывающих психическое напряжение. Отключение большей частью требует про­явления волевых усилий, с помощью которых человек старается включить в сфе­ру сознания (путем концентрации внимания) посторонние предметы, объекты, ситуации и т. п.

Переключение связано с концентрацией внимания и направленностью созна­ния на какое-нибудь интересное дело, на чтение увлекательной книги, просмотр фильма, спектакля и т. п.

Отвлечение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине, с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, при актуализации в пред­ставлениях ситуаций, в которых человек чувствует себя легко и спокойно (отдых на берегу моря, в лесу и т. п.).

Эффективность этих способов регуляции зависит, вероятно, от силы возник­шей у спортсмена доминанты и от его индивидуальных особенностей.

Интересно в связи с этим высказывание известной польской бегуньи Ирены Киршенштейн (Шевиньской) о своем состоянии на старте и его регуляции: «Сейчас в спортив­ном мире весьма модной стала психологическая обработка, с помощью которой пыта­ются отвлечь спортсменов от мыслей о предстоящем старте, успокоить их. Я в это не верю. Для меня лучше всего заняться чем-нибудь, самой заставить себя забыть о том, что мне предстоит» (Советский спорт. 1972. 17 декабря). Во многих случаях эффективнее не отвлекать внимание спортсмена от пред­стоящей деятельности, а переключить его внимание (сознание) от мучительных раздумий на деловую сторону работы, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, проверку и опробование спортивных снарядов, мысленное повторение упражнений [8].

Снятие психического напряжения путем разрядки. Во многих случаях снятие напряженности может быть осуществлено за счет замещающей деятельности. Типы разрядки нервного напряжения у разных людей различны: одни разряжа­ются через двигательные акты, другие - через речь.

В качестве первого способа разрядки может использоваться разминкаПри апатии она может привести спортсмена в состояние боевой готовности, при чрез­мерном возбуждении - успокоить. Однако при очень резко выраженных пред­стартовых реакциях разминка еще больше увеличивает возбуждение. Следова­тельно, необходимо учитывать исходный фон и подбирать к нему нагрузку при разминке. При регулировании сильного психического возбуждения следует, по-видимому, обеспечить «золотую середину», так как слишком слабый разряд ос­тавляет большое по силе возбуждение, а слишком сильный разряд способствует возникновению еще более сильного возбуждения, то есть самовозбуждения. Регулирующий эффект разминки определяется качеством и видом используе­мых для нее упражнений: чем больше разминка похожа на упражнения предстоя­щего соревнования, тем больше она увеличивает предстартовое возбуждение [6].

Предварительная же работа, отличающаяся по характеру от предстоящей дея­тельности, уменьшает возбуждение спортсмена. Показана целесообразность ком­плексного применения разминки и методов аутогенной тренировки для снятия у спортсменов возникшей напряженности [7].

Использование дыхательных упражнений. Изменяя произвольно режим ды­хания, человек изменяет и режим своей психической деятельности. Поэтому дыхательные упражнения являются одним из простых и надежных методов регу­ляции психических состояний спортсменов.

В практике используются три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания. При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. Вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах наполняются воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, пле­чи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: посте­пенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы. Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определен­ном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на 4, 6 или 8 шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Пол­ный выдох делается опять за тоже число шагов (4, 6, 8). После выдоха — задержка дыхания прежней продолжительности (2, 3, 4 шага) или несколько короче в слу­чае возникновения неприятных ощущений. Количество повторений определяет­ся самочувствием. В ходе повторений продолжительность вдоха может возрас­тать до 12 шагов и более, а в связи с этим может возрастать и задержка дыхания. Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчка­ми через плотно сжатые губы.

Злоупотреблять этими упражнениями не следует. Положительный эффект возрастает по мере упражняемости, а на первых этапах он может быть незначи­тельным [10].

Снижение уровня притязаний как способ снятия психического напряжения. Выше уже говорилось, что причиной психического напряжения спортсмена мо­гут быть сложность стоящей перед ним задачи и его неуверенность в возможно­сти ее решения (достижения поставленной перед ним цели). В этом случае целе­сообразно снизить требования к спортсмену. Если же спортсмен сам ставит перед собой трудные цели, имеет высокий уровень притязаний - задача осложняется. Снизить уровень притязаний спортсмена можно лишь путем убеждения, но это чревато неприятными последствиями, демобилизацией и уходом спортсмена от борьбы. Поэтому лучше изменить направление мыслей спортсмена со спортив­ного результата и представления о спортивной борьбе на точное, технически правильное выполнение упражнения, на тактически грамотное ведение поедин­ка. Нужно заставить спортсмена думать не столько о результатах, сколько о спо­собах их достижения. Кроме того, необходимо исключить угрозу наказания спортсмена за неудачное выступление [13].

