ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Лактюшина О.В. 1, Ипатова С.А. 1
1Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях обеспечение конкурентоспособности предприятий на высокоразвитом рынке может быть достигнуто только лишь на основе полномасштабной реализации комплекса маркетинга и, в первую очередь, благодаря эффективному осуществлению товарной политики. В деятельности предприятия товарная политика занимает ключевое место, потому что именно товар, его качество, особенности жизненного цикла, ассортиментный набор, новизна определяют конкурентные позиции предприятия и успех его деятельности на рынке.

Отказ от осуществления товарной политики приводит к неустойчивости структуры ассортимента, а также к потере контроля над конкурентоспособностью. В то же время благодаря правильной организации товарной политики происходит оптимизация процесса обновления товарного ассортимента, а также повышение действенности маркетинговой стратегии предприятия.

Цель исследований — на основе изучения теоретических положений о товарной политике определить конкурентные преимущества сети универсамов города Брянск «Журавли».

Объект исследования – товарная политика сети универсамов города Брянск «Журавли».

Предмет исследования – изучение и формирование товарной политики сети универсамов города Брянск «Журавли».

Стоит отметить, что на протяжении многих лет оценка работы всех структурных подразделений торговой области базировалась на достижении роста объемов товарооборота. В настоящее время развитие экономики идет по пути использования рыночных законов. Формируются такие условия, при которых обеспечить результативность и стабильность коммерческой деятельности можно только с помощью наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей, что достижимо лишь при грамотно построенной товарной политике.

Товарная политика - это маркетинговая деятельность, которая связана с реализацией совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товара, которые делают его ценным для потребителя и тем самым удовлетворяют его потребности, обеспечивая соответствующую прибыль предприятию[1, С. 58].

Управление товарной политикой является целенаправленным влиянием на объекты, процессы и на людей, которые участвуют в них, которое осуществляется с целью внести определенную направленность в деятельность, осуществить программу практических действий по развитию и непрерывному совершенствованию конкурентных преимуществ и получить ожидаемые результаты. В условиях стремительно меняющихся рыночных отношений становится очевидным, что управление предприятием с помощью правильно сформированной товарной политики принесет необходимый результат только в том случае, если будет обеспечен механизм системы эффективного управления товарной политикой.

Формирование товарной политики в рамках предприятия предусматривает соблюдение некоторых условий, таких как:

- анализ тенденций развития рынка;

- выявление угроз и возможностей;

- определение потребностей рынка;

- сегментация рынка и позиционирование продукции предприятия;

- разработка способов удовлетворения потребностей рынка.

Одним из элементов товарной политики предприятия является ассортиментная политика. Ассортиментная политика занимает важнейшее место в товарной политике предприятия. Умелая оптимизация товарного ассортимента позволяет выдерживать конкурентные преимущества и продавать тот товар, который нужен потребителям. Помимо мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ, предприятие должно принять определенные решения относительно товарного ассортимента.

Ассортиментная политика – это процессы формирования оптимальной структуры ассортимента организации, в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей [2, С. 14].

В качестве примера рассмотрим ассортиментную политику сети универсамов «Журавли» в г. Брянск, которые являются частью торговой сети «Ритейл-32», которая реализует, а также производит собственными силами продовольственные товары - готовые блюда, полуфабрикаты, кондитерские и хлебобулочные изделия.

В «Ритейл-32» представлены следующие группы товаров: молочные продукты, мясные продукты, рыбные продукты, яйцо, масложировая продукция, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, бакалейные товары, безалкогольные напитки, алкогольные напитки, табачные изделия, продуктоовощная продукция, продукты детского и диетического питания. Наряду с продовольственными товарами в ассортименте магазина, присутствуют непродовольственные товары - это бытовая химия (средства личной гигиены, средства для ухода по дому и т.д.); наборы для пикника; текстильные изделия. Ассортиментная матрица в целом насчитывает более 40 000 наименований продукции.

Анализ эффективности управления ассортиментом магазина был проведен на примере хлебобулочных изделийпутем расчета его показателей, а именно: широта, полнота, степень новизны и устойчивость (таблица 1).

Таблица 1 – Основные показатели товарного ассортимента сети универсамов «Журавли»

Показатель

Значение, %

Оптимальное значение, %

Широта ш)

77

>70

Полнота п)

81

70-90

Новизна н)

17

40-50

Устойчивость у)

65

90

Коэффициент широты (Кш) составил 77%, что говорит о довольно широком ассортименте данного вида продукции. Данное количество видов хлебобулочных изделий достаточно для того, чтобы любой потребитель смог приобрести данный товар в соответствии с личными потребностями и материальными возможностями.

Коэффициент полноты (Кп)равный 81% свидетельствует о том, что полнота ассортимента достаточна и может удовлетворить потребительский спрос на данный товар.

По результатам расчёта коэффициента новизны (Кн), который составил 17%, можно сделать вывод о незначительной степени обновления ассортимента хлеба в универсаме. Учитывая, что хлеб относится к товарам первой необходимости, можно сказать, что ассортимент данного вида продукции не требует частого обновления, но руководству универсама следует принимать во внимание меняющиеся со временем потребности покупателей и меняющиеся тенденции в потреблении.

Значение коэффициента устойчивости ассортимента (Ку) равно 65%, что говорит о недостаточном изучении спроса потребителей.

Из данных расчётов можно сделать вывод, что ассортиментная политика магазина вполне рациональна. Универсам уделяет достаточное внимание управлению ассортимента хлеба и проводит своевременные меры по его совершенствованию. Положительное влияние на ассортиментную политику оказывает наличие собственной марки хлебобулочных изделий, отсутствующей на прилавках магазинов конкурентов, но, тем не менее, товар у предприятий торговли схож и аналогичен, поэтому потребитель может приобрести его в любом из магазинов конкурентов. Возникает необходимость вытеснять предприятия-конкуренты, предлагать иной ассортимент товара, пользующийся спросом у потребителей.

В заключение следует сказать, что одной из первоочередных задач ассортиментной политики предприятия розничной торговли является его оптимизация. Формирование товарного ассортимента подразумевает разработку и установление в конкретном порядке ассортиментного перечня товаров, которые составляют необходимую совокупность для торговли. В условиях рыночных отношений формирование ассортимента является одним из наиважнейших условий повышения конкурентоспособности предприятия. 

Таким образом, хорошо продуманная товарная политика позволяет не только усовершенствовать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать нынешние ситуации.

Список литературы:

Основы маркетинга: Практикум / Под ред. проф. Д.М.Дайитбегова, проф. И.М.Синяевой. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 365 с.

Ассортиментная политика фирмы: Учебно-практическое пособие/ В. В. Зотов - М.: Эксмо, 2013. - 240 с.

Просмотров работы: 42