Введение.Конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. Отсюда следует, что конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются: качественные; экономические. Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность. Они подразделяются на классификационные и оценочные. Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным показателям. По роли, выполняемой при оценке конкурентоспособности, оценочные показатели разделяют на две группы: показатели, используемые для проверки выполнения обязательных требований, которым должна удовлетворять продукция; показатели, используемые для сопоставления конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя теми или иными свойствами. Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара. Они состоят из расходов на покупку (продажная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.).
Конкуренция выполняет следующие важнейшие функции:
—утверждение суверенитета потребителей;
—постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
—стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
—обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
—саморегулирование товаропроизводителей;
—дифференциация товаропроизводителей;
—распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема - экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров и управления всеми процессами.
По степени интенсивности конкуренция может быть:
—привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
—умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
—ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
—ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглотает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.
Конкуренция может происходить на следующих уровнях:
—местном (в группе, отделе, организации и т. п.);
—региональном (районе, городе, области и т. п.);
—национальном (в стране);
—межнациональном (в нескольких странах);
—глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
—размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;
—темпы роста рынка - быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
—мощности - излишние мощности приводят к падению цен;
—препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
—цена:
—уровень стандартизации товаров - покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
—мобильные технологические модули;
—экономия на масштабе - увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
—быстрое обновление ассортимента продукции.
Конкурентное преимущество получают не те, кто располагает неограниченными ресурсами, а те, кто конструктивно мыслит. Далеко не всегда условием долгосрочного роста компании является высокая норма возврата инвестиций.
Конкурентное преимущество компании заключается в наиболее быстром обеспечении клиентов новыми информационными услугами и товарами, которые будут формировать рынки будущего. Существует множество способов достижения конкурентного преимущества: производить высококачественную продукцию, организовать отличное обслуживание клиентов, предлагать более низкие цены, чем у конкурентов, иметь более удобное географическое расположение, иметь собственную технологию, обеспечивать разработку и внедрение нового продукта в более короткие сроки, иметь хорошо известную торговую марку и репутацию, обеспечивать покупателям дополнительные ценности за их деньги (сочетая хорошее качество, хороший сервис и приемлемые цены). При этом чтобы преуспеть в создании конкурентного преимущества, компания должна предлагать покупателям то, что они считают наиболее приемлемым для себя, - хороший товар по низкой цене или товар улучшенного качества, но дороже.
Конкурентное преимущество фирмы определяется тем, насколько четко она может организовать связи с поставщиками и потребителями. Лучше организовав эти связи, фирма может получить конкурентное преимущество. Регулярные и своевременные поставки могут снизить операционные расходы фирмы и позволят уменьшить требуемый уровень запасов.
Таким образом, конкурентные преимущества предприятия - это реальные или потенциальные компетенции и способности, характеристики его производственной, финансовой, маркетинговой и иной деятельности, позволяющие предприятию в условиях конкурентной борьбы реализовать свои экономические интересы с большей степенью эффективности, чем его конкуренты. Все виды конкурентных преимуществ предприятия с точки зрения путей достижения тех или иных конкурентных позиций можно разделить на две группы: преимущества низкого порядка и преимущества высокого порядка. Конкурентное преимущество и позиция фирмы на рынке должны быть защищены oт копирования конкурентами и являться привлекательными для покупателей.
Список литературы:
1. Макарова А. О., Галимова А. Ш. Направления повышения эффективности использования рабочего времени на предприятии // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 155-158. — URLhttps://moluch.ru/archive/48/6061/ (дата обращения: 29.10.2018).
2. Сайт программного обеспечения UmtPlu [Электронный ресурс]. URL: https://appadvice.com/app/umt-plus/501809425 (дата обращения: 29.10.2018).