ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В УСЛОВИЯХ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В УСЛОВИЯХ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Никифорова Н.Г. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изменение социального статуса человека в старости и возникновение затруднений в адаптации к новым условиям жизни в учреждении социального обслуживания обусловливают необходимость использования различных технологий социальной работы с пожилыми людьми.

Ключевые слова: технология социальной работы, социальная диагностика, социальное консультирование, социальный контроль, социальная опека, социальный патронаж, социальная адаптация, пожилые люди, геронтологический центр

Changes of social status by elderly people and difficulties to adapt in modern life conditions in social service institution call for the employment of different technologies of social work with elderly people.

Keywords:
social work technology, social diagnostics, social control, social care, social patronage, social adaptation, elderly people, gerontological center

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира - увеличение доли населения пожилых людей. Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. По мере создания института социальных работников и специалистов в области геронтологии нетрудоспособные граждане могут получать уже более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку [10].

В социальной работе с пожилыми людьми в первую очередь нужно владеть технологией (techne - 'искусство, мастерство, умение'; logos - 'слово, понятие, учение') данного процесса. Технология социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В более широком смысле понятие технология социальной работы определяется как «совокупность приемов, методов и действий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач по социальной помощи населению» [8].

Социальная работа с пожилыми людьми включает в себя:

- социальную диагностику - общий способ получения исчерпывающей информации о пожилом клиенте с целью установления социального диагноза для разработки программы социальной помощи;

- социальную терапию - целенаправленный процесс оказания помощи пожилому клиенту и устранение негативных влияний, что способствует улучшению его социального здоровья;

- социальное консультирование - предоставление исчерпывающей информации о вариантах оказания социальной помощи пожилому клиенту и выбора им действия, формы поведения с целью достижения оптимального решения его проблемы;

- социальную адаптацию - процесс активного приспособления пожилого клиента к новым для него социальным условиям жизнедеятельности;

- социальный контроль - механизм, с помощью которого осуществляется эффективная социальная работа с пожилым клиентом;

- социальную опеку - особая форма государственной защиты гражданских прав пожилого клиента, физически неспособного самостоятельно их решать или признанного недееспособным, осуществляемая социальным работником в соответствии с федеральным и местным законодательством;

- социальный патронаж - нестационарные формы социального обслуживания пожилого клиента [5].

Современные ученые придают огромное значение понятию адаптация и реализации положений теории адаптации в практике с различными категориями людей, в том числе и пожилыми[7].

Технология социальной адаптации - это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента в конкретных формах организации социальной работы, обеспечивающая развитие умения объекта социальной работы преобразовывать или устранять проблемную ситуацию [1].

Последовательность реализации процесса социальной адаптации определяется следующими этапами:

1. Подготовительный этап. Он протекает до момента включения клиента в социальную группу учреждения социального обслуживания населения и связан с определением правового статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, с проведением социально-личностной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. В этом случае мы используем алгоритм процедур типовой технологии (М. В. Шакурова [10]), предполагающей: анализ поступивших документов, беседу с клиентом, наблюдение и др., постановку задач, определение уровней, показателей, критериев по устранению проблем клиента.

В пределах диагностики выявляем: специфические качества личности клиента; жизненные ситуации, в которых он оказался; деформации черт его характера; социальные и личностные связи и направленность. После обследования необходимо провести отбор данных, сделать выводы, составить программу развития, спрогнозировать дальнейшую ситуацию и определить особенности социально-педагогической деятельности с клиентом.

2. Этап включения в социальную группу. Состоит из ознакомления с ценностями, традициями, социальными нормами, помогающими новому участнику выделить референтную группу, отвечающую его интересам ипотребностям.

Второй этап является одним из сложных, так как не все пожилые люди могут быть открытыми для общения. У некоторых возникает ореол социальной славы (связанный с прошлым в биографии или профессией), другие таят обиду на родственников и пр., что приводит их к различным синдромам: усталости, вечной обиды, недовольства и т. д.

Социальный работник проводит совместно с медицинским работником и другими специалистами реабилитацию и коррекцию поведения клиентов, организацию жизнедеятельности в новых условиях, используя следующие технологии: социальной реабилитации, индивидуального консультирования, профилактики и преодоления конфликтов.

В структуре названных технологий ученые выделяют: ресоциализацию (восстановление утраченных социальных навыков общения, переориентация пожилых людей на социальные установки, референтные ориентации путем включения в положительно ориентированные группы пожилых людей с высоким уровнем развития эмоциональной зоны, умения выстраивать положительные, позитивные, добрые отношения, создавать вокруг себя здоровую в психологическом плане обстановку); стимулирующую и компенсирующую технологии, направляющие на компенсацию утраченных связей, на привитие интереса к творческой деятельности и увлечение любимым делом: спорт, музыка, пение и т. д. [8].

В этом случае широко используются методы: поощрения, одобрения, убеждения, упражнения и др., реабилитация (предполагает комплекс медицинских, восстановительных, профессиональных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций, социального отклонения, устранение дефектов). Применение данных методов требует длительного наблюдения за изменением в поведении клиента, обобщения и анализа полученных данных, а в итоге разработку комплексной программы (т. е. совместно с другими специалистами и по различным направлениям их осуществления) реабилитации.

