Налоговый контроль в Российской Федерации - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Налоговый контроль в Российской Федерации

Киссер Ю.В. 1
1Курский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ [1].

Объектом налогового контроля выступают отношения, которые связаны с исчислением и уплатой налогом и сборов. А субъектами являются должностные лица налоговых органов.

Главной задачей налогового контроля служит контроль над соблюдением налогового законодательства плательщиками налогов, а также обеспечение полной и своевременной уплаты налогов в бюджетную систему государства. Это необходимо для обеспечения экономической безопасности при формировании централизованных общегосударственных денежных фондов за счет налоговых поступлений.

Налоговый контроль в России предполагает:

-наблюдение за деятельность контролируемых субъектов;

-анализ информации и выработка прогнозов;

-разработка и принятие мер по предупреждению нарушений налогового законодательства и дисциплины;

-учет и анализ причин и обстоятельств совершенных правонарушений;

-пресечение противоправных действий [2].

Основная цель налогового контроля – создание совершенной системы налогообложения, в том числе достижение высокого уровня налоговой дисциплины, которая исключает нарушение налогового законодательства.

Большое значение налогового контроля в системе государственного финансового контроля обусловлено абсолютным преобладанием налоговых поступлений в системе доходов государства.

Налоговый контроль может быть охарактеризован по различным признакам. Например, по субъектам выделяют государственный контроль (осуществляемый государственными органами общей и специальной компетенции) и независимый налоговый контроль (осуществляют аудиторские и общественные организации).

В зависимости от стадии проведения бывает предварительный, который предполагает профилактику и предупреждение правонарушений, текущий контроль проводится в отчетном периоде и носит оперативный характер, а также последующий налоговый контроль, который представляет собой проверку реального исполнения соответствующий нормативных актов налогового законодательства.

Налоговый контроль в России осуществляется различными методами. Основной формой осуществления налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговой проверкой может быть охвачена деятельность налогоплательщика на срок не более трех календарных лет, которые предшествовали году проведения проверки. Налоговые проверки могут проводиться на всех предприятиях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовой формы.

Проведение налоговых проверок в РФ строится на ряде принципов:

1. Налоговые органы проводят проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

2. Проверки проводятся с обязательным соблюдением процессуальных норм;

3. Налоговая проверка проводится в установленные налоговым законодательством сроки.

Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет две разновидности налоговых проверок: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка производится в месте нахождения налогового органа на основании налоговых деклараций и документов, предоставляемых налогоплательщиками [3]. Проверка проводится уполномоченными должностными лицами в течение трех месяцев со дня подачи документов. В первую очередь проверяется факт предоставления всей отчетности.

Налоговые органы имеют право требовать дополнительные документы и сведения, получать разъяснения, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка производится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (или его заместителя) налогового органа. Такая проверка не может проводиться чаще одного раза в год и продолжаться более двух месяцев. Выездная проверка может быть проведена по одному или нескольким налогам [3].

В наше время выездная налоговая проверка является наиболее эффективной формой налогового контроля. Она одновременно осуществляет контроль над соблюдением норм налогового права, выявляет и пресекает нарушение налогового законодательства, а в случае нарушения налогового законодательства привлекает плательщиков к ответственности.

Таблица 1 - Сведения о проведении камеральных и выездных проверок на 1 октября 2018 года

 

Количество,

единиц

Выявлено нарушений,

единиц

Дополнительно начислено

платежей, в рублях

Камеральные проверки

По Российской Федерации

50 061 955

2 566 114

43 639 336

По Курской области

336 801

20 731

244 681

Выездные проверки организаций, индивидуальных предпринимателей и других лиц, занимающихся частной практикой

По Российской Федерации

10 589

10 419

238 769 344

По Курской области

81

80

980 011

Выездные проверки физических лиц

По Российской Федерации

302

286

904 616

По данным таблицы 1 видно, что в целом по России на 1 октября 2018 года было проведено 50 072 845 проверок . При этом в 5% случаев были выявлены нарушения. В совокупности это привело к налоговым доначислениям в бюджет в размере больше 280 миллионов рублей.

Одновременно с выездной налоговой проверкой может происходить инвентаризация имущества налогоплательщика и осмотр производственных, складских и торговых помещений и территорий. При этом порядка проведения таких контрольных мероприятий не существует.

Существуют ситуации, когда может быть назначена повторная выездная проверка. Такая проверка производится по уже проверенным в предыдущую выездную проверку налогам. Основания для ее проведения может послужить, например, контроль за деятельность нижестоящего налогового органа вышестоящим органом. А также при предоставлении налогоплательщикам уточненной декларации, где будет отображена уменьшенная сумма налога. Поэтому налоговые органы сами принимают решение об инвентаризации.

Вся информация о проведении камеральных и выездных налоговых проверок в целом по России и отдельно по каждому региону размещается на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы.

Таким образом, налоговый контроль является составной частью государственного финансового контроля. Налоговый контроль помогает дисциплинировать налогоплательщиков к уплате своих обязательств своевременно и в полном объеме.

Список использованной литературы

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 27.11.2018)

2. Власова М. С. Налоги и налогообложение : учебное пособие / М. С. Власова, О. В. Суханов; под ред. М. С. Власовой. – М.: КНОРУС, 2016. – 222 с.

3. Карташов, А. В. Налоговое право : учебное пособие для прикладного бакалавриата / А. В. Карташов, Е. Ю. Грачева ; под ред. Е. Ю. Грачевой. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 231 с.

4. Лазурина О. М. Налоги и налогообложение : учебное пособие / под общей редакцией к.э.н., доцента Лазуриной О. М. – Ярославль: МФЮА, 2014. – 220 с.

Просмотров работы: 4