Развитие воображение является важным компонентом любой формы творческой деятельности детей с нарушением зрения и их поведения в целом. В последние годы в психолого-педагогической литературе активно рассматривается вопрос изучения роли воображения в умственном развитии ребенка с нарушением зрения и определения механизмов воображения.
Еще Л. С. Выготский считал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения важнейшую роль играет воображение, которое проявляется настолько ярко и интенсивно. Психологи изначально считали его как заданную детскую способность, с годами теряющую свою силу.
Развитие воображения детей дошкольного возраста с нарушением зрения в науке рассматривается в разных видах детской деятельности. Это приводит к выявлению различных особенностей воображения, которые связаны с конкретными видами деятельности, например, изобразительной деятельностью. Воображение представляет собой особенную форму отражения, а она заключается в создании новых и различных идей, образов путем переработки понятий и представлений.
Воображение, развиваясь, идет по линии совершенствования и замещения операций реальных предметов воображаемыми. Ребенок с нарушением зренияпостепенно начинает создавать все более сложные образы и их системы на основе имеющихся описаний, текстов и сказок. Образы и их содержание обогащаются и развиваются.
В жизни ребенка с нарушением зрения воображение играет важную роль. Ребенок творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею благодаря воображению. Воображение – это процесс преобразования имеющихся образов в памяти с целью создания новых, которые никогда раньше человеком не воспринимались.
Воображение ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения формируется вначале от восприятия предметов, а после от выполнения игровых действий с ними. Для детей с нарушением зрения оно уже может опираться на предметы, которые не похожи на замещаемые.
В. С. Мухина считает, что специфическое влияние на развитие воображения оказывает изобразительная деятельность, организует умение не только смотреть, но и видеть. Вначале, по-своему, позволяет ребенку дошкольного возраста с нарушением зрения передавать предметный мир, а лишь позже – по принятым изобразительным законам. Постепенно начинает влиять использование цвета на развитие непосредственного восприятия на детей с нарушением зрения, еще более важно, на эстетические чувства ребенка.
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека в своем роде. Своеобразие его заключается в особой чувствительности к усвоению различных сфер окружающей действительности. Сложно не согласиться, что нужно развивать умения в период дошкольного возраста. Путем систематического обучения и постоянных упражнений, умения развиваются в процессе деятельности. Овладение движениями рук особенно важны для развития психики ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения.
Широта, произвольность, устойчивость, яркость и оригинальность – все необходимые качества воображения. Они возникают при систематичном влиянии со стороны взрослых, а не спонтанно. Но влияние не должно сводиться к навязыванию готовых тем, оно должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире. Детям дошкольного возраста с нарушением зрения нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать.
Развитие воображения в себе таит и некоторые опасности, например, появление детских страхов. Все родители начинают замечать, что у их детей с 4-5 лет появляются различные страхи. Ребенок может бояться темноты, а потом уже с возрастом более определенно – скелетов и чертей. Появление страхов является спутником и показателем развивающегося своего рода воображения.
Однако появление страхов - явление очень нежелательное и родителям нужно помочь своему ребенку поскорее избавиться от него.
Вторая опасность, таящаяся в развитии воображения – уход ребенка в мир своих фантазий. Все выдуманные ситуации ребенок может проигрывать про себя уже со старшего дошкольного возраста, никак не сопровождая это внешними действиями. Невозможно жить без мечты, но когда ребенок живет только мечтами и фантазиями, то он может стать бесплодным мечтателем, не воплотившим мечты в его реальность.
Поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста жизненно необходимо помочь ребенку с нарушением зрения воплощать в реальность свои положительные замыслы, помочь подчинить его воображение определенным целям и сделать его продуктивным.
В заключении хочется сказать, что воображение ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения проявляется и формируется в процессе деятельности. Игра, лепка, рисование и др. – специфические дошкольные виды деятельности имеют важное значение в развитии детей. Взрослый должен создать условия для проявления воображения детей, и не только. Следует обогащать представления дошкольников в процессе организации и руководства деятельностью детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения и использовать стимулирующие детское воображение специальные упражнения.
Список литературы:
Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1987. - №1. - С. 44-51
Виды воображения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.p-lib.ru/psihologia/krutetskii/krutetskii46.html
Немов, Р.С. Психология. В 3-х книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р.С. Немов.- М.: ВЛАДОС, 2001. - 196 с.
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00148.htm.