Одним из важнейших направлений обучения школьников в 1-4 классах является обучение их навыкам чтения. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что младшие школьники должны освоить не только механические навыки озвучивания текста, который находится у них перед глазами, но читать осознанно и, что немаловажно – бегло. Поскольку основной объём знаний, предусмотренных школьной программой, составленной на основе ФГОС НОО, составляют эпические тексты, развитие беглости и осознанного чтения крайне важно. Беглое чтение позволяет младшим школьником своевременно выполнять школьные задания – и тем самым осваивать новые знания, навыки и умения.
Успеваемость школьников зависит от многих обстоятельств, но основным является скорость чтения. Чем быстрее школьник может прочитать задание, тем быстрее он способен приступить к его выполнению, тем меньший срок ему требуется на то, чтобы просто понять, что именно от него требуется. Поэтому в начальной школе основной задачей является развитие навыка беглости чтения, то есть такого, при котором слова произносятся с примерно той же скоростью, что и в устной речи (120 – 150 слов за минуту).
Как показывают данные психологов Н.М. Мякишевой, Л.Г. Федоренко, у младших школьников при скорости чтения свыше 150 слов в минуту резко падает осмысление прочитанного текста, школьники не всегда могут осознать, что именно они читают, выделить логические элементы структуры текста и понять его содержание. Именно поэтому за скорочтением в начальной школе гнаться не следует, а необходимо лишь развивать навыки беглости чтения.
Работа над беглым чтением должна производиться систематически и целенаправленно на всех уроках литературного чтения. В качестве примера того, как именно на занятиях по этому предмету развивается беглое и осмысленное чтение, представим работу над произведением П.П. Ершова «Конёк-горбунок».
По мнению Л.Р. Львова беглое чтение подразумевает, что читающий произведение ученик должен:
1) По возможности полностью понимать его смысл.
2) Правильно ставить интонацию, учитывая виды предложений и содержание читаемого отрывка.
3) Правильно ставить ударения в словах.
4) Верно произносить слова.
Для этого необходимо проведение следующих видов работ на уроке:
1) Изучение содержания незнакомых и устаревших слов. В частности, такими словами будут:
- Городничий – начальник в городе.
- Глашатай – тот, кто в старину озвучивал приказы и решения правителя или органов власти.
- Седьмица – неделя.
- Коурко – лошадь рыжей масти.
- Челядь – слуги.
Младшим школьникам следует не только объяснить значение этих слов, но и показать, как они произносятся по правилам русской литературной речи. При необходимости дополнительно можно показать, как именно следует работать со школьным орфоэпическим словарём в спорных ситуациях с точки зрения произношения.
2) Отработка технических приёмов беглого чтения. Здесь выделяют два направления работы:
- Чисто технические навыки – тренировка дыхания, артикуляции, восприятия, которые позволяют читать отрывки текста без запинок. Приведем пример отработки дыхания, перед прочтением произведения П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Упражнение «Надоедливый комар» — продолжительный выдох и движения на отработку «опоры дыхания». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа в стороны руки, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились.
Теперь соедините эти действия с произнесением звука «з-з-з». По счету «раз» - руки в стороны (с глубоким вдохом). На выдохе со звуком «з-з-з» медленно соединяйте руки, чтобы «убить комара», который назойливо звенит над вами. Медленнее! Спокойнее! Не спугните комара! Желание «поймать комара» замедляет движение рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха — образуется «опора дыхания». И только когда «убили комара» (хлопнули ладонями), наступает полная свобода дыхательных мышц.
- Многочтение. В этом случае перед тем, как читать отрывок вслух, младший школьник может прочесть его про себя, выделяя важные по смыслу места, набрасывая в уме интонационный рисунок чтения, осознавая содержание незнакомых слов. Количество прочтений зависит от потребностей школьника: самые развитые могут читать текст «с листа», остальные же при желании и необходимости могут обратиться за помощью к учителю (например, спрашивая о значении или произношении незнакомых слов).
В результате школьник должен избегать ряда типичных ошибок, часто встречающихся у младших школьников:
- Пропуски элементов текста. По мелочи ими могут быть буквы и слоги слов, но иногда получается, что при чтении вслух ученик выбрасывает целые стихотворные строчки.
