ФАНДРАЙЗИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФАНДРАЙЗИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Букина Р.А. 1
1ФГБОУ ВО Орловский государственный институт культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин«фандрайзинг» английского происхождения и переводится как приумножение имеющихся ресурсов организации. Фандрайзинг входит в комплекс технологий современного социокультурного менеджмента в современных рыночных условиях. При этом фандрайзинг следует отличать от классического поиска и привлечения инвестиций, ввиду того что под фандрайзингом понимают поиск средств, главным образом для некоммерческих проектов и программ, суть которых раскрывается в их социальной природе. Целью таких проектов являются некоторые выгоды социального, благотворительного, политического или коммуникативного характера. Получение прибыли не относится к извлекаемой из фандрайзинга цели.

Помимо отсутствия прибыли в фандрайзинге как цели его деятельности, отличием от инвестиции с ее прямым уклоном на финансовый аспект, случай фандрайзинга представлен обычно нехваткой оборотных средств на реализацию социокультурных программ и проектов. Данная финансовая проблема выражена в трудностях с оплатой арендованного помещения, заработной платы участникам и гонораров, типографские, транспортные услуги, иные расходы. Из вышесказанного следует сделать вывод, что под фандрайзингом понимается деятельность по привлечению и аккумулированию оборотных средств, необходимых для реализации проектов и программ некоммерческого характера. В качестве таких ресурсов могут быть: финансовые средства; оборудование; транспортные услуги; обеспечение информационными ресурсами (например, информационная поддержка культурного проекта); материальная поддержка (например, музыкальные инструменты); аренда средств или помещений; волонтерская помощь и др.

Строго определенные задачи каждой фандрайзенговой кампании представлены в двух основных видах: проектный фандрайзинг и оперативный фандрайзинг.

Для организаторов и финансирующей стороны проекта именно проектный фандрайзинг является самой удобной формой привлечения и аккумулирования средств. Это объясняется целью данного вида фандрайзинга - мобилизация необходимых средств под реализацию проектов и программ. Проектный фандрайзинг подразумевает наличие четко определенных целей использования привлеченных средств из весомых финансовых источников при небольших расходах на фандрайзинг. Конечная цель проектного фандрайзинга от участия в создании социально-значимых проектов и программ – это получение конкретной выгоды.

Второй вид фандрайзинга – оперативный, представлен деятельностью, которую невозможно осуществить в коммерческом режиме. Средства, поступающие в ходе оперативного фандрайзинга не являются целевыми и накапливаются в бюджете организации, вследствие чего данный вид фандрайзинга считается менее эффективной формой привлечения средств, что существенно снижает интерес потенциальных вкладчиков подобного финансирования.

Таким образом, фандрайзинг обнаруживает и выстраивает общие точки соприкосновения интересов достаточно широкого круга партнеров: органов государственной власти, бизнесменов, инициативных групп, отдельных граждан и общественных организаций. А фандрайзинг в сфере культуры – это важнейшее направление социокультурного менеджмента, так как это наиболее эффективный способ привлечения внебюджетных поступлений для деятельности учреждений культуры.

Организация событий является важным составляющим для объединения усилий по сбору потенциальных вкладчиков, или доноров. Это одна из важных технологий фандрайзинга представлена обычно выставкой, концертной программой, официальным приемом, аукционом, форумом, балом, в общем всем, что создает благоприятные условия для встречи в неформальной, ненавязчивой обстановке с представителями организаций и частными лицами.

При организации события необходимо рассчитать все расходы и учесть тот факт, что успех кампании фандрайзинга напрямую зависит от достойного представления себя. А это невозможно без финансовых вложений.

Креативность, поддержка известных личностей в виде присутствия на мероприятии и возможно активное вербальное участие – все это также располагает к себе потенциальных доноров. Работа в этом аспекте требует особой тщательности и заитересованности в положительном результате деятельности.

Одной из «форм» фандрайзинга является грантовая деятельность. Грант — целевая безвозмездная субсидия, выдаваемая грантодающей организацией отдельному лицу, коллективу или организации на конкурсной основе для реализации конкретного проекта или программы. В сфере культуры грант обычно представляет собой программы стажировок молодых специалистов, гранты для деятелей в сфере искусства, ежегодные гранты Президента РФ, поддерживающие культурную деятельность по различным десяткам направлений и прочее.

Непременным условием заинтересованности потенциальных доноров является активная деятельность учреждений культуры. Это могут быть конкурсы, победа в которых гарантирует определенные награды, в том числе и финансовые. Так же это может быть оплата оборудования, стажировки, повышения квалификации.

Существуют специальные фонды, которые поддерживают театральную, библиотечную деятельности, музыкальные мероприятия, творческие проекты и пр. Чтобы получить грант,  учреждению культуры, рекомендуется регулярно отслеживать предложения о творческих, образовательных, научных, просветительских и пр. конкурсах. И на основе тематики нужного предложения организовывать мероприятие. Фандрайзинг разработки и реализации культурного проекта должен быть четко выверен с требованиями и условиями грантодателя, что требует особой подготовленности и серьезности подхода.

Формирование определенных сообществ при организациях как технологии фандрайзинга - очень популярно. Сфера культуры эти сообщества выделила в клубы, союзы, советы при музеях, библиотеках, театрах, центрах. Так, в США учреждения культуры нередко создают «Круг друзей», в который входят бизнесмены, политики, известные люди, меценаты, волонтеры и многие другие, кто заинтересован в поддержке данного учреждения. В России же данные сообщества называются «попечительский совет». Но, не смотря на названия, их функции схожи – оказание ресурсной поддержки той организации, в которой они состоят в качестве партнеров.

И так как успех фандрайзинговых кампаний напрямую зависит еще от вхождения в состав таких сообществ влиятельных людей, то для поддержания интереса членов сообществ со стороны учреждений культуры нужны не только филантропические мотивы, но и проведение регулярных событий – балов, встреч, аукционов, раутов и прочее.

Список литературы:

Артемьева Т.В., ТульчинскийГ.Л.Фандрейзинг: привлечение средств на проектыи программы в сфере культуры и образования.-СПб.:Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010.

Векслер А. Ф, Тульчинский Г.Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. М.: Вершина, 2006.

Сарыев М. Р. Фандрайзинг как общественное явление и сфера деятельности [Электронный ресурс] / М. Р. Сарыев // Медико-социальные и психологические аспекты безопасности промышленных агломераций : мат. Межд. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 16-17 февраля 2016 г.). – Екатеринбург: УрФУ, 2016. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/38035/1/msip_2016_29.pdf

Чернявская Е.В. Фандрайзинг: учебное пособие./Е. В. Чернявская, А. М. Соколова. – Киев : «Центр учебной литературы», 2013.

Просмотров работы: 278