РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛЫХ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ «ОБУЧЕНИЕ ВСЮ ЖИЗНЬ» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛЫХ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ «ОБУЧЕНИЕ ВСЮ ЖИЗНЬ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях кардинальных социально-экономических и политических изменений, перед взрослым человеком стоит задача непрерывного совершенствования своих знаний и профессионального мастерства, расширения сферы общения и реализации своего потенциала.

Особую значимость для современного человека приобретают способности к адаптации к постоянно изменяющимся условиям, своевременной реакции на окружающие процессы, что требует четкого осознания и понимания как своих собственных эмоций, так и эмоций окружающих. Именно эти способности включает понятие «эмоциональный интеллект».

Впервые обозначение EQ - emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ - коэффициентом интеллекта - ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он [6]. В настоящий момент существуют различные подходы к пониманию сути и структуры эмоционального интеллекта (Рувен Бар-Он; Д. Гоулман; Дж. Майер, П. Саловей, Д. Карузо; И.Н. Андреева; Д.В. Люсин; Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова и др.). Общее же количество ученых, занимающееся исследованиями в этой области, постоянно растет.

Очень высока роль эмоций в образовательном процессе. Успешность обучающегося зачастую больше зависит от его мотивации и эмоциональной вовлеченности в образовательный процесс, чем от уровня его IQ. Умение понимать и управлять своими эмоциями в процессе аттестационных, тестовых заданий позволяет обучающемуся показывать более высокие результаты. Влияние преподавателя на процесс обучения также может быть значительнее, благодаря развитому эмоциональному интеллекту.

Тема эмоционального интеллекта также представляет особый интерес для бизнеса, так как в современном мире жесткой конкуренции эмоциональный интеллект может стать ресурсом развития компании. В первую очередь это касается тех, чей бизнес напрямую связан с людьми. Это продажи и сфера услуг, а также – ряд таких профессий, как менеджеры, юристы, управленцы, политики и публичные люди.

Манфред Кетс Де Врис в книге «Мистика лидерства» высказывает предположение, что эмоциональный потенциал играет главную роль в вопросе лидерства. Такие люди строят более устойчивые межличностные отношения, лучше мотивируют себя и других, более активные и творческие, лучше работают в условиях стресса, лучше справляются с переменами и т.д. Чем выше человек продвигается по карьерной лестнице, тем более важным для него становится эмоциональный интеллект, именно развитый эмоциональный интеллект отличает успешного карьериста [22].

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного мира, так и существующими потребностями человека в социальной успешности и реализации своего потенциала в той или иной сфере.

Данное исследование опирается на модель эмоционального интеллекта, разработанную Д.В Люсиным. Методика «ЭмИн» включает в себя теоретическую модель эмоционального интеллекта, выделяя межличностный и внутриличностный аспекты эмоционального интеллекта. Д.В Люсин заключил в них такие компоненты как понимание и управление эмоциями, а для внутриличностного – еще и экспрессию [16].

Первоначально понятие "эмоциональный интеллект" было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд [15], X. Гарднер [16] и Г. Айзенк [2].

Понятие эмоционального интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали их [8]. 

С практической точки зрения, имеет смысл говорить об эмоциональной компетентности, а не об эмоциональном интеллекте. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе. Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха. Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе [25].

В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания. В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие эмоциональный интеллект, который определяется как: способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (Е.Л. Яковлева, 1997); способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях [13], и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (P. Salovey, J.D. Mayer, 1994; Г.Г. Горскова, 1999); совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р. Бар-Он, 2000); способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими (Д.В. Люсин, 2004) [17, 18].

Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Рассмотрим структурные компоненты эмоционального интеллекта и их значение в процессе межличностного взаимодействия.

Распознавание собственных эмоций. Для эмоционального опыта субъекта и для его поведения важно, что переживание эмоции и называние её (определение) являются различными феноменами, которые могут быть эмпирически разведены. Называние (определение) эмоции рассматривается как результат конструктивных процессов, которые трансформируют перцептивные переживания во внутренний опыт, модифицируя эти переживания [9]. В связи с этим можно привести три основные функции называния эмоций: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия. Распознавание эмоций является проблематичным для личностей с выраженной алекситимией. Термин «алекситимия» («чувство без слов») был введён американским психиатром Сифнеосом. Существенными чертами алекситимического конструкта являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаток воображения, ригидность и конкретность (Н.Д. Семёнова, 1991). Таким образом, распознавание эмоций способствует более эффективной коммуникации, поскольку позволяет адекватно идентифицировать, описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции.Ранее было показано, что алекситимия становится предиктором психосоматического заболевания, т. е. невыраженные чувства провоцируют соматические нарушения [11], демонстрируя таким образом значимость навыков когнитивной переработки эмоционального опыта.

