Технология фандрайзинга в сфере культуры - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Технология фандрайзинга в сфере культуры

Бушева Т.Н. 1
1ФГБОУ ВО "Орловский государственный институт культуры"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях проблема привлечения средств в сферу культуры является очень актуальной. Современному менеджеру культуры важно умение пробудить интерес к своему проекту, презентовать его, четко сформулировать заявку, разработать программу мероприятий для привлечения дополнительных ресурсов и воплощения программ, проектов. Разрешению этих проблем, а также обеспечению эффективной деятельности некоммерческих и общественных организаций способствует внедрение практики фандрайзинга.

Фандрайзинг (фэндрайзинг, фандрэйзинг, fundraising) в сфере культуры – это направление социокультурного менеджмента, понимается как процесс привлечения внешних, сторонних ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или с целью деятельности в целом. Термин «фандрайзинг» происходит от английских слов «fund» (средства, финансирование) и «raise» (нахождение, сбор). Фандрайзинг в широком смысле представляет собой методику поиска источников финансирования и ресурсов для обеспечения деятельности. Объекты фандрайзинга - различные категории спонсоров (доноров, благотоврителей), основные из которых – государственные организации, благотворительные фонды, частные лица, корпорации, бизнес-структуры. Субъекты – некоммерческие организации, занимающиеся поиском источников финансирования, привлечением средств для реализации проектов.

В зависимости от целей и используемых методов различают разные виды фандрайзинга:

Научный фандрайзинг — научное проектирование, искусство подготовки, написания и сопровождения заявок на конкурсы.

Финансовый фандрайзинг — процесс поиска и сбора финансов (возмездных или безвозмездных) для обеспечения деятельности компании.

Маркетинговый фандрайзинг — процесс сбора и анализа мнений маркетинговых специалистов о методах и способах ведения маркетинговой деятельности, маркетинговое консультирование.

Проектный - собираемые средства идут на осуществление конкретного проекта и оперативный - для осуществления текущей деятельности организации фандрайзинг.

Внутренний и внешний фандрайзинг. В первом случае речь идет о разработке и реализации стратегии поиска источников обеспечения деятельности силами менеджмента самой организации. Во втором случае фандрайзинг становится предметом консалтинговой деятельности и поиск финансирования осуществляется посредством привлечения профессиональных консультантов.

Перечислим основные принципы деятельности по привлечению дополнительных средств.

Во-первых, процесс поиска средств должен стать системой глубоко продуманных плановых мер, ежегодно осуществляемых в организации культуры. При расчете на долговременный успех поиск средств не должен быть мероприятием разового характера.

Во-вторых, чрезвычайно важно, кто в коллективе будет руководить работой по сбору денег, координировать действия всех служб, на это нацеленных.

В-третьих, средства и приемы фандрайзинга имеют свои особенности в зависимости от того, на какие категории вкладчиков направлены усилия организации культуры.

В-четвертых, если организация культуры хочет добиться денежных вкладов от коммерческой фирмы, она должна помочь ей в общественных связях, в рекламе продукции и т.д. Менеджеры должны уметь не только найти потенциальных вкладчиков, но и убедить их в том, что организации культуры эффективнее других некоммерческих учреждений помогут спонсорам формировать положительный имидж.

Модно выделить некоторые этапы фандрайзинговой кампании.

Первым этапом является определение стратегических целей и конкретных плановых показателей, как ключевого фактора для ее успешного проведения. Верно выбранная цепь - удачное начало кампании, задающее тон всей будущей работе. Формируя план будущей фандрайзинговой кампании, надо заранее понимать, какую долю предполагаемых доходов организации должны составить будущие поступления от вкладчиков, для каких инвестиционных или художественных проектов они более всего нужны.

Второй этап фандрайзинговой кампании - подготовительная работа с потенциальными спонсорами (донорами). На этом этапе требуется найти и проанализировать всю информацию, которая бы касалась потенциальных партнеров-доноров: официальный сайт организации, социальные сети, статистические сведения и т.д.

Третий этап фандрайзинговой кампании - подготовка ходатайства о вкладах и формулировка пакета предложений, посылаемого потенциальному вкладчику, в котором следует представить свою организацию, остановиться на ее целях и задачах, описать проект, под который запрашиваются средства. Необходимо остановиться на тех преимуществах, льготах или дополнительных правах, которые получит вкладчик, а их он должен иметь обязательно. Важно, чтобы, прочитав письмо, потенциальный донор почувствовал: вложив средства, он становится соучастником общего достойного дела.

Четвертый этап - реализация фандрайзинговой кампании.  Фандрайзинговая кампания будет успешной лишь в том случае, если она грамотно спланирована и прошла подготовительную работу. Кроме того, в ходе реализации фандрайзинговой кампании важно придерживаться разработанной ранее стратегии, а также своевременно корректировать ее процесс в случае непредвиденной ситуации.

Пятый этап – анализ, оценка результатов и мониторинг проекта. Основным условием успеха фандрайзинговой кампании является перманентный контроль и анализ деятельности фандрайзера, включая как позитивные моменты, так и негативные факторы. Фандрайзинговая кампания должна быть оптимальной по затратам, времени проведения и средствам, способствующим привлечению дополнительных ресурсов для учреждений культуры.

В целом, необходимо помнить, что преимущество технологии фандрайзинга состоит не только в обеспечении целого комплекса услуг, стимулирующих и поддерживающих жизнедеятельность организаций культуры, но и в возможности объединения ресурсов и расходовании их в соответствии с потребностями организаций сферы культуры, в ориентации на поддержку инноваций в области развития культурных технологий с помощью современных информационных и коммуникационных технологий.

Литература:

Артемьева Т.В., ТульчинскийГ.Л.Фандрейзинг: привлечение средств на проектыи программы в сфере культуры и образования.-СПб.:Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010.

Сарыев М. Р. Фандрайзинг как общественное явление и сфера деятельности [Электронный ресурс] / М. Р. Сарыев // Медико-социальные и психологические аспекты безопасности промышленных агломераций : мат. Межд. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 16-17 февраля 2016 г.). – Екатеринбург: УрФУ, 2016. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/38035/1/msip_2016_29.pdf

Чернявская Е.В. Фандрайзинг: учебное пособие./Е. В. Чернявская, А. М. Соколова. – Киев : «Центр учебной литературы», 2013. – 188 с.

Сайт сообщества профессионалов по привлечению ресурсов. http://www.fundraising.ru/

Идеология и технология фандрайзинга. Этапы разработки и реализации фандрайзинговых программ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://works.doklad.ru

Просмотров работы: 1521