Система маркетинговых коммуникаций – это важнейшая составляющая экономической жизни предприятия, основной инструмент маркетинга, осуществляющий и поддерживающий двусторонние деловые отношения между производителями и постоянными, а также потенциальными потребителями с целью продвижения товаров или услуг и развития компании. Получая ответную реакцию о продукте предприятие стремиться улучшить его качество, удовлетворить совокупные запросы общества с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки, тем самым совершенствуя свое производство.
Маркетинговые коммуникации дают возможность предприятию ассоциировать его торговые марки с другими людьми, событиями, чувствами, создавая положительный имидж компании.
Проблема данной темы заключается в недостаточной разработанности средств интегрированных маркетинговых коммуникаций необходимых для успешного развития предприятия.
Целью работы является совершенствование системы интегрированных маркетинговых коммуникаций на примере ОАО "Бежицкий хлебокомбинат».
Открытое акционерное общество «Бежицкий хлебокомбинат» является крупнейшим производителем хлебобулочных и мучных кондитерских изделий в Брянской области.
Под интегрированными маркетинговыми коммуникациями понимают комплексное взаимодействие всех форм коммуникаций, при котором каждая из них должна быть объединена с другими элементами маркетинга и подкреплена ими для достижения максимальной эффективности [1]. Их задача – формирование положительного образа о компании и ее товарах.
В настоящее время, для того чтобы предприятие оставалось конкурентоспособным, необходимо управлять целой системой маркетинговых коммуникаций (рисунок 1).
Предприятие
Реклама
Стимулирование сбыта
Связи с общественностью
Личная продажа
Прямой маркетинг
Посредники
Реклама
Стимулирование сбыта
Связи с общественностью
Личная продажа
Прямой маркетинг
Потребители
Молва,слухи
Контактные аудитории
Рисунок 1 – Система маркетинговых коммуникаций
Как видно из рисунка 1 с помощью комплекса коммуникаций организация находится во взаимовыгодных отношениях со всеми участниками системы. Поддерживая коммуникации со своими потребителями, посредниками, различными контактными аудиториями, получает от них обратную связь и направляет ее на повышение эффективности своей работы.В это же время потребители в виде молвы и слухов, общения друг с другом, контактными аудиториями, выполняют функцию устной коммуникации. Каждая группа в данной системе поддерживает взаимоотношения со всеми участниками маркетинговых коммуникаций.
С помощью интегрированных маркетинговых коммуникаций предприятие постоянно присутствует в информационном поле в виде различных спланированных информационных сообщений в конкретных ситуациях, что помогает удержать внимание целевой аудитории и построить долгосрочные отношения с потребителями.
Предприятие должно проинформировать максимальное количество потребителей о существующем продукте, его преимуществах, а также укрепить их лояльность к торговой марке, сформировать или усилить предрасположенность покупателей приобрести данный продукт. Чтобы достичь этих целей организация активно использует и сочетает пять основных средств воздействия: реклама, стимулирование сбыта, связь с общественностью (паблик рилейшнз), личная продажа, прямой маркетинг.
Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от четко определенного спонсора и служащая в качестве прямой или косвенной поддержки действий фирмы [2].
Реклама наиболее важна на рынке товаров широкого потребления (в числе которых и хлеб), так как повседневная покупка превращается в механическую привычку, а эмоции и настроение играют большую роль при выборе товара.
Существуют различные виды рекламы.ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» прибегает к местной товарной рекламе в плакатах в фирменных магазинах и по телевидению, стремится пользоваться интерактивным маркетингом, продвигая свою продукцию в сети Интернет через социальные сети. Находясь на стадии зрелости, предприятие пользуется напоминающей рекламой, свойственной не для сообщения потребителям о продукте, а для сохранения осведомленности о продукции предприятия на высшем уровне.Такая реклама помогает покупателю вспомнить о товаре.
На сегодняшний день в Брянске занимаются выпечкой хлеба большое количество мелких и средних частных предприятий, которые все больше насыщают рынок не всегда качественной продукцией. Потребители же при покупке хлеба нацелены на продукцию с более высоким качеством, поэтому Бежицкому хлебокомбинату нужно напомнить о своей продукции, которую оценивают как высококачественную большинство покупателей. Однако рекламный бюджет Бежицкого хлебокомбината ограничен, и это создает ситуацию, когда потенциальные потребители недостаточно проинформированы о новых продуктах и высоком качестве товаров.
