В связи с тем, что в современных условиях рынка становится все труднее обеспечить эффективное производство, предприятия вынуждены самостоятельно определять и прогнозировать состояние внешней среды, искать поставщиков и рынки сбыта продукции. Операционный менеджмент является одним из эффективных инструментов организации производственного процесса, который позволяет контролировать выполнение всех производственных операций, снижает влияние человеческого фактора, гарантирует качество выпускаемой продукции и позволяет повысить конкурентоспособность и прибыльность предприятия. Он в первую очередь отвечает за эффективное использование ресурсов, основным показателем которого является продуктивность. Изучение операционного менеджмента на предприятии необходимо для того, чтобы понять, как эффективно управлять ресурсами и основным бизнес–процессом.
Целью исследований является теоретическое обоснование эффективности использования операционного менеджмента в управлении предприятием.
Для осуществления поставленной цели были решены следующие задачи:
изучение основных этапов развития операционного менеджмента;
изучение основных элементов операционного менеджмента
изучение операционной системы бизнеса
изучение основополагающих принципов построения системы операционного менеджмента на предприятии
Впервые операционный менеджмент появился именно с того момента, когда люди начали производить товары и услуги. Первыми исследователями данного направления стали Фредерик У. Тейлор и Анри Файоль, которые считали, что существует оптимальный способ организации труда.
В 1940-е годы проблемы материально-технического снабжения потребовали более тщательного планирования. В связи с этим стали проводиться исследования на основе достижений математики, психологии и экономики, кроме того был расширен инструментарий количественных методов.
Операционный менеджмент выделился как самостоятельное направление менеджмента только лишь в конце 1950-х годов. Были выделены основные проблемы этого направления, производственные операции стали рассматриваться как элементы сложной системы управления. Все чаще стали использоваться системный и ситуационный подходы к управлению. Операционный менеджмент продолжает развиваться и в настоящее время, благодаря развитию технических наук, науки организации производства и научного менеджмента, которые заложили основу для повышения производительности и эффективности работы предприятий.
В соответствии с моделью «5P» принято выделять пять основных элементов операционного менеджмента (рисунок 1).
Рисунок 1 - Модель 5Р в операционном менеджменте
Как видно на рисунке 1, основными элементами операционного менеджмента являются:
Plants - предприятия, производящие различную продукцию или оказывающие услуги;
Processes - проектирование бизнес-процессов на предприятии;
Parts - производящиеся продукты и услуги;
People – процесс подбора персонала для выполнения конкретных операций;
Planning and Control Systems – реализация функций планирования, организации, анализа и контроля.
О перационный менеджмент позволяет выделить операционную систему бизнеса, состоящую их трех подсистем, между которыми имеется однозначная связь (рисунок 2).
Рисунок 2 - Операционная система организации
Перерабатывающая подсистема включает в себя подразделения предприятия и их сотрудников, которые выполняют основную операционную функцию предприятия. В рамках перерабатывающей подсистемы производится преобразование материальных, информационных или финансовых ресурсов в конечный продукт или услугу. Обеспечивающая подсистема осуществляет полное обеспечение деятельности перерабатывающей подсистемы, а управляющая подсистема в свою очередь осуществляет управленческое воздействие и контроль за деятельностью названых выше элементов операционной системы бизнеса [1].
Бизнес-процессы организации, с точки зрения операционной системы, так же подразделяются на основные, непосредственно участвующие в производстве продукции или оказании услуг, обеспечивающие или вспомогательные, которые обеспечивают основные бизнес-процессы предприятия, и управляющие, генерирующие и реализующие управленческие решения.
Ввиду того, что для операционного менеджмента одним из основополагающих принципов является ориентирование на потребителя по критериям качества продукции, обновления продуктового ассортимента и изменения объемов производства продукции, необходимо проводить исследования потребностей целевых групп потребителей, проводить анкетирование и на основе данных исследований разрабатывать стратегию удовлетворения их потребностей. Для этого нужно назначать ответственных за проведение подобных исследований лиц, которые в дальнейшем будут осуществлять контроль реализации выработанных стратегий [2].
Другим важным критерием являются взаимоотношения с партнерами и поставщиками. Предприятие должно быть уверено в своих поставщиках. Руководителю необходимо внимательно изучать финансовые результаты потенциальных партнеров, текущее положение их дел, а также перспективы, которые открываются при сотрудничестве с ними. При работе с партнерами всегда важно искать способы более рационального использования денежных средств для обеспечения товарам и услугам более широких рыночных каналов [3].
Рассматривая модель 5Р, можно привести примеры типичных обязанностей менеджера по операциям. Их круг довольно широк и очень разнообразен. К ним относятся:
- расчет и размещение производственных мощностей;
- проектирование товаров и услуг;
- принятие решений об аутсорсинге отдельных бизнес- процессов;
- организация производства или оказания услуг;
- разработка рабочих графиков поставки сырья и материалов и производства продукции;
- определение уровня централизации производственной или операционной деятельности;
- рассмотрение возможности использования сверхурочного времени и др.
Таким образом, для успешного использования системы операционного менеджмента нужны люди, которые обучены менеджменту, хорошо знакомы информационными технологиями, техническими и естественными науками. При соблюдении этих рекомендаций, предприятия смогут повысить эффективность своего функционирования, что приведет к главной цели работы любого предприятия или организации - увеличению прибыли.
Список литературы:
1. Володин В.В., Огай О.А., Нефедов Ю.В. Операционный менеджмент: учебное пособие.- М.: Market DS, 2016. – С.67.
2. Непочатая А.Ю. Операционный менеджмент в системе управления предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publikacia.net/archive/2016/3/7/52.
3. Пивоваров С. Э., Максимцев И. А., Рогова И. Н., Хутиева Е. С. Операционный менеджмент: учебник для вузов. – ПИТЕР, 2015. - С. 544.
4. Стерлигова А.Н., Фель А.В. Операционный менеджмент. - ИНФРА-М, 2015. - С.187.