ЗАБРОШЕННЫЕ УСАДЬБЫ И ЦЕРКВИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЗАБРОШЕННЫЕ УСАДЬБЫ И ЦЕРКВИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Гаджибалаева П.Я. 1
1ОГБПОУ СПО Ивановский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выбор данной темы для проведения исследования обусловлен наличием проблемы восстановления заброшенных усадеб и церквей на территории Ивановской области, которые имеют большое значение в культурной жизни общества.

Дворянская усадьба – неотъемлемая часть культурного и архитектурного наследия. Она в течение длительного периода развития страны представляла форму пространственной организации жизнедеятельности, а в настоящее время ей отводится роль хранителя основной части культурного опыта.

Церковь является носителем духовных и нравственных ценностей. В современном изменяющемся мире всё более отдаляющегося от своей духовной составляющей, церковь выстраивает тесное взаимодействие с обществом во всех сферах его деятельности.

Целью исследования стало выяснение отношения общественности к заброшенным усадьбам и церквям Ивановской области.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, чтороссийской общественности не безразлична судьба заброшенных усадьб и церквей.

В данной работе раскрываются особенности развития усадебных комплексов привилегированных сословий и история церквей Ивановской области, а также рассматриваются причины их забрасывания.

Своеобразная усадебная культура соединила в себе множество усадеб, созданных на идеях традиции, опыта и таланта дворян и крепостных крестьян. Усадебная культура изначально была открыта к диалогу с эстетикой, религией, философией, искусством. При этом усадьба создавала и выполняла конкретные социально-экономические функции.

Процесс разрушения усадеб начался задолго до революционных событий 1917 года. Экономически дворянские хозяйства очень трудно вписывались в новые условия пореформенной России и постоянно разорялись. С конца XIX века до начала Революции количество дворянских усадеб значительно сократилось. По Ивановской области разбросаны в большом количестве усадьбы промышленников, купцов и дворян [4, с. 14].

Наиболее интересным примером усадебной культуры Ивановской области является усадьба Батыева. Она расположена на высоком берегу р. Визополь в 10 км от г. Родники. В XVII–XVIII веках эта усадьба принадлежала Артемию Петровичу Волынскому - крупному политическому деятелю времен царствования Петра I и Анны Иоановны.

Затем, в 1760–1790 годах данная усадьба принадлежала графу Ивану Илларионовичу Воронцову, который построил усадебный комплекс.

После графа Воронцова усадьбой владел И. Г. Бибиков – полковник лейб-гвардии Первой артиллерийской бригады, служивший адъютантом великого князя Михаила Павловича. Затем в 1880-1891 годах усадьба принадлежала генералу Павленкову.

Последними владельцами усадьбы Батыево были помещики Поляковы, которые занимались разведением чистокровных лошадей. В 1919 году при усадьбе Батыево был организован первый в Иваново-Вознесенской губернии Государственный совхоз «Светоч». В усадебном доме в годы Гражданской войны размещался приют для бездомных детей и сирот. В марте 2002 года данный архитектурный комплекс был исключен из списка охраняемых территорий. На данный момент здание находится в аварийном состоянии. Деревянные перекрытия частично рухнули. Уцелели лишь лестничные башни, поломанные печи, стенные ниши, в которых раньше стояли мраморные статуи античных богов, а также часть внешней отделки[7, с.62].

Таким образом, усадьбы прошли путь развития от «родового гнезда» до «образцовых сельских хозяйств» и промышленных центров, при этом усиливалось значение рекреационной и научно-интеллектуальной, инновационной функции усадеб. Усадьба – важнейшая составляющая экономического и культурного развития страны. Утрата усадебных комплексов грозит духовным «оскудением» будущих поколений.

Другим аспектом данного исследования являются заброшенные церкви Ивановской области.

Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств. Когда в 1921-1922 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

В годы Великой Отечественной войны укрепилось материальное, политическое и правовое положение Русской Православной Церкви, духовенство защитилось от преследований и дальнейших репрессий, повысился авторитет Церкви в народе. Великая Отечественная война, став тяжелым испытанием для всего народа, спасла Русскую Церковь от полного уничтожения.

Однако в последующей годы по отношению к церкви в политике государства снова началась реакция. Так, трудным было положение Русской Православной Церкви в период так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза.

