Введение. На сегодняшний день в регионе создано 22 малых инновационных предприятий с целью коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Научные исследования и разработки в Брянской области выполняют 6 вузов, 2 научно-исследовательских института, 4 опытные станции, 4 научно-технических центра, 5 специальных конструкторских бюро, 14 промышленных предприятий, 23 научно-производственные организации.
Объект исследования – малые инновационные предприятия.
Цель исследования – изучить основные проблемы функционирования и развития малых инновационных предприятий и основные пути их совершенствования.
В 2010 году патентами на изобретения и полезные модели были защищены 52 объекта интеллектуальной собственности, в 2011 году - 55, в 2015 году запатентованы 74 изобретения и полезные модели, в 2016 году - 116 объектов, в 2017 году - 87.
Основными оценочными показателями их деятельности являются объем научно-технических работ и затраты на научные исследования и разработки. В таблице 1 приведены показатели состояния и развития малых инновационных предприятий в Брянской области за период с 2012 по 2017 года.
Таблица 1 - Основные показатели состояния и развития малых инновационных предприятий в регионе
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Число предприятий, выполняющих научные исследования и разработки |
21 |
21 |
22 |
19 |
19 |
22 |
Численность работников, чел. докторов наук кандидатов наук |
958 14 39 |
663 20 40 |
931 24 50 |
805 30 71 |
805 31 81 |
630 26 51 |
Объем научно-технических работ, тыс. руб. |
42629,2 |
452443,5 |
500390,4 |
709035,3 |
739031,3 |
890033,1 |
Валовые затраты на научные исследования и разработки, тыс. руб. |
357355,3 |
360203,2 |
422540,6 |
603624,2 |
633634,2 |
311535,1 |
Как видно по результатам таблицы 1 число малых инновационных предприятий, выполняющих научные исследования и разработки, производящие объекты интеллектуальной собственности остается на одном уровне, с незначительным падением в 2015 и 2016 годах. К 2017 году их количество достигло уровня 2014 года – 22 предприятия. Особенностью данных предприятий является то, что работают на них сотрудники с высоким научно-техническим потенциалом, кандидаты и доктора наук. Они являются учредителями малых инновационных предприятий и при их регистрации требуется наличие патента на изобретение или полезную модель, подтверждающие способность к научным разработкам [1,2].
В настоящее время непосредственно в России возникла необходимость решения задачи финансирования малых инновационных предприятий через стратегическое партнерство МИП и высших учебных заведений. К сожалению, не создано единой правовой основы для интеграции образовательной, профессиональной, научной деятельности. Формы интеграции научных организаций и ВУЗов не имеют систематизированной государственной поддержки.
Во-первых, это проблема несовершенства законодательной базы. Существующая проблема возникла из-за противоречия Федерального закона №217 и законодательства. Реализация Федерального закона №217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными, научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» на практике поставила перед высшими учебными заведениями определенные вопросы и проблемы: передача денежных средств и имущества в уставный капитал малого инновационного предприятия [3].
Во-вторых, проблема правильной идентификации и оценки интеллектуальной собственности, отвечающему профилю деятельности хозяйствующего общества, которую необходимо внести в качестве вклада в уставный капитал МИП;
В-третьих, малым инновационным предприятиям найти инвесторов и партнеров порой достаточно трудно. Не каждый инвестор желает вкладывать свои деньги в высокорискованный проект, и в тоже время партнеров, желающих самостоятельно объединиться с МИП, просто нет;
В-четвертых, для реализации масштабных проектов не все высшие учебные заведения имеют в своем распоряжении свободные площади. Это ограничивает деятельность МИП и повышает расходную составляющую, потому что площади в аренду частные предприниматели предлагают по завышенным ценам;
В-пятых, проблема финансирования. Для проведения необходимых исследований и разработок, чаще всего у ВУЗов нет средств и функционального оборудования. В настоящий момент МИП, созданные при участии учреждений высшего образования и НИИ, сталкиваются со многими трудностями в процессе коммерциализации РИД: финансовые сложности, законодательство, неадаптированное для инновационных предприятий, высокий уровень предпринимательского риска, отсутствие широкого круга потребителей. Многие учреждения высшего образования имеют авторские свидетельства, патенты, в основном ориентированные на отражения формальных признаков при защите докторских и кандидатских диссертациях. Учредительные документы учреждения высшего образования требуют доработки даже в аспекте, касающегося получения и использования прибыли дочерними предприятиями. Первые шаги малых инновационных предприятий всегда сопряжены с массой проблем: организации налогового и бухгалтерского учета, поиска необходимых производственных мощностей и т.д. Для более низкого безболезненного функционирования МИП на базе учреждений высшего образования, прежде всего, необходимо наличие, двух взаимосвязанных факторов – инвестиций и льгот. На начальной стадии функционирования МИП данные факторы должны быть обеспечены государством, так как частный инвестор в такой рискованный проект не пойдет [4].
Вывод. В статье проведен анализ основных проблем работы малых инновационных предприятий. Сегодня МИП, созданные при участии учреждений высшего образования и НИИ, сталкиваются со многими трудностями в процессе коммерциализации РИД: финансовые сложности, законодательство, неадаптированное для инновационных предприятий, высокий уровень предпринимательского риска, отсутствие широкого круга потребителей.
Список литературы:
1. Федеральный Закон РФ №209-ФЗ от 27.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принят Государственной думой 6 июля 2007 г., одобрен Советом Федерации 11 июля 2007г.
2. Федеральный закон РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
3. Федеральный закон РФ №217-ФЗ от 02.09.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности», принят Государственной Думой 24 июля 2009 г., одобрен Советом Федерации 27 июля 2009г.
4. Прохода, И.А. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства как фактора стабильности и благополучия в регионе// Экономика и предпринимательство, 2017. - №6 (83). С.424-427.