Интеллектуальная подготовка. В подготовке спортсменов важную роль играет их интеллектуальная подготовка. Она направлена на осмысление сути спортивной деятельнос­ти, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных результатов (Л.П. Матвеев).

Интеллектуальные способности - это не только готовность спортсме­на к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно.

По мере повышения уровня спортивных достижений возрастают и требо­вания к интеллектуальным способностям спортсмена, которые развиваются и совершенствуются лишь в той мере, в какой спортсмен интеллектуально активен. Отсюда вытекает необходимость специальной организации и целе­направленного стимулирования интеллектуальной деятельности спортсмена.В интеллектуальных способностях спортсмена можно выделить неко­торые компоненты, которые имеют существенное значение во всех видах спорта и в то же время проявляются в разной мере, в зависимости от специфики спортивной специализации.

В структуре интеллектуальных способностей спортсмена ведущими компонентами являются: способность концентрировать внимание на по­знании закономерностей спортивной подготовки и эффективном решении задач в процессе тренировки и соревнований, способность к быстрому ус­воению специальных знаний и оперированию ими в ходе спортивной дея­тельности, способность к оперативной переработке информации, полу­ченной в результате наблюдений, восприятий, и реализация ее в соответствующих действиях; способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации; способность мышления, обеспечивающая продуктивность умственной деятельности спортсмена, особенно в слож­ных ситуациях (скорость и гибкость протекания мыслительных процессов, самостоятельность мышления, широта и глубина ума, последовательность мысли и др.); способность действовать и принимать решения с определен­ным упреждением в отношении ожидаемых событий.

Интеллектуальная подготовка имеет самое прямое отношение к фор­мированию мотивации спортсменов, его волевой и специальной психоло­гической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, развитию физических способностей. Будучи тесно связанной с другими компонен­тами спортивного мастерства, она включает в себя два важных раздела: интеллектуальное (теоретическое) образование и развитие интеллектуаль­ных способностей.

В содержание интеллектуального образования входит совокупность раз­нообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и сорев­новательной деятельности. Это могут быть:знания мировоззренческого, мотивационного и этического харак­тера, т.е. знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом, позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности; общественный и личностный смысл спорта вообще и спортивных высших достижений в частности;знания, способствующие воспитанию устойчивых мотивов и пра­вил поведения;знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена (прин­ципы и закономерности спортивной подготовки, естественно-научные и гуманитарные основы спортивной деятельности и т.п.);спортивно-прикладные знания, включающие сведения о правилах спортивных соревнований, спортивной технике и тактике избранного вида спорта, критериях их эффективности и путях освоения, средствах и методах физической и психологической подготовки, методики построения тре­нировки, вне тренировочных факторах спортивной подготовки, требовани­ях к организации общего режима жизни и питания, о восстановительных мероприятиях, правилах контроля и самоконтроля, материально-техни­ческих, организационно-методических условиях занятий спортом и т.д. (Л.П. Матвеев, 1977; Ю.Ф. Курамшин, 1981).

Комплекс перечисленных знаний составляет предмет теоретического образования и самообразования спортсмена. Передача и усвоение знаний в процессе теоретических занятий происходят в тех же формах, какие ха­рактерны для умственного образования (лекции, семинары, беседы, са­мостоятельное изучение литературы). Непосредственно на теоретических занятиях теоретическая подготовка направлена на формирование у спорт­сменов сознательного и активного отношения к выполнению тренировоч­ных заданий, обеспечивающих повышение уровня физической, техничес­кой, тактической, психологической подготовленности, выбору рациональных способов соревновательной борьбы в условиях состязаний и т.п.

Развитие интеллектуальных способностей, отвечающих специфичес­ким требованиям избранного вида спорта, осуществляется путем выпол­нения специальных заданий и способов организации занятий, побуждаю­щих спортсмена к творческим проявлениям при создании новых вариантов техники движений, разработке оригинальной тактики состязаний, совер­шенствованию средств и методов подготовки.

Интегральная подготовка.Интегральная подготовка направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена - тех­нической, физической, тактической, психологической, интеллектуаль­ной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправлен­ными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные каче­ства, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнени­ях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняе­мые в условиях соревнований различного уровня;специально-подготовительные упражнения, максимально прибли­женные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревнова­тельным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важ­ных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Например, в спортивных играх, чтобы играть хорошо, команда должна играть много на протяжении всего года. Выполнение упражнений на тех­нику, или развитие силы, или улучшение гибкости, или совершенствова­ние отдельных тактических элементов и т.д. не может заменить трениро­вочные и соревновательные игры. Только в играх полностью раскрываютсявозможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь и понимание между ними, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов й систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с тре­бованиями сложной соревновательной обстановки, характерной для дан­ного виде спорта.

