Внешний государственный долг Российской Федерации - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Внешний государственный долг Российской Федерации

Масалев Я.В. 1, Обухова А.Ю. 1, Устинова С.Ю. 1, Конорева Ю.С. 1
1КГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Многие государства мира при проведении каких – либо изменений в стране зачастую используют внешние источники финансирования. Ведь благодаря использованию таких внешних источников, как кредиты, займы, можно за короткое время значительно улучшить экономическую ситуацию в стране, решить многие социальные проблемы, сделать жизнь граждан значительно лучше 3.

Под внешним государственным долгом принято понимать различные долговые обязательства страны в отношении других иностранных государств, международных организаций и иных субъектов международного права.

Существуют различные временные рамки, использующиеся для определения периода, на который берутся в долг денежных средства у других стран и организаций. Данные рамки представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Временные рамки внешнего государственного долга

На рисунке 2 представлена структура внешнего государственного долга РФ.

Рисунок 2 – Структура внешнего долга РФ

Данная тема наиболее актуальна на сегодняшний день. Это связано с тем, что при снижении размера внешнего долга Российская Федерация (РФ) национальная экономика страны может достигнуть довольно высокого уровня развития, позиция России на мировой арене станет стабильной, будет достигнута макроэкономическая стабильность в стране, т.е. положение национальной денежной валюты станет стабильным, улучшится инвестиционный климат и т.д.

В связи с событиями в Украине, страны Запада и США начали вводить многочисленные санкции против РФ. Так, по данным Минфина, экономика России из-за введенных санкций ежегодно теряет в среднем около 40 млрд. долл. Также происходит отток капитала из РФ, размер которого составляет 134 млрд. долл.

Наиболее часто санкции представляют собой особую форму, которая ограничивает импорт или экспорт, или проведение финансовых операций 5. Введенные санкции также негативно повлияли на экономику России, в том числе и на ее внешний долг. Многие международные кредиторы стараются при помощи долга надавить на РФ. Поэтому правильное урегулирование вопроса о государственном долге позволит обеспечить экономическую безопасность страны, а также самостоятельно избирать курс во внешней и внутренней политике страны 1.

Помимо этого, антироссийские санкции повлияли на привлечение иностранных инвестиций в экономику страны. Вследствие этого замедлился рост ВВП 5.

На рисунке 3 представлены данные об изменении величины внешнего долга России. На рисунке 3 видно, как изменялся размер долга России в течение довольно длительного промежутка времени. На сегодняшний день заметна динамика снижения долга РФ.

Рисунок 3 – Величина внешнего государственного долга России за 2003 – 2018 гг. (в млн. долл. США) [6]

В принципе, внешние заимствования сами по себе не страшны для сильной, стабильно развивающейся экономики совершенно любой страны. Обычно размер внешнего долга начинает расти только при активном экономическом росте, т.е. экономика активно развивается, происходит модернизация производства, а на все это просто необходимы многочисленные финансовые вложения 2.

Но помимо этого, размер государственного долга может возрастать и при экономическом спаде, когда происходит упадок производства в течение длительного времени. Размер государственного долга России значительно ниже, чем в других странах.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется сделать вывод о том, государственный долг очень полезен для стран, которые стремятся и дальше развивать собственную экономику, так как международные заимствования позволяют решить многие социально – экономические проблемы государства 4.

Список литературы

Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебное пособие. - М.: Институт международного права и экономики, 2015. – 380 с.

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента [Текст]: учебное пособие. / И.Т. Балабанов - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика – 2015. – 379 с.

Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит [Текст]: учебник / Г.Н. Белоглазова. - М.: Высшее образование, 2017. - 575с.

Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. – М.: Пресс, 2016. – 356 с.

Цареградская Ю. К. Финансово-правовое регулирование государственного долга России // Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. - № 6. – С. 57 – 65.

Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbr.ru свободный.

Просмотров работы: 24