РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗА Н.Н. НОСОВА «ЖИВАЯ ШЛЯПА» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗА Н.Н. НОСОВА «ЖИВАЯ ШЛЯПА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие выразительности чтения у младших школьников является достаточно актуальным вопросом в методике обучения русскому языку и литературному чтению. Придя в первый класс, дети находятся на разных уровнях овладения техникой чтения: некоторые уже умеют читать, а некоторые – знают только буквы или несколько букв. И научить каждого ребёнка выразительному чтению – очень важная задача, которая стоит перед учителем начальных классов.

Проблему развития навыка выразительного чтения рассматривали такие исследователи, как Ф.И. Буслаев, Т.Ф. Заводская, Б.С. Найденов, М.Р. Львов, М.В. Ломоносов, О.В. Кубасова, О.И. Колесникова, М.С. Соловейчик и др. Большое значение выразительному чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, К.Д. Ушинский. Ученые отмечают, что выразительное чтение – это искусство, такое же самостоятельное, как музыка или живопись. Очень точно об интонации сказал Бернард Шоу: «Хотя письменное искусство очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет». В то время как написать это слово можно только один раз».

Как считает О.Л. Бородина, уже на начальных этапах чтения на уроках русского языка и литературного чтения в работу должны быть включены упражнения, направленные на развитие интонации. Необходимо показать детям, что одна фраза может звучать по-разному, если логическое ударение перенести с одного слова на другое, показать интонационные возможности знаков препинания [1].

Рассмотрим развитие выразительности речи на уроках литературного чтения на примере изучения младшими школьниками рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа». В данном произведении очень много диалогов, восклицаний, фраз, во время чтения которых дети понимают, что важно читать текст не только правильно, без ошибок, но и выразительно, иначе сюжет рассказа перестанет быть таким увлекательным и интересным, каким его задумал автор.

Для эффективности работы по формированию интонационной выразительности при подготовке к чтению рассказа «Живая шляпа» можно предложить следующие упражнения:

1. Упражнения на выделение пауз:

1) «Кто правильнее?»

Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания – точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы.

Что, болит? – Что болит?

Ну что, споем? – Ну, что споем?

Как вы закончили? – Как, вы закончили?

Дайте мне другую, новую книгу. – Дайте мне другую новую книгу.

Не видел брата, товарища и его сестру. – Не видел брата товарища и его сестру.

2) «Устраните путаницу»

Надо устранить смысловую нелепость, правильно расставив знаки препинания и обозначив в тексте паузы вертикальной линией. Затем необходимо прочитать получившийся текст, обращая особое внимание на паузы.

«В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке». (Г. Граник)

2. Упражнение для развития речевого дыхания:

«Бабочка»

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить детям подуть на свою бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы выход был длительным и плавным) [2].

Для того, чтобы произведение было понятно, на подготовительном этапе необходимо объяснить лексическое значение слов:

комод – предмет мебели, состоящий из нескольких, расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья, различных мелких вещей);

кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи - толстый железный прут с прямо загнутым концом [4].

Развитию интонации будет способствовать чтение скороговорок на часто повторяющиеся в тексте звуки [г], [ш], [р]:

1) В грозу от груза арбузов развалился кузов.

2) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3) Нёс Григорий пирог через порог. Стал на горох и упал на порог.

Когда ребята будут знакомиться с текстом рассказа, можно дать им следующие задания:

1. Пометить на полях, что выражают слова героев, подумать, как их надо прочитать. Например:

Текст:

Примерные пометы детей:

- Чего ты? - спрашивает Вадик.

- Она жи-жи-живая!

- Кто живая?

- Шля-шля-шля-па.

- Что ты! Разве шляпы бывают живые?

Вадик спрашивает.

Вовка очень испугался.

Удивился Вадик.

Очень испуганно говорит Вовка.

Вадик смеётся над Вовкой и удивляется.

2. Определить своё отношение к героям (ответить, как ты относишься к Вовке и Вадику, к котёнку).

Необходимо отметить, что работа над выразительностью чтения может быть эффективной при условии выполнения следующих рекомендаций:

1. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения.

2. Работе над выразительным чтение должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения.

3. Работа над языком произведения.

4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников.

5. Обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения [3].

Обучение выразительному чтению на уроках литературного чтения содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию младших школьников, способствует развитию художественных способностей, повышению культуры устной речи, углубляет восприятие литературного произведения. А чем глубже и полнее воспринято младшим школьником то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает.

Эффективность формирования интонационной стороны речи младших школьников может быть достигнута в процессе систематической, поэтапной работы, начиная с первого дня обучения в начальной школе, при этом в процесс обучения необходимо включить систему упражнений, направленных на формирование у них интонационной выразительности речи.

ЛИТЕРАТУРА:

Бородина, О.Л. Формирование интонационной стороны речи младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / О.Л. Бородина // Пермский педагогический журнал. – 2012. – №3. – С. 23–27. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-intonatsionnoy-storony-rechi-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniya (Дата обращения: 01.12.2018).

Игры и упражнения для выразительности чтения. 100 игр и упражнений на формирование навыков выразительного чтения. Методическое пособие для учителя [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://multiurok.ru/files/igry-i-uprazhneniia-dlia-vyrazitelnosti-chteniia.html (Дата обращения: 02.12.2018).

Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2015. – 464 с.

Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova (Дата обращения: 02.12.2018).

Просмотров работы: 54