Особое внимание интегральной подготовке уделяется также в спортив­ных единоборствах. В фехтовании, боксе, во всех видах борьбы нельзя подготовить спортсмена без боевой практики во многих соревнованиях.

Не так велико значение интегральной подготовки для спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, в которых общее коли­чество технических приемов и тактических действий в целом ограничено, а основной объем тренировочной работы циклического характера по фор­ме, структуре, особенностям функционирования систем организма мак­симально приближен к соревновательному.

В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленнос­тью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон под­готовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, свя­занных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, — физическое и техническое, тех­ническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психо­логическое и т.п.

Для повышения эффективности интегральной подготовки применяют­ся разнообразные методические приемы. К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревнователь­ных упражнений. Так, для убыстрения темпа игры в теннисе можно про­водить игры на кортах с деревянным покрытием, где мяч отскакивает с большей скоростью, и поэтому спортсмен должен быстрее реагировать. Для усложнения — на травяных кортах, где мяч может отскочить в непред­сказуемом направлении. Для затруднения — утяжеленной ракеткой и мя­чом с маскировочной окраской (Е.В. Корбут) [14].

Список литературы

О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для студентов физкульт. учеб. заведений / В. Н. Смоленцева. – Омск : СГУФК, 2012. – 144 с. – Режим доступа : http://www.studmed.ru/smolenceva-vn-o-psihotehnikah-psihicheskih-sostoyaniyah-i-ih-regulyacii-v-sporte_8984817c7d5.html. – (Дата обращения : 08.10.18 ).

Основы психологической подготовки спортсмена : учеб.-метод. пособие / Ю. Т. Ревякин/ Т. В. Карбышева ; МОиПО РФ, ТГПУ, ИФК .— Томск : Спектр, 1999 .— 156 с. — Библиогр. : с. 90-91.

Причины возникновения неблагоприятных психических состояний [Электронный ресурс] // Информ. сайт «Lektsii.org». – Режим доступа : https://lektsii.org/3-46426.html. – (Дата обращения: 18.10.18).

Психологическая подготовка спортсменов : учеб.-метод. пособие / сост. : А. М. Ахатов, И. В. Работин. – Набережные Челны : КамГАФКСиТ, 2008. – 56с.

Психология спорта : хрестоматия / сост.-ред. А. Е. Тарас. – Минск : Харвест, 2005. – Ч. II : Психические процессы и состояния в спорте. – С. 79–159

Психология спорта высших достижений : учеб. пособие для ин–тов физ. культуры / под общ. ред. А. В. Родионова. – Москва : Физкультура и спорт, 1979. – 141 с. : ил.

Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов .— Москва : Академия, 2003 .— 287, [1] с

Психология физического воспитания : учеб. для институтов и факультетов физической культуры / Е. П. Ильин .— 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ, 2000 .— 486 с.

Психология физической культуры и спорта : учеб. пособие для вузов / С. С. Смагина/ Н. И. Корытченкова ; Кемеровский государственный университет (КемГУ) .— Томск : Изд-во ТГПУ,

2008 .— 63 с. — Библиогр. : с. 61-63 .

Психология физической культуры и спорта : учеб. для высших физкульт. учеб. заведений. – Омск :СибГУФК, 2007. – 270 с.

Способы регуляции предстартовых состояний [Электронный ресурс] // Информ. сайт «StudFiles. – Режим доступа : https://studfiles.net/preview /3355750/. – (Дата обращения : 18.10.18 ).

Способы регуляции предстартовых состояний [Электронный ресурс] / Информ. сайт «StudFiles». – Режим доступа : https://studfiles.net/preview/5593130/page:15/ – (Дата обращения : 09.10.18 ).

Способы регуляции предстартовых состояний [Электронный ресурс] / Информ. сайт «StudFiles». – Режим доступа : https://studfiles.net/preview/5185549/page:21/ – (Дата обращения : 09.10.18).

Теория и методика физической культуры : учеб. для вузов / Ю. В. Курамшин/ В. И. Григорьев/ Н. Е. Латышева и др. ; под ред. Ю. Ф. Курамшина .— 2-е изд., испр. — Москва : Советский спорт, 2004 .— 463 с. : ил. — Библиогр.: с. 453-456

Просмотров работы: 125