КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Качество жизни является наиболее важным социальным аспектом, который характеризует структуру потребностей человека и возможностей их удовлетворения.

Некоторые исследователи при определении понятия «качество жизни» делают акцент на его экономической части, приравнивая к этому материальную обеспеченность жизни населения. Имеет место быть и другая точка зрения, исходя из которой качество жизни является максимальным социальным показателем различных стран.

Качество жизни населения – совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ [1, с.312].

Уровень жизни представляет собой экономическую категорию. Это уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами.

Уровень жизни – это уровень благосостояния населения, потребления услуг и благ, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей [2, с.123].

Уровень жизни измеряется показателями, характеризующими: здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение.

В качестве средств удовлетворения потребностей рассматриваются блага, имеющие вещную или знаковую форму существования, и услуги. В связи с этим необходимо рассмотреть несколько показателей оценки уровня жизни населения. Как правило используется показатели:

- национальный доход;

- ВВП на душу населения и среднегодовой коэффициент его роста;

- объем и виды социального обслуживания;

- расходы на личное потребление населения;

- транспортное обслуживание населения;

- работа средств связи, печать и др.

При этом качество жизни не приравнивается к показателям, характеризующим жизнедеятельность человека на данной территории. Качество жизни как категория не отделяется от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них. Составляющими показателя качества жизни являются такие компоненты, как, например, «качество человека», «качество здравоохранения», «качество образования», «качество культуры», «качество труда», «качество среды», «качество жизни», что составляет понятие «качество населения» [3, с. 145].

Свойства населения образуют форму наблюдаемых и измеряемых характеристик, таких как к примеру рождение и смерть, брак и развод, образование и квалификация. Отсюда исходит понятие качества жизни, отражающей степень развития и полноту удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека.

Теоретическими и практическими вопросами формирования и развития человеческого потенциала занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как: A. Докторович, Т. Заславская, Ю. Попов, Н. Кормин, Н. Миценко, Г. Хмелева, Г. Беккер, Л. Сен, Т. Шульц и др [5, с. 200].

В рамках рассмотрения категории «человеческий потенциал», как правило, выделяется трудовой, ресурсный и кадровый потенциал. Однако, в науке очень часто сравнивают между собой понятия «человеческий потенциал» и «трудовой потенциал». Важно понимать в чем же отличия данных понятий, а для этого следует дать им определения и сформировать четкое представление о их особенностях и уникальности.

Многие авторы рассматривают трудовой потенциал как совокупность необходимых для формирования и развития организации системы трудовых ресурсов, обеспечивающих производственную и трудовую деятельность в соответствии с потребностями рынка и отрасли. Другими словами – это совокупность различных характеристик, проявляющихся в труде. Так, по мнению Кондауровой И.А. трудовой потенциал работника представляет собой совокупность присущих ему определенных запасов здоровья, знаний, опыта, интеллектуальных способностей, культуры, определенной компетенции, мотивации к эффективной трудовой деятельности, способности к обучению и переобучению, мобильности, которые способствуют эффективной трудовой деятельности и могут быть факторами конкурентоспособности по сравнению с другими работниками [4, с. 126]. По мнению Иванова О.И., человеческий потенциал – это сформированная во взаимодействии с социальной средой совокупность систем универсальных (общих) и специфических (специализированных) потребностей, способностей и готовностей различных социальных общностей выполнять общественно-необходимую деятельность [2, с. 199].

В современных условиях повышение уровня жизни населения — одно из самых главных направлений российской социально-экономической политики.

Поскольку в России уровень жизни в некоторых городах и районах, регионах значительно ниже, по сравнению с другими странами. Чтобы стабилизировать ситуацию во всех странах, необходимо создание сильного среднего класса населения. Большое значение также имеет территориальная мобильность граждан. К тому же в стране не особо эффективен бюджетный сектор и пенсионная система. Многими специалистами предлагаются следующие решения существующих проблем: развитие территориальной миграции; совершенствование бюджетной сферы; реструктуризация слабых производств; модернизация пенсионной системы.

Мною были обозначены понятия «качество жизни» и уровень жизни» населения, а также новейшие тенденции и пути повышения уровня качества жизни населения. Что касается последнего, то чтобы повысить уровень жизни людей, властные структуры в первую очередь направить свое внимание на модернизацию экономики и развитие инфраструктуры. Для улучшения качества жизни населения властные структуры должны обеспечить людей достаточным количеством культурных, образовательных и лечебных учреждений, решить демографические проблемы и развить жилищную сферу.

Библиографический список:

1) Жеребин В. М., Ермакова М. А. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения // Вопросы статистики. — 2015. – С. 312.

2) Иванов, О.И. Человеческий потенциал / О.И. Иванов // Санкт‑Петербургский социологический ежегодник. – 2009. – С. 123.

3) Кремлев М. Д. Проблемы оценки уровня жизни населения // Вопросы статистики. — 2016. – С. 145.

4) Кондаурова, И.А. «Конкурентоспособность персонала» в системе категорий экономики труда / И.А. Кондаурова // Новочеркасск: ЮРГПИ, 2016. – С. 126.

5) Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences / T. Shultz. – N.Y., 1968. – С. 200.

Просмотров работы: 157