Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте.
В 1972 году Комитет по образованию США опубликовал следующее определение одаренности: одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения (или имеют потенциальные возможности) в одной из следующих сфер деятельности:
общения и лидерства
художественной
спортивной
интеллектуальной
академической творческого или продуктивного мышления [2, с.6]
Образовательная политика Российской Федерации учитывает общие тенденции мирового развития, которые становятся необходимыми для значительных изменений и в образовательной системе. В настоящее время образование требует новые формы обучения, которые помогли бы дальнейшей социализации индивидов. Новшеством в образовании могло быть введение, новой для России, педагогической профессии, как тьюторство.
На сегодня существует ряд трактовок термина «тьютор», но все они сходятся в одном – тьютор работает с каждым обучающимся индивидуально, опираясь на его интересы. Т.М. Ковалева говорит, что осуществление тьюторской деятельности возможно лишь в открытом образовательном пространстве. Целью открытого образования, возможность человека по максимуму пользоваться различными ресурсами для создания собственных образовательных программ. Согласно определению, «тьютор – это педагог, который работает на основе принципа индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы» [3, с.10].
Ю.Д. Кокамбо, О.В. Скоробогатова выделяют три главные составляющие современного понимание термина тьюторство.
Тьюторство – поддержка (вид педагогической деятельности, нацеленный на формирование самостоятельности и независимости субъекта в решении образовательных задач).
Тьюторство – сопровождение (помощь, направленная на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности).
Тьюторство – фасилитация (деятельность, направленная на помощь в профессиональном, культурном и личностном самоопределении). Данная специальность внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», она утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008 г., №216), и тьюторы уже работают российских в образовательных организациях [4, с.114].
Тьюторство - новая профессиональная практика в российском высшем образовании, способствующая его индивидуализации. Данная профессия позволяет использовать не только индивидуальное профессиональное обучение, но и воспитание. Воспитание понимается как целенаправленная деятельность педагога-тьютора, которая максимально способствует развитию личности обучаемого, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей. Сфера деятельности тьютора заключается в построении индивидуализированной образовательной среды, создание на материале реальной жизни индивида «практики расширения его собственных возможностей», формирование его субъектности в процессе профессионального становления [5, с.47].
Согласно содержанию, этот термин объединил в себе компоненты с различных сфер деятельности: преподавание, консалтинг, тренинги, коучинг, наставничество.
Родители заинтересованы в изменении содержания образования, которое позволит их детям стать успешными в условиях информационного общества. Использование тьюторского сопровождения в качестве педагогической технологии обеспечит новое качество образования, сделает доступным и более эффективным, что позволит успешно адаптироваться одаренным детям.
Практика показывает, что какой бы самостоятельностью не обладал человек, возникают ситуации, в которых личность нуждается в сопровождении со стороны определенного специалиста: сопровождение выбора профессии, сопровождение принятия решения, выбора цели, сопровождение в трудных жизненных ситуациях и пр. Сопровождать – значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
Если совместить смысл и выделить главное в понятии, в то время, тьютор
— это особый педагог, который сопровождает построение индивидуальной образовательной программы. Исследователи отмечают, что современное представление тьюторства можно разложить в три составляющих элемента. Вопервых, тьюторство как поддержка (особый вид педагогической деятельности, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта в решении проблем). Во-вторых, тьюторство представляет равно как сопровождение (в реализации индивидуальных образовательных программ, учебно-исследовательских и проектных работ). В-третьих, тьюторство рассматривается ровно как фасилитация (путь культурного, профессионального и личностного самоопределения)» [4, с.112].
В задачи тьютора входит:
в отношении каждого ученика – формирование и развитие умений, способности и готовности свободно и ответственно разрешать проблемную ситуацию, формирование мотивации учения, изменение ценностных ориентаций, содействие саморазвитию и стимулирование профессионального
самоопределения;
в отношении группы учеников – формирование и развитие событийных отношений как между ними, так и между студентами и педагогами;
в отношении всех субъектов образовательного пространства – создание педагогических условий для встречи студентов и педагогов [1, с.165].
Главной задачей тьютора являлось индивидуальное воспитание вверенных ему одаренных детей [6, с. 217].
Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, — это технологии открытого образования:
«кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций);
«портфолио» (метод презентации образовательных результатов);
«дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) [7, с.10].
В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса, где ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с тьютором.
Тьюторское сопровождение важное условие при получении качественного образования для одаренных детей. Введение в образовательные учреждения ставки тьютора сможет решить многие вопросы, непосредственно связанные с организацией образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, тьюторство – это практика, которая основывается на построении и реализации персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал ребенка, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения с одаренным ребенком, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с его личными интересами и устремлениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андрейковец, Е.М. Тьюторство как технология управления индивидуальной траекторией развития студента / Е.М. Андрейковец // Современные научные исследования и инновации. 2014.- №10. С.163-169.
Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. - Казань: ТГГПУ, 2010.- 56 с.
Ковалева, Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании / Т.М. Ковалева // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологи. - М.: МИОО, 2008. - № 15 - С. 8-16.
Кокамбо, Ю. Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю. Д. Кокамбо, О. В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. -2013. - № 60.- С. 110115.
Костина, Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов / Н. А. Костина // Сибирский учитель. - 2006. - № 1. - С. 47-49.
Крупнова, Ю.В. Школа персонального образования. Руководство для руководителей сферы образования, педагогов, родителей и лучших учащих- М.: Институт учебника «Пайдейя», 2003 - 389 с.
Панцова, Н. И. Модель тьюторского сопровождения проектноисследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе Мастерская педагога. - 2012. -№ 4. - С. 9-13.