- Перестановка букв, слогов и слов. Следует обратить внимание, что текст сказки П.П. Ершова имеет особенности, характерные как для традиций русского фольклора, так и для литературной речи XIX века, которая ныне уже является отчасти устарелой. Поэтому следует поправлять младших школьников, которые при чтении пытаются «скорректировать» сказку в более привычном для них духе. Приведем пример отрывка:
Вечер к ночи пробирался;
На ночлег Иван собрался;
Вдоль по улице идет,
Ест краюшку да поет.
Вот он поля достигает,
Руки в боки подпирает
И с прискочкой, словно пан,
Боком входит в балаган.
Все по-прежнему стояло,
Но коней как не бывало;
Лишь игрушка-горбунок
У его вертелся ног,
Хлопал с радости ушами
Да приплясывал ногами.
Как завоет тут Иван,
Опершись о балаган:
«Ой вы, кони буры-сивы,
Добры кони златогривы!
Я ль вас, други, не ласкал,
Да какой вас черт украл?
Чтоб пропасть ему, собаке!
Чтоб издохнуть в буераке!
Чтоб ему на том свету
Провалиться на мосту!
Ой вы, кони буры-сивы,
Добры кони златогривы!»
Ошибки подобного рода часто связаны не только с несовершенством навыков чтеца, но и с «чтением по догадке». Опытный чтец часто способен по стилистике, содержанию и лексике читаемого текста предугадать некоторые элементы раньше, чем они попадутся ему в поле оперативного зрения и будут осознаны. Этот навык в целом полезен – однако не на уроках литературного чтения, где он мешает правильно осознавать и понимать содержание читаемых произведений. Поэтому в тех случаях, когда ребёнок пытается «читать по догадке», его следует пусть мягко, но поправлять и требовать, чтобы он читал именно то, что имеется в предложенном отрывке, а не пытался что-то сочинить от себя.
Кроме того, возможны и ошибки при произношении слов. Их причинами являются обычно следующие:
1) Незнание орфоэпических норм и правил произношения для тех слов, которые выходят за рамки активного словарного запаса школьника. Исправить их можно с помощью разъяснения и предварительной работы над текстом (в том числе и с помощью школьного орфоэпического словаря).
2) «Орфографическое чтение», когда школьник произносит слова при чтении вслух так же, как они написаны. Это закономерный этап обучения чтению, но к 4 классу, когда изучается сказка «Конёк-горбунок», он должен быть уже пройден. Вопрос решается с помощью упражнений на внимательность и советов школьникам обращать внимание на то, как говорят окружающие. Сравнив написание и произношение многих знакомых слов, учащиеся могут избавиться от этого недостатка.
3) Интонационные ошибки. Они выражаются в неверном логическом ударении, ненужных паузах, произнесении фраз не с той интонацией. Причиной может быть как неразвитость речевого аппарата (школьнику банально не хватает дыхания, чтобы произнести фразу на одном дыхании), так и непонимание читаемого текста. В последнем случае ошибки означают, что подготовительная работа проведена неправильно, и ученик так и не понял, что именно он читает, и просто пытается механически озвучивать текст, который находится перед глазами.
4) Ошибки, связанные с тем, что русский язык для школьника является не родным. Они часто возникают в многонациональных классах. Здесь задачей учителя является углубление работы над освоением учащимися именно русского языка (не в ущерб родному, изучаемому отдельно).
В результате чтения сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок» школьники должны:
- Усвоить незнакомые слова и правила произношения знакомых слов – но по устаревшим правилам.
- Улучшить оперативную память, дыхание и артикуляцию.
- Понять правила русского языка, которые помогают правильно расставлять ударение в словах и читать, произнося фразы с правильной интонацией.
ЛИТЕРАТУРА:
Борисенко, И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. – 1994. – №3, – С. 12-19.
Зайдман, И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. – №6 – с. 5-14.
Яковлева, В. И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. – № 6 – с. 12– 16.
Ершов, П. П. Конек-горбунок. – 2013 г. – 126 С.