РАЗВИТИЕ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗКИ П.П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗКИ П.П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из важнейших направлений обучения школьников в 1-4 классах является обучение их навыкам чтения. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что младшие школьники должны освоить не только механические навыки озвучивания текста, который находится у них перед глазами, но читать осознанно и, что немаловажно – бегло. Поскольку основной объём знаний, предусмотренных школьной программой, составленной на основе ФГОС НОО, составляют эпические тексты, развитие беглости и осознанного чтения крайне важно. Беглое чтение позволяет младшим школьником своевременно выполнять школьные задания – и тем самым осваивать новые знания, навыки и умения.

Успеваемость школьников зависит от многих обстоятельств, но основным является скорость чтения. Чем быстрее школьник может прочитать задание, тем быстрее он способен приступить к его выполнению, тем меньший срок ему требуется на то, чтобы просто понять, что именно от него требуется. Поэтому в начальной школе основной задачей является развитие навыка беглости чтения, то есть такого, при котором слова произносятся с примерно той же скоростью, что и в устной речи (120 – 150 слов за минуту).

Как показывают данные психологов Н.М. Мякишевой, Л.Г. Федоренко, у младших школьников при скорости чтения свыше 150 слов в минуту резко падает осмысление прочитанного текста, школьники не всегда могут осознать, что именно они читают, выделить логические элементы структуры текста и понять его содержание. Именно поэтому за скорочтением в начальной школе гнаться не следует, а необходимо лишь развивать навыки беглости чтения.

Работа над беглым чтением должна производиться систематически и целенаправленно на всех уроках литературного чтения. В качестве примера того, как именно на занятиях по этому предмету развивается беглое и осмысленное чтение, представим работу над произведением П.П. Ершова «Конёк-горбунок».

По мнению Л.Р. Львова беглое чтение подразумевает, что читающий произведение ученик должен:

1) По возможности полностью понимать его смысл.

2) Правильно ставить интонацию, учитывая виды предложений и содержание читаемого отрывка.

3) Правильно ставить ударения в словах.

4) Верно произносить слова.

Для этого необходимо проведение следующих видов работ на уроке:

1) Изучение содержания незнакомых и устаревших слов. В частности, такими словами будут:

- Городничий – начальник в городе.

- Глашатай – тот, кто в старину озвучивал приказы и решения правителя или органов власти.

- Седьмица – неделя.

- Коурко – лошадь рыжей масти.

- Челядь – слуги.

Младшим школьникам следует не только объяснить значение этих слов, но и показать, как они произносятся по правилам русской литературной речи. При необходимости дополнительно можно показать, как именно следует работать со школьным орфоэпическим словарём в спорных ситуациях с точки зрения произношения.

2) Отработка технических приёмов беглого чтения. Здесь выделяют два направления работы:

- Чисто технические навыки – тренировка дыхания, артикуляции, восприятия, которые позволяют читать отрывки текста без запинок. Приведем пример отработки дыхания, перед прочтением произведения П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Упражнение «Надоедливый комар» — продолжительный выдох и движения на отработку «опоры дыхания». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа в стороны руки, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились.

Теперь соедините эти действия с произнесением звука «з-з-з». По счету «раз» - руки в стороны (с глубоким вдохом). На выдохе со звуком «з-з-з» медленно соединяйте руки, чтобы «убить комара», который назойливо звенит над вами. Медленнее! Спокойнее! Не спугните комара! Желание «поймать комара» замедляет движение рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха — образуется «опора дыхания». И только когда «убили комара» (хлопнули ладонями), наступает полная свобода дыхательных мышц.

- Многочтение. В этом случае перед тем, как читать отрывок вслух, младший школьник может прочесть его про себя, выделяя важные по смыслу места, набрасывая в уме интонационный рисунок чтения, осознавая содержание незнакомых слов. Количество прочтений зависит от потребностей школьника: самые развитые могут читать текст «с листа», остальные же при желании и необходимости могут обратиться за помощью к учителю (например, спрашивая о значении или произношении незнакомых слов).

В результате школьник должен избегать ряда типичных ошибок, часто встречающихся у младших школьников:

- Пропуски элементов текста. По мелочи ими могут быть буквы и слоги слов, но иногда получается, что при чтении вслух ученик выбрасывает целые стихотворные строчки.

