СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Морозова Д.В. 1
1ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В связи с ростом в последние десятилетия числа детей с нарушением речи особую значимость приобретает проблема их социальной адаптации в обществе. Поэтому эта тема, на наш взгляд, весьма актуальна.

В своем исследовании мы хотели бы выявить особенности социальной адаптации в работе с детьми с нарушением речи.

Нами, в процессе работы над этой проблемой, была изучена научно-методическая литература по проблеме, рассмотрены методы диагностики личностных особенностей детей с нарушением речи и определена роль социальной адаптации в работе с детьми с нарушением речи.

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок, был умным, счастливым, здоровым и для этого стараются сделать все. Только родители могут дать детям заботу, любовь, чувство безопасности, но быть рядом всегда и везде они не могут. В современном обществе вопрос воспитания подрастающего поколения актуален, как никогда, часто, гуляя с детьми, родители замечают, что их ребёнок меньше общается со сверстниками, точнее сказать, не умеет этого делать. Общение со сверстниками особенно важно для дошкольников, когда закладывается характер, формируется личность и происходит интенсивное развитие речи. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития речи. И именно в этом возрасте речь является базой для всего психического развития ребенка.

Часто приходя в новый коллектив, людям нужно некоторое время, чтобы привыкнуть – адаптироваться. Детям не только нужно адаптироваться, но и научиться жить в коллективе, кроме того социальное окружение (детский коллектив, воспитатели) тоже должны адаптироваться к индивидуальным особенностям ребёнка, иными словами социальная адаптация это слаженная работа личности, среды, сверстников, воспитателей и родителей.

Наблюдая за детьми в детском саду, можно сделать вывод, что 80 % детей имеют сложности с адаптацией, они теряют аппетит, сон, у них пропадает настроение, часто плачут, 10 % детей имеют среднюю степень адаптации и 10 % нормально адаптируются к условиям в детском саду. Эти данные свидетельствуют о необходимости работы по данному направлению с семьей, воспитателями.

Что же такое адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Известно, что адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Помогая детям в социальной адаптации, мы создаем благоприятные условия для самореализации ребёнка, создаем модель ценностно-ориентированной педагогики, создаем ситуации, в которых ребенок становится примером для других.

Одним из первых направлений по данной проблеме является выявление уровня социальной адаптации ребенка с помощью диагностики, по которой разрабатывается индивидуальный план работы.

Но как быть, если ко всем трудностям с адаптацией у ребенка еще и добавляется невозможность нормального вербального общения со сверстниками, воспитателями, родителями. И здесь главное своевременно выявить отклонения в развитии у ребенка, определить тип нарушения, помочь ему и родителям понять причины возникновения того или иного заболевания.

Наиболее часто встречаемы заболевания это: заикание, дизартрия, алалия, ринолалия. Необходимо правильно определить тип нарушения, разработать комплекс мер для правильной адаптации ребенка, поскольку здесь возможен только индивидуальный подход к решению проблемы.

Речевые нарушения по-разному влияют на процесс социальной адаптации дошкольников. Наиболее подвержены риску дезадаптации дети с моторной алалией, по причине их низкой речевой активности, недоразвития высших психических функций, наличия вторичных нарушений, проявляющихся в нарушениях в эмоционально-волевой сфере. Значительные трудности в процессе социальной адаптации могут испытывать дети с общим недоразвитием речи, сочетающимся с неврологическими и психопатологическими синдромами. Наименее подвержены риску дезадаптации дети с общим недоразвитием речи.

Проблемы в развитии коммуникативной деятельности детей с нарушением речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога и родителей специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность с взрослыми и детьми, т.е. целенаправленного формирования коммуникативной деятельности.

Поэтому вся система воспитательно-образовательной работы в детском саду компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции речи направлена на осуществление совместной коррекционно-развивающей деятельности всего педагогического коллектива и родителей.

Одним из условий успешной адаптации детей, страдающих нарушениями речи, к жизни детского сада является создание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты. Педагоги многое делают своими руками, проявив творчество, талант, фантазию в организации удобной, уютной, создающей радостное настроение, обеспечивающей психологический комфорт, располагающей к общению обстановки, в которой воспитывается и обучается ребенок.

Разнообразные предметы, игрушки, игровые пособия выбираются с учетом возраста, интереса, задач воспитания и обучения, специфики нарушения речи у детей. Предметно-пространственная среда спроектирована таким образом, чтобы заинтересовать ребенка и вызвать у него желание посещать детский сад.

На этапе адаптации можно использовать игры, включающие элементы песочной терапии. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком. Для ребенка роль взрослого становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги и родители получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения ребенка. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

Для преодоления адаптационного негативизма в группах дошкольного учреждения можно проводить игры направленные на развитие коммуникации, знакомство с пространством группы, а затем и детского сада, сверстников и взрослых.

В адаптационный период в эмоциональной сфере детей происходят изменения: дети плохо контролируют сильные эмоции, находятся в напряженном и подавленном состоянии. Эффективны будут игры направленные на развитие коммуникации, релаксацию. Дети учатся распознавать разные эмоциональные состояния и контролировать их.

Системный подход, взаимодействие всех специалистов и родителей детского сада способствуют успешному преодолению трудностей в адаптационный период у наших детей.

Таким образом, чтобы у ребенка социальная адаптация прошла благополучно нужно, во-первых, не упустить сензитивный период развития речи, во-вторых, своевременно провести диагностику и коррекцию нарушения речи, в-третьих, комплексное обследование всех специалистов.

Список используемой литературы:

Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л. И. Петрова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 335 с.

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи [Текст] : учебно-методическое пособие / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова ; Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. - Санкт-Петербург : Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2012. - 311 с.

Социальная реабилитация [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / А. М. Руденко, С. И. Самыгин. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону : Наука-Спектр ; Москва : Дашков и К°, 2014. - 319 с.

https://www.maam.ru/detskijsad/socialnaja-adaptacija-detei-s-obschim-nedorazvitiem-rechi.html

http://kras-dou.ru/321/images/doc/psiholog/psyadap.pdf

Просмотров работы: 795