Приоритетным направлением в нашей стране, безусловно, является формирование цифровой экономики. Все чаще и чаще мы слышим это понятие. В утвержденной «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы» дано следующее определение цифровой экономики: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
Наряду с развитием цифровой экономики Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному собранию выделил еще одно приоритетное направление – увеличение доли малого предпринимательства в экономике страны до 40 процентов. Можно заявить, что малый бизнес является одной из основ рыночной экономики, и, на мой взгляд, именно его поддержка позитивно скажется на реализацию программы «Цифровая экономика».
Итак, с какого же момента в нашу жизнь вошло словосочетание «Цифровая экономика»? Какими были тому причины? Впервые этот термин был употреблен канадским ученым Доном Тапскоттом в 1995 году в его книге «Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта». Очевидно, что произошло это из-за зарождения и распространения электронно-вычислительной техники, информационных технологий и сети Интернет.
В России официально заговорили об этом в 2016 году. В послании Федеральному собранию 1 декабря 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что приоритетным направлением в нашей стране должно стать развитие собственных передовых технологий и научных решений, с помощью которых экономика страны сможет выйти на новый уровень. Уже 28 июля 2017 года Правительством РФ была утверждена программа «Цифровая экономика», которая сейчас, на мой взгляд, достаточно успешно реализуется.
В этой программе немаловажную роль имеет поддержка малого предпринимательства путем обучения новым бизнес-моделям, популяризацией цифровой экономики, финансовой поддержкой, создания специальных налоговых и правовых условий. Так же предусмотрены показатели успешного функционирования цифровой экономики, одной из которых является «успешное функционирование не менее пятисот малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг». [1, с. 14]. Итак, давайте рассмотрим, что характеризует малое предпринимательство и в чем его преимущества, каким образом оно сможет повлиять на «цифру». Малый бизнес отличается высокой степенью централизации, гибкостью, быстрой реакцией на изменение рынка, высокой конкуренцией (следовательно, и стремлением выжить в конкурентной борьбе), быстрым принятием решений и др. Однако у него есть и свои недостатки: более высокий уровень риска, некомпетентность руководителей, трудности в финансировании и т.д. Из всего этого следует, что роль малого бизнеса в цифровой экономике достаточно высока. Успешное внедрение цифровых технологий и реализация программы возможны из-за его преимуществ. Именно малое предпринимательство сможет быстро ответить на новый вызов в экономике – акцент на «цифру». Из-за высокой конкурентной борьбы малому предприятию просто необходимо делать что-то инновационное, «идти в ногу со временем», быстрота реакции, гибкость, быстрое принятие решений помогут внедрить новые технологии.
Сразу возникает вопрос о компетентности сотрудников предприятия. Так как их количество не колоссально большое, то есть возможность в короткий срок их обучить и успешно реализовывать свою деятельность.
Уже сейчас во многих странах идет активное внедрение цифровых технологий на уровне малого бизнеса, создается ряд целевых государственных программ, запускаются пилотные проекты. Именно эти мероприятия могут стать огромным толчком для развития этого направления в Российской Федерации.
Очевидно, что первыми, кто будет развивать цифровую экономику, являются малые предприятия. Это направление ново для России. Крупным предприятиям будет сложно сразу перейти на «цифру» исходя из их размеров, малому бизнесу это получиться сделать быстрее и качественнее. Поэтому «стартовать» цифровая экономика будет именно с малых предприятий. Вместе с этим будут создавать нормативные правовые акты, дополнительные платформы, будут выявлены проблемы (исходя из опыта малого бизнеса), что обеспечит успешное внедренье этого проекта повсеместно.
Однако нельзя заявлять, что только из-за этих позитивных характеристик малое предпринимательство добьется успеха. Здесь есть определенные проблемы и риски. Например, ограниченность финансовых ресурсов. Для того чтобы внедрять новые технологии нужно и достаточное количество средств, зачастую именно здесь возникает проблема. Но есть и решение - развитию малого бизнеса способствуют меры государственной поддержки, оказываемые как на федеральном, так и региональном уровнях.
В пример можно привести Брянскую область: за последние 4 года на финансирование мероприятий за счёт средств областного и федерального бюджетов было направлено 840 млн. рублей.
Важно отметить, что количество зарегистрированных субъектов МСП на 1 января 2018 года 42,4 тысячи (в 2014 году – 41,8 тысяч субъектов). Оборот организаций малого и среднего предпринимательства в 2017 году составил в 273,5 миллиардов рублей, что на 27,2% больше, чем в 2014 году (в 2014 году – 215,0 миллиардов рублей). Объем налоговых платежей в консолидированный бюджет области по специальным налоговым режимам в 2017 году превысил 2,4 миллиарда рублей, в 2014 году он составил 1,9 миллиарда рублей. Очень важно, что доля валовой добавленной стоимости субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме ВРП Брянской области составила 37,8% (в 2014 году – 34,3%).
На примере Брянской области мы видим, что идет успешное развитие малого и среднего предпринимательства, что в дальнейшем повлияет не только на успех реализации программы «Цифровая экономика», но и на экономику в целом, ведь обязательно возрастет оборот организаций, а с ним и поток налоговых платежей.
Причиной положительного влияния роста малого бизнеса на «цифру» является возрастание конкурентной борьбы. Конечно же, каждый предприниматель хочет получить больше прибыли (это и является его целью), но, чтобы это сделать, надо чем-то заинтересовать как потребителей, так и организации-партнеры. Здесь выбор падет на повышение эффективности различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Не так давно, 2 ноября 2018 года, в Брянске прошел VII Славянский международный экономический форум, посвященный цифровой экономике. Его темой была «Экономика в цифровой экосистеме». На пленарном заседании форума были обсуждены такие вопросы, как возможности регионов в построении цифровой экономики, барьеры цифровизации, плюсы для экономики страны и риски, связанные с внедрением цифровых технологий.
Из этого можно сделать вывод, что проблема цифровизации актуальная и в нашем регионе, ей интересуются, предпринимаются шаги, в том числе и в сфере малого предпринимательства.
В итоге хотелось бы подчеркнуть, что цифровая экономика – это действительно передовое направление нашей страны. На мой взгляд, малый бизнес – одна из основ реализации этой программы, он играет серьезную роль в успешной цифровизации России.
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Рос. газ. —от 28 июль 2017г.
2. Департамент экономического развития Брянской области // http://econom32.ru/
3. Официальные сетевые ресурсы Президента России // http://www.kremlin.ru
4. Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 626-629. — URL https://moluch.ru/archive/106/25029 (дата обращения: 11.11.2018).
5. Виктор Левин. Малый бизнес // http://www.lawru.netiot.ru - медиарисус https://iot.ru.
6. Зотикова К.В. Цифровая экономика и ее развитие // https://scienceforum.ru