В данной работе рассмотрены особенности готического стиля в архитектуре Германии XII – XV веков. В качестве исторических источников проанализированы следующие памятники архитектуры: церковь Богоматери в Брюгге, Магдебургский собор, церковь Святой Елизаветы в Магдебурге, церковь Мариенкирхе в Любеке, Ратуша в Бремене, а также Ратуша в Штральзунде, Кёльнский собор.
Архитектура Германии формировалась и изменялась под воздействием некоторых особенностей (в основном географических и исторических). Так как большая часть страны находилась под воздействием власти удельных князей, враждующих между собой, это во многом содействовало развитию множества различных направлений в архитектуре Германии. У каждого города существовала собственная стилистика, которую было невозможно повторить в другом поселении. Готический стиль создавался большим количеством мастеров, проходившими обучение во Франции и Италии. В начале XII века готика начала формироваться в особый, неповторимый стиль. В этот период у людей уже был определенный опыт и некоторые познания, обеспечивающие новый взгляд на строительство зданий. Готика предполагает строительство зданий, будто несущих в себе необыкновенные идеи. Для таких построек требовались качественные чертежи и множество строительных материалов. На смену дереву пришел камень (за счет своей устойчивости), который давал возможность осуществить все идеи архитекторов. Стоит заметить, что это направление обосновалось сначала во Франции и Англии (XII век), а позднее в Германии (конец XIII века). Французские мастера приезжали в Германию, уже воодушевившись постройками и новыми готическими идеями.
Заметный характер, силу и массу черт готическая архитектура приобрела лишь в XIV веке. Церковь Богоматери в бельгийском Брюгге – явный пример истинно готического стиля. Ее характерной особенностью было расположение в виде правильного креста. Так же сюда можно отнести такие сооружения, как Магдебургский собор и церковь Святой Елизаветы в немецком городе Макдебурге. В это время уже образовались отличительные черты немецкой готики: строгая геометричность, приверженность к одной или четырем башням и перенос входа на боковой фасад.
Следует отметить, что в XIII-XIV веках зародилось одно из новейших направлений – кирпичная готика. Она представляет собой разновидность готических построений из кирпича. Также у этого стиля имеется второе имя "Балтийская готика" (из-за распространения по Балтийскому побережью). Образцом такого вида готики может служить церковь Мариенкирхе в Любеке (около 1250 – около 1350), двухбашенная трёхнефная базилика с деамбулаторием и венцом капелл, напоминающим французские раннеготические постройки, ставшая образцом для городских соборов Северной Германии.
Нельзя не упомянуть о знаменитом Кёльнском соборе. Этот собор является самым узнаваемым и самым знаменитым во всем мире, его же можно назвать памятником всему человечеству, ибо его строительство, начавшееся в 1248 году, продолжается и в наше время, и, наверное, будет закончено еще не скоро. Существует древняя легенда, связанная с Кёльнским собором, в которой говорится, что, когда собор будет окончательно возведен, наступит конец света. Верить в эту легенду, или же считать ее неправдоподобным мифом, дело каждого, однако строительство и реконструкция Кёльнского собора ведется и в XXI веке.
Строительство готических храмов в Германии сопровождалось строительством дома гильдий и строительством ратуш. В качестве примера может служить готическая ратуша (XIII век) в Штральзунде, ратуша в Бремене (1410). Жилища этого периода можно увидеть в Госларе и Кведлинбурге.
Таким образом, германская готика удивляет своими габаритами, является неким отличительным знаком современных немцев, показывая их государственную особенность. А если говорить о каких-либо символах прожитого в истории различных народов, то готика является в своем роде визитной карточкой сильной средневековой Европы, реализовавшей в себе всю мощность убеждений и неимоверную мощь характерного искусства Западной Европы. Готика восхищает сегодняшних людей своими задумками, масштабностью и красотой.
Литература:
1) Муратова К. М. Мастера французской готики 12-13 вв. М.: Искусство, 1988.
2) Всеобщая история искусств. М.: Искусство, 1960. Т. II.
3) Губер А.А., Доброклонский М.В., Рейнгард Л.Я. Искусство Средних веков.Ред. Колпинский Ю.Д. М.: Искусство,1960. Кн. I. Европа.