Указанная технология предполагает:

• организацию наблюдения и контроля за созданием новых условий для клиентов;

• осуществление поддержки тем клиентам, которые испытывают затруднения в средовой адаптации;

• координацию отношений в группе пожилых людей;

• психопрофилактику (смена обстановки, расширение социокультурной среды, встречи с интересными людьми, коллективами и реализация социально-профессионального и личностного потенциала клиента) [7].

3. Этап устойчивой социально-психологической адаптированности. Характеризуется способностью клиента разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды, а также умением самому предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку [5].

Среди многообразия технологий социальной работы с пожилыми людьми на разных этапах старения можно выделить ряд тех, которые наибольшим образом направлены на самоактивизацию пожилых и рост их адаптивного потенциала.

Так, создание клубов пожилых людей позволяет приятно и плодотворно проводить время, творчески реализоваться, удовлетворять разнообразные духовные потребности. Клубы могут объединять людей по интересам, однако предпочтительнее практиковать комплексный подход к клубной работе, уделяя внимание созданию разнообразных секций с параллельным проведением общеклубных мероприятий.

Еще одной перспективной инновационной технологией психосоциальной работы с пожилыми людьми является создание групп самопомощи. Цель создание группы – систематизированная взаимная помощь по решению разнообразных проблем. По мере существования группы ее участники распределяют усилия по оказанию друг другу различных услуг социально-бытового, морально-поддерживающего характера, также являясь постоянными партнерами по общению и досуговой деятельности [3].

Информационно-коммуникативные технологии взаимодействия с пожилыми людьми являются важным средством роста адаптированности и социализированности граждан старшего поколения [9].

Особое место в работе с пожилыми людьми занимает социально-культурная анимация, которая представляет собой взаимодействие, основанное на посредничестве, понимании и необходима для установления взаимоотношений. Целью анимационных методик является предотвращение отчуждения личности от общества и адаптация к окружающему миру.

Социально-культурная анимация – это одно из направлений социальной деятельности, предполагающее реализацию программ творческой адаптации, активного отдыха. По мнению Р. А. Литвак, И. В. Резанович, «необходимо активное включение пожилых людей в социокультурную деятельность, что может проявляться в выборе досуговых занятий, участии в клубной жизни, самодеятельном творчестве и т. д. Все это позволяет пожилым людям стать активными участниками проводимых мероприятий...» [2].

Геронтологический центр предназначен для постоянного и временного проживания престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в уходе, осуществляет их социально-медицинское, социально-бытовое, социально-психологическое, социально-реабилитационное и социально-культурное обслуживание.

В условиях Геронтологического центра реализуется широкий круг мероприятий, направленный на улучшение качества жизни граждан, вовлечение граждан пожилого возраста в общественную жизнь, активное долголетие (проблемное поле): единые правила внутреннего распорядка, размещение по комнатам с учетом возраста, пола, состояния здоровья и психологической совместимости, организация питания, занятости, сохранение общественно-полезной активности, создание благоприятного психологического микроклимата, организация содержательного досуга.

Основная функция социального работника в геронтолгоическом центре - поддерживать и стимулировать пожилых людей, помогать им справляться со своими проблемами самостоятельно. Социальный работник помогает восполнить недостающие социальные связи, в то же время быть терпеливым собеседником, с которым пожилой человек хотел бы поддерживать дружеские взаимоотношения, желал бы получить совет и совместно разрешать тревожащие его проблемы.

Таким образом, процесс повышения жизненной активности пожилых граждан в условиях геронтологического центра будет происходить наиболее эффективно с помощью внедрения и применения разнообразных технологий социальной работы.

Литература

Герасимова, Н. В. Социальная адаптация пожилых людей в современной ситуации: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Н. В. Герасимова. - Саранск, 2001. - 12 с.

Литвак, Р. А. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе / Р. А. Литвак, И. В. Резанович // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - С. 177-179.

Семенов, В. Д. Педагогика среды / В. Д. Семенов. - Екатеринбург: УРГППУ, 2001. - 89 с.

Словарь-справочник по социальной геронтологии / под ред. Б. Тукумцева. - Самара, 2003. - 208 с.

Социальная работа: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2011. - 364 с.

Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

Яцемирская, Р. С. Социальная геронтология (лекции): учеб. пособие для вузов / Р. С. Яцемирская. - М.: Акад. проект, 2006. - 320 с.

Нагорнова, А.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми / А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2012. – 149 с.

Раимова, Л.А. Инновационные технологии в работе с людьми пожилого возраста: реабилитационный досуг / Л.А. Раимова. – Казань: Изд-во Веда, 2013. – 130 с.

Баскакова, М.Е. Социальное обслуживание пожилых / М.Е. Баскакова. – М.: Изд-во Социздат, 2001. – 175 с.

Просмотров работы: 5483