Характеристика различных методических подходов по формированию интеллектуальных умений у детей предшкольного возраста при ознакомлении с геометрическим материалом - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Характеристика различных методических подходов по формированию интеллектуальных умений у детей предшкольного возраста при ознакомлении с геометрическим материалом

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно требованиям образовательных стандартов, проблема формирования интеллектуальных умений у обучающихся в современной жизни приобретает все большее значение, что объясняется необходимостью успешного усвоения математики в школе, активизации мыслительной деятельности. Это оказывает существенное влияние на разностороннее развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.

В педагогике и психологии существуют разные трактовки понятия «интеллектуальные умения», но стоит отметить, что термин рассматривается с двух точек зрения: в широком смысле – это осознанные действия умственного характера, выполняемые в соответствии с целями и условиями процесса деятельности, и его компонентный состав [3].

Н.А. Менчинская предлагает более узкое понимание данного феномена: она трактует «интеллектуальное умение» как сознательное владение рациональными приемами выполнения основных мыслительных операций (приемами умственной деятельности). К ним ученые относят операции анализа, синтеза, обобщения, классификации и т. д., формирующиеся в процессе практического оперирования с объектами и явлениями [4].

В развитии интеллектуальных умений дошкольников особое место занимает геометрический материал, который помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности: старшие дошкольники учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, выполнять сериацию, устанавливать причинно-следственные связи, выделять закономерности, отношения, на основе чего обобщать, делать выводы. Таким образом, интеллектуальные умения детей старшего дошкольного возраста включают в себя не только усвоение, накопление и закрепление знаний, но и направленны на активизацию мыслительной деятельности дошкольников [1].

В предшкольной математике современных образовательных систем (система Л.В. Занкова, система В.В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) занятия рассчитаны на гармоничное формирование различных умений: нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных и т.д. Запас знаний, умений и навыков пополняется очень быстро, формируется собственное умение продуктивно мыслить (то есть самостоятельно совершенствовать интеллектуальные умения на математическом содержании), что исключает появление «проблем с математикой» в школе.

Рассмотрим Образовательную систему «Школа 2100». Цель ОС «Школа 2100» – формирование функционально грамотной личности; развитие умений:

интеллектуальных;

организационных;

коммуникативных;

оценочных.

Пособие, обеспечивающее предшкольную подготовку, «Моя математика» входит в систему работы программы «Школа 2100». Пособие «Занимаюсь математикой» входит в систему работы программ «Ломоносовская школа» для одаренных детей, а также программ «Грамотейка», «Учимся играть», «Школа 2100» и др.

Основная цель занятий в пособии «Занимаюсь математикой» – формирование у детей умения учиться с радостью и удовольствием, развитие самостоятельности и чувства ответственности, предметная подготовка к школе.

Цели пособия «Моя математика» направлены на развитие логико-математических представлений и интеллектуальных умений. Для реализации этой цели предложены задания в игровой форме. Основная цель пособия «Моя математика» не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые, творческие моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей интеллектуальные умения.

В пособии «Занимаюсь математикой» основной является задача по формированию предметных умений, математических представлений, развитие мелкой моторики мышц руки, координации движений.

Рассмотрим задания вида «Дорисуй узоры» в пособии «Занимаюсь математикой» (2 часть). В отличие от пособия «Моя математика», в данных заданиях отражена односторонняя работа, в задании «Дорисуй узор» – работа по развитию мелкой моторики и координации движений. Многие темы в пособии «Занимаюсь математикой» завершаются рисованием различных узоров, но творческая работа, которая влияет на формирование интеллектуальных умений, в большинстве заданий не предполагается (Рис. 1).

Рис.1. Картинки к заданию «Дорисуй узор» пособия «Занимаюсь математикой»

Рассмотрим задание из пособия «Моя математика», 3 часть: «Проведи границу города игрушек. Расскажи, что находится внутри этой границы, а что снаружи». Выполняя это задание, дети предшкольного возраста используют занимательный математический материал в виде геометрических конструкторов: «Танграм», в котором из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу; «Пирамидка», «Уникуб», состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом (Рис. 2) [2].

Рис. 2. Изображение к заданию «Проведи границу города игрушек…» пособия «Моя математика»

В частности, «Занимаюсь математикой», 2 часть, рассмотрим задание «Закрась геометрические фигуры, из которых состоит рыбка. Выполняя это задание, дети также используют занимательный математический материал в виде геометрического конструктора: «Танграм», но работа с конструктором из объемных геометрических тел не проводится. В задании отсутствует сюжетная линия, игровой момент и яркие привлекательные для детей иллюстрации, что заметно снижает занимательность заданий пособия «Занимаюсь математикой» по сравнению с пособием «Моя математика» [6].

В пособии «Занимаюсь математикой», 1 часть, рассмотрим задание «Возьми набор счетных палочек. Разложи их так, как показано на картинке. Переложи 3 палочки так, чтобы получилось 3 треугольника» (Рис. 3) [5].

Рис.3. Задание «Возьми набор счетных палочек. Разложи их так, как показано на картинке…»

Занимательным материалом являются счетные палочки – с их помощью дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки в определенной последовательности:

составить два равных треугольника из 5 палочек;

составить два равных квадрата из 7 палочек;

составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек.

Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.

В пособии «Занимаюсь математикой» в отличие от «пособия «Моя математика» интеллектуальные умения формируются в отдельных заданиях. Например, рассмотрим задание «Закрась геометрические фигуры, из которых состоит рыбка». При выполнении этого задания могут формироваться интеллектуальные умения: сравнивать объекты, анализировать учебный материал и синтезировать материал. В формулировке заданий нет указаний на формирование интеллектуальных умений, но педагог самостоятекльно может провести работу, задавая вопросы: «Сравни геометрические фигуры. Чем они похожи? Чем отличаются?» (Рис. 4) [5].

Рис. 4. Задание ««Закрась геометрические фигуры, из которых состоит рыбка»

Таким образом, в различных пособиях по математике интеллектуальные умения у детей предшкольного возраста при ознакомлении с геометрическим материалом формируются по-разному. Как доказательство, в пособии «Моя математика» формирование интеллектуальных умений в условиях математической предшкольной подготовки эффективнее, особенно, если использовать творческий подход и занимательный материал на занятиях по математике.

Библиографический список

Бакаева, О. Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / О.Н. Бакаева. – Москва : Просвещение, 2000. – 104 с.

Корепанова, М. В. Моя математика [Текст] : пособие для детей 5-7 лет. В 3 ч. Ч. 3 / М.В. Корепанова, С.А Козлова, О.В. Пронина – 2-е изд. – Москва : Баласс, 2015. – 80 с.

Лагутина, О. А. Развитие учебно-интеллектуальных умений у младших школьников в процессе обучения [Текст] : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : спец. 13.00.01 / О.А. Лагутина ; Омский государственный педагогический университет ; науч. рук. И.М. Чередов. – Омск, 2005. – 226 с.

Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст] : учебно-методическое пособие / Н.А. Менчинская – Москва : МПСИ, Воронеж : Модэк, 2004. – 512 с.

Сорокина, Т. В. Занимаюсь математикой [Текст] : пособие для детей 6-7 лет. В 2 ч. Ч. 1 /Т.В. Сорокина – 2-е изд. – Москва : Эксмо-Пресс, 2013 – 121 с.

Сорокина, Т. В. Занимаюсь математикой [Текст] : пособие для детей 6-7 лет. В 2 ч. Ч. 2 /Т.В. Сорокина – 2-е изд. – Москва : Эксмо-Пресс, 2014 – 144 с.

Просмотров работы: 12