- Перестановка букв, слогов и слов. Следует обратить внимание, что текст сказки П.П. Ершова имеет особенности, характерные как для традиций русского фольклора, так и для литературной речи XIX века, которая ныне уже является отчасти устарелой. Поэтому следует поправлять младших школьников, которые при чтении пытаются «скорректировать» сказку в более привычном для них духе. Приведем пример отрывка:

Вечер к ночи пробирался;

На ночлег Иван собрался;

Вдоль по улице идет,

Ест краюшку да поет.

Вот он поля достигает,

Руки в боки подпирает

И с прискочкой, словно пан,

Боком входит в балаган.

Все по-прежнему стояло,

Но коней как не бывало;

Лишь игрушка-горбунок

У его вертелся ног,

Хлопал с радости ушами

Да приплясывал ногами.

Как завоет тут Иван,

Опершись о балаган:

«Ой вы, кони буры-сивы,

Добры кони златогривы!

Я ль вас, други, не ласкал,

Да какой вас черт украл?

Чтоб пропасть ему, собаке!

Чтоб издохнуть в буераке!

Чтоб ему на том свету

Провалиться на мосту!

Ой вы, кони буры-сивы,

Добры кони златогривы!»

Ошибки подобного рода часто связаны не только с несовершенством навыков чтеца, но и с «чтением по догадке». Опытный чтец часто способен по стилистике, содержанию и лексике читаемого текста предугадать некоторые элементы раньше, чем они попадутся ему в поле оперативного зрения и будут осознаны. Этот навык в целом полезен – однако не на уроках литературного чтения, где он мешает правильно осознавать и понимать содержание читаемых произведений. Поэтому в тех случаях, когда ребёнок пытается «читать по догадке», его следует пусть мягко, но поправлять и требовать, чтобы он читал именно то, что имеется в предложенном отрывке, а не пытался что-то сочинить от себя.

Кроме того, возможны и ошибки при произношении слов. Их причинами являются обычно следующие:

1) Незнание орфоэпических норм и правил произношения для тех слов, которые выходят за рамки активного словарного запаса школьника. Исправить их можно с помощью разъяснения и предварительной работы над текстом (в том числе и с помощью школьного орфоэпического словаря).

2) «Орфографическое чтение», когда школьник произносит слова при чтении вслух так же, как они написаны. Это закономерный этап обучения чтению, но к 4 классу, когда изучается сказка «Конёк-горбунок», он должен быть уже пройден. Вопрос решается с помощью упражнений на внимательность и советов школьникам обращать внимание на то, как говорят окружающие. Сравнив написание и произношение многих знакомых слов, учащиеся могут избавиться от этого недостатка.

3) Интонационные ошибки. Они выражаются в неверном логическом ударении, ненужных паузах, произнесении фраз не с той интонацией. Причиной может быть как неразвитость речевого аппарата (школьнику банально не хватает дыхания, чтобы произнести фразу на одном дыхании), так и непонимание читаемого текста. В последнем случае ошибки означают, что подготовительная работа проведена неправильно, и ученик так и не понял, что именно он читает, и просто пытается механически озвучивать текст, который находится перед глазами.

4) Ошибки, связанные с тем, что русский язык для школьника является не родным. Они часто возникают в многонациональных классах. Здесь задачей учителя является углубление работы над освоением учащимися именно русского языка (не в ущерб родному, изучаемому отдельно).

В результате чтения сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок» школьники должны:

- Усвоить незнакомые слова и правила произношения знакомых слов – но по устаревшим правилам.

- Улучшить оперативную память, дыхание и артикуляцию.

- Понять правила русского языка, которые помогают правильно расставлять ударение в словах и читать, произнося фразы с правильной интонацией.

ЛИТЕРАТУРА:

Борисенко, И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. – 1994. – №3, – С. 12-19.

Зайдман, И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. – №6 – с. 5-14.

Яковлева, В. И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. – № 6 – с. 12– 16.

Ершов, П. П. Конек-горбунок. – 2013 г. – 126 С.

Просмотров работы: 34