При принятии решения о средствах распространения рекламного обращения, чтобы охватить большую часть целевой аудитории для предприятия можно также подобрать недорогую рекламу радио и телевидению: рекламное сопровождение, осведомляющее потребителей о новых товарах и напоминающие о высоком качестве продуктов; прокат видеоролика в новостях «Вести Брянск».
Стимулирование сбыта представляет собой недолговременные побудительные меры, призванные увеличить сбыт конкретного товара. Задачами процесса стимулирования сбыта являются покупка крупными партиями, побуждение купить товар повторно, а также распространить его среди новых групп потребителей.
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» постоянно участвует в различных выставках, ярмарках и конкурсах. По традиции каждый год ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» принимает участие в Свенской ярмарке, Всероссийской агропромышленной выставке «Золотая осень» в Москве, где в 2018 году было удостоено золотой медали два наименования изделий, серебряной - четыре изделия. На Всероссийском конкурсе «Лучший хлеб России – 2018» ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» завоевал большой кубок "Гран-При" и диплом, которым удостоились три хлебобулочных изделия [3].
Предприятие стремиться установить длительные связи со своими потребителями, потенциальными клиентами, посредниками, поставщиками, предлагая взаимовыгодные партнерские отношения.
Паблик рилейшнз - инструмент формирования благоприятного общественного мнения между организацией и общественностью. Паблик рилейшнз ведется преимущественно на некоммерческой основе, выполняя роль преодоления «барьера недоверия» к товару из-за возникающих стереотипов [4].
Поддерживая благожелательное мнение ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» проводит разнообразную общественную и благотворительную деятельность, направленную в различные фонды; публикует ежегодные отчеты о финансовой деятельности предприятия в сети Интернет; имеет отклики в средствах массовой информации.
Под личной продажей понимается презентация товара с целью продажи в ходе устного представления о потребительских характеристиках. В качестве способов личной продажи в ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» используются торговые презентации и выставки-продажи, осуществляется продажа через фирменные торговые точки.
Прямой маркетинг представляет собой установление интерактивных взаимовыгодных и долгосрочных отношений с обязательной перспективой развития между продавцом и покупателем определенной продукции [5]. Новые технологии подтолкнули предприятие к более узконаправленному общению один на один с каждым отдельным потребителем. Используя методы прямого маркетинга, предприятие ведет личное общение с клиентами посредством электронных сетей и по телефону, создает каталоги с продукцией хлебокомбината, производит кондитерские изделия на заказ.
В то же время коммуникации с потребителями не заканчиваются только на этих средствах продвижения. Упаковка, дизайн внешнего оформления, общий вид, место продажи товара также являются способами передачи информации, которыми предприятие старается не пренебрегать.
Хорошо налаженные коммуникационные связи предприятия являются залогом его успешной деятельности и стабильного функционирования. Их значение в современном мире все больше возрастает из-за разнообразия потребностей общества, развития средств передачи и обработки информации и ряда других факторов.
Таким образом, для успешного развития на рынке любой организации необходимо использовать комплексное воздействие системы маркетинговых коммуникаций. На предприятии ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» коммуникационная программа представляет собой специфическое сочетание средств рекламы, стимулирования сбыта, личной продажи, связей с общественностью и методов прямого маркетинга. Также для повышения объемов реализации продукции в данный момент можно разработать и поместить рекламу по телевидению или радио, так как она является наиболее эффективной и охватывает большую часть рынка.
Список литературы:
Коноваленко В. А., Коноваленко М. Ю., Швед Н. Г. Основы интегрированных коммуникаций: учебник и практикум для академического бакалавриата // Издательство Юрайт, 2019. С. 22.
Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата // Издательство Юрайт, 2018. С. 16.
ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://бежицахлеб.рф/nagradyi-i-dostizheniya.html.
Михалева, Е. П. Маркетинг: учебное пособие для СПО // Издательство Юрайт, 2018. С. 128
Прямой маркетинг — особенности, методы, суть [Электронный ресурс] Режим доступа: http://business-ideal.ru/pryamoj-marketing-osobennosti-metody-sut.