Развитие Я-концепции у подростков - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Развитие Я-концепции у подростков

Степанова О.В. 1
1ЧГПУ им.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время научные исследования Я-концепции личности не теряют своей актуальности. Я-концепция, как научное понятие, вошло недавно, возможно, именно поэтому ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет единой его трактовки. Понятие «Я-концепция» дополнено оценочным аспектом самосознания, но «Я-концепция» шире понятия «самосознание».

Выделяют два вида «Я –концепции» – реальную и идеальную. Понятие «реальной» Я-концепции соответствует представлению «какой я есть», а «идеальной» – «каким бы я хотел быть». В большинстве случаев реальная и идеальная «Я-концепция» будут различаться, что может привести как к негативным следствиям, так и к позитивным. С одной стороны – рассогласование реального и идеального может стать внутриличностным конфликтом, с другой стороны, это же рассогласование будет являться источником самосовершенствования личности и самоустановок на развитие.

Подросток все время задает себе вопросы: «Кто Я?», «Каким бы я хотел стать?», «Как я выгляжу в глазах других людей?», «Чем я отличаюсь от других?» и на протяжении многих лет будет стараться найти ответы на собственные вопросы, прежде чем в процессе этого самопознания сформирует представление о самом себе.

Одним из компонентов самопознания является самооценка. Отношения с другими, требующие самого себя, его критичность, отношение к успеху и их отсутствие зависят от самооценки человека. Самооценка развивается и формируется под влиянием различных социальных факторов, что позволяет говорить о ее индивидуальных и возрастных характеристиках. Именно в подростковом возрасте происходят значительные изменения личности, связанные с перестройкой самосознания. В подростковом возрасте становится актуальным процесс личностного развития, формирования образа «я», который не ясно понимается ребенком, поиск смысла жизни и самосовершенствования. На развитие самосознания значительно влияет окружающая среда подростка. Под влиянием социальных условий самооценка подвержена постоянным изменениям. В подростковом возрасте у человека есть важная задача объединить все многие идеи о себе в единое целое. С неблагоприятным финалом появляется смутная идентичность, которая характеризуется внутренними противоречиями, нестабильностью «я». В подростковом возрасте происходит постепенный переход от воспроизведения оценки взрослого человека к своей собственной позиции. В процессе деятельности (самопознание) у ребенка создаются критерии самооценки. Основным фактором самопознания ребенка является сравнение себя с людьми - взрослыми и сверстниками.

Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем развития самосознания по сравнению с другими периодами детства и формирует «я-концепцию». С одной стороны, она становится более устойчивой, а с другой – претерпевает определенные изменения. Эти изменения зависят от физиологических и психологических аспектов, которые влияют на восприятие индивидом своего внешнего облика. Развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей тоже приводит к усложнению и дифференциации «Я-концепции». Подростковый возраст – период буйного и неравномерного становления, характеризующийся внезапными, качественными переменами. Это связано с тем, что подросток еще не обладает необходимой способностью правильно анализировать свои личные проявления. Психологической особенностью является появляющееся чувство взрослости, уровень притязаний становится выше, поэтому подростки стремятся постоянно расширять сферу самостоятельности, но в то же время это усложняется тем, что ребенок по-прежнему зависит от взрослого и от государства. Исключительно важно подростку обрести чувство внутренней уверенности в себе, ясного самосознания и самоуважения. Это возраст стремления к познанию и самопознанию, бурной активности и энергии, жажды инициативы и упорства в достижении поставленных целей социального взросления.

Содержание и форма проявления социального созревания считаются социализацией - индивидуализация растущего человека как двукратного процесса. Процесс социализации-индивидуализации осуществляется по-разному в разных семьях, каждый раз представляет собой особое состояние, где происходит последовательное чередование прессинга социализации, затем индивидуализация, действия которой сосредоточены в явлениях перехода к новой позиции взаимодействия социализации-индивидуализации.

У детей с различным уровнем психического становления абсолютно по-разному функционируют параметры состояний – психические процессы, физиологическая реактивность, волнения, переживания и поведение. Особенность состояний и их рельефы показали разную степень психической активности детей. В структурно-функциональных организациях психических состояний проявляются разные структуры блоков, их взаимосвязь и степень задействованности характеристик психических состояний друг с другом.

Основой для индивидуализации процесса образования становятся результаты самопознания индивидуальности ребенка, а также максимальная самореализация каждого ученика. Самопознание индивидуальности – это познание человеком самого себя через рефлексию, общение с окружающими людьми, познание своих психических сфер – саморегуляцию, эмоционально-волевую сферу, мотивационную, интеллектуальную, посредством механизмов научного самопознания.

Подростковый возраст выступает критическим в формировании самоотношения (B.C. Мухина, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, И.И. Чеснокова). В этом возрасте более отчетливо проступают все особенности психической сферы подростка и проявляются итоги родительского воспитания. Как думает большинство авторов, самоотношение считается ведущим компонентом структуры самосознания ребенка. Это обусловливает формирование в его сознании новых психологических образований – рефлексии на себя, на других, на общество. Известно, что в качестве главного социализирующего института общества выступает семья, чье воздействие считается наиболее длительным и всеобъемлющим. Полученные данные показали, что существуют различия в выраженности самоотношения у младших подростков, являющихся единственным ребенком в семье и в семье с двумя детьми. Существуют некоторые различия в Я-концепции подростков из семей с разными типами родительского являясь переходным, включает в себя отношения к детям. Одним из них является становление Я-концепции, как структуры личности. В этот период происходит перенос внешних оценок во внутренние состояния, которые влияют на деятельность подростка. С подростком не бывает все легко и просто – это период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, со взрослыми. Подростки на все остро реагируют и пропускают через себя, также и вся социальная обстановка в обществе отражается на каждом ребенке. Этот возраст, с одной стороны, отличается активностью процессов биологического созревания организма, с другой – активностью социальных процессов, хотя важно учитывать, что первые опережают вторые. И, несмотря на то, что «Я-концепция» как научное понятие в специальной литературе появилось относительно недавно, следует понимать его важность в личностном развитии подростка.

Список использованных источников:

1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2011. – 620 с.

2. Бубнова, И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. – № 1 (72).

3. Гончарова, И.И. Педагогический опыт формирования представлений о своей индивидуальности у младших подростков в учебно-воспитательном процессе / И.И. Гончарова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 245–249.

4. Державина, Ю. Психологический анализ «я-концепции» девиантных подростков / Ю. Державина // Студенческая наука и XXI век. – 2011. – № 8. – С. 229–233.

5. Истратова, О.Н. Роль семьи в становлении я-концепции современных подростков / О.Н. Истратова, А.В. Яценко // European Social Science Journal. – 2013.

6. Караваева, Д.О. Особенности Я-концепции личности младших подростков в зависимости от конфигурации семьи (с одним и с двумя детьми) / Д.О. Караваева // В.С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика: материалы Всероссийской науч.-практ. кон-ференции; Ф.В. Дериш (отв. ред). – Пермь: Пермский гос. гуманитарно-пед. ун-т. 2015. – № 9–2(36). – С. 263–268.

Просмотров работы: 291