1990-е годы – сложнейший и противоречивый период в жизни не только Русской Православной Церкви, но и России в целом. События 1991 года, закончившиеся развалом Советского Союза поставили Российское государство и общество в совершенно новые исторические условия. 1990-е годы – это время, когда дважды менялось Российское Законодательство о религии – в 1990 и 1997 годах. Перемены в законодательстве способствовали росту числа православных приходов; начинают появляться и первые монастыри [8, с. 255].

К наиболее ярким примерам заброшенных церквей Ивановской области можно отнести: Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Церковь Смоленской иконы Божией матери.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы расположена посреди села Хрипелёво на крутом берегу реки Парша. Основной объем храма выстроен в 1809 году, колокольня в первой половине XIX века. Трапезная, соединявшая храм с колокольней, утрачена. Эта церковь является характерным для региона примером приходского храма, восходящего в своей объемной композиции к древнерусской традиции, а в фасадном декоре тяготеющего к формам раннего классицизма. Внутри храма сохранились кованые двери с решетчатым верхом и оконные решетки с крестообразным рисунком, а также масляная живопись второй половины XIX века. С 1930-х годов церковь использовалась под нужды колхоза. В настоящее время она приспособлена местными жителями под собственные нужды [8, с.386].

Церковь Смоленской иконы Божией матери расположена на окраине села Никульское, на высоком берегу реки Парша. Построена на средства майора И. И. Каблукова в 1806 году. Она принадлежит к наиболее интересным памятникам района в стиле раннего классицизма, в архитектуре которого явственно проявилась местная барочная традиция. К основному объёму храма примыкают почти квадратная трапезная, стройная трехъярусная колокольня с купольной кровлей и шпилем. Масляная роспись второй половины XIX века сохранилась фрагментарно в куполе и в простенках барабана. Церковь была закрыта с 1930-х годов. В настоящее время она медленно разрушается [8, с. 398]

В качестве практической значимости исследования было организовано анкетирование, касающееся отношения общественности к проблеме восстановления архитектурного и культурного наследия Ивановской области.

В анкетировании приняли участие 100 респондентов — мужчины возраста: 18-35 лет; женщины возраста: 16-55 лет.

По результатам анкетирования опрошенными высказано мнение, что усадьбы и церкви — это неотъемлемая часть культурного и архитектурного наследства, которая играет огромную роль в духовной и социальной сфере общества. Для многих усадьба — это народное достояние, которое можно реставрировать под культурный исторический центр. А церковь — это памятник культурного наследия, где человек может напрямую общаться с Богом. Чтобы привлечь внимание властей к проблеме восстановления заброшенных усадеб и церквей нужно писать письма правительству, устраивать акции и митинги, находить желающих оказать спонсорскую помощь.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что памятники архитектурного и культурного наследия играют немаловажную роль в жизни общества.

Усадьба – это важнейшая составляющая экономического и культурного развития страны. Для многих усадеб чёрная полоса началась как раз после революции, ровно сто лет назад. Они уже не использовались по назначению, были разграблены, а затем забыты. Спустя сто лет большинство из них не восстанавливается или не подлежит восстановлению и через несколько лет исчезнет навсегда.

Церковь во все времена в обществе играла очень важную роль. Церковный приход являлся одной из важнейших форм организации социального общения людей, а также - хранителем письменности и грамотности.

Поэтому так необходимо привлекать внимание общественности к восстановлению усадебных комплексов и церквей. Сохранение этого культурного наследия напрямую связано с сохранением русского духовного национального богатства.

Список источников и литературы

Источники:

Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, 1972.

Краткое описание села Спасского, Кусково тож, принадлежащего его сиятельству графу Петру Борисовичу Шереметеву. – М.: 1787.

Литература:

Барашев М.А. Сельское усадебное строительство Владимирской губернии второй половины XVIII-первой половины XIX веков: автореф. дис. канд. арх.-ры. Москва, 1999.28 с.

Иванова Л.В. Усадьба в истории Центральной России: прошлое и современность // Бахтинские чтения. Орел, 1994. С. 2531.

Полякова Г.А., Швецов А.Н. Проблемы охраны старинных усадеб как элементов исторического и культурного наследия // Экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия. – М., 2000. С. 62-68.

Топорина В.А. Типология дворянских усадебно-парковых комплексов Центральной России по размещению в ландшафте // Экология урбанизированных территорий. 2011.№ 1.С. 60-66.

Федотов А. А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 годах (по материалам Владимирской, Ивановской, Костромской, Московской, Тверской и Ярославской областей) – Иваново, 2006 – 482 с.

Просмотров работы: 82