Владение эмоциями. Адекватная эмоциональная экспрессия является важным фактором поддержания физического и психического здоровья. Сдерживание эмоций способствует возникновению различных заболеваний. В то же время бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение (L.A. King, R.A. Emmons, 1991). Таким образом, проблемы в сфере контроля эмоциональной экспрессии неблагоприятны не только для субъекта, но и для его ближайшего окружения. Степень эмоциональной экспрессивности влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь. Эмоциями невозможно управлять прямо, однако это можно сделать опосредованно: через объект, потребность, знак. Начальный момент управления чувством - это расщепление монолитного недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство, точнее говоря, это вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира («Я испытываю печаль, радость», а не «Мир плохой либо хороший»). Я. Рейковский (1979) приводит следующие причины трудностей в выражении эмоций:

- люди не усвоили принятых в обществе форм выражения;

- боязнь выдать собственные чувства, связанная со страхом перед утратой самоконтроля или боязнью порицания со стороны окружающих (боязнь быть скомпрометированным, отвергнутым или осмеянным);

- врождённые факторы, хотя решающее значение принадлежит процессу научения;

- усвоение норм поведения, преобладающих в семье и ближайшем окружении.

Понимание эмоций. Как отмечает И.А. Романова (1999), самопонимание в целом носит эмоциональный, чувственный, эмпатический, а не рациональный характер. Следовательно, глубина самопонимания прежде всего обусловлена уровнем развития эмоциональных способностей, которое в свою очередь обеспечивает осознание эмоций. Осознание эмоций подразумевает их регистрацию в сознании. Однако в сознании регистрируется далеко не всякий эмоциональный процесс и отнюдь не всегда. Исходя из этого, когда мы говорим об осознании эмоций, следует различать два явления:

- проявление достаточно обособленного и организованного процесса, влияющего на протекание деятельности и переживаемого субъективно (в этом случае человек знает, что он нечто переживает, и это переживание отличается от предыдущих);

- собственно осознание, которое заключается в знании о своём состоянии, выраженном в словесных (знаковых) категориях. Второй вид осознания лежит в основе процессов контроля над эмоциями, в основе способности предвидеть их развитие, знания факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и последствия.

Понимание эмоций взаимосвязано с возможностями их выражения. Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живёт и работает. Отметим, что понимание эмоций сложнее, чем их выражение. Понимание эмоций связано также с уровнем развития эмпатии. Согласно К. Роджерсу (1993), эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нём «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям партнёра по общению. Это напоминает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой едва осознаёт. Однако при этом отсутствуют попытки вскрыть неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Необходимо также сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы «смотрите свежим и спокойным взглядом» на те элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Быть эмпатичным - означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время - тонким и чутким.

Можно выделить следующие причины трудностей в понимании индивидуальных различий эмоций других людей:

сосредоточенность на собственной личности приводит к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние других людей;

чувство собственного превосходства;

чувство тревоги, связанное с эмоциями других людей или собственными; тревога побуждает избегать всего того, что могло бы вызвать эмоции;

какая-либо выгода от непонимания эмоций других людей (Я. Рейковский, 1979);

автономность систем опознания и вербализации эмоций [12].

Эмоции обладают мотивирующей силой, заставляя людей действовать. Слово «эмоция» произошло от латинского глагола «emovare», что означает «двигаться». Эмоция - это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и «перемещаются»: e-motion (э-моция). Так, если мы полностью функциональны и благополучны, они позитивны, если нет - эмоции «перемещаются» к негативному полюсу.

Можно предположить в структуре эмоционального интеллекта наличие эмоций, «самомотивирующих» когнитивную деятельность, связанную с эмоциональной сферой, точнее, с распознаванием, выражением, пониманием эмоций.

Таким образом, эмоциональный интеллект представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию [3].

Необходимо отметить, что тема эмоций далеко не нова в научном мире. В двадцатом веке исследованию эмоций было посвящено множество различного рода исследований. О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны также высказывания Л.С. Выготского, о единстве интеллекта и аффекта [7]. 

Помимо хорошо подготовленной научной базы современный интерес к эмоциональной составляющей регуляции возник под влиянием нескольких важных факторов.

Основной причиной является то, что традиционные тесты на интеллект продемонстрировали свою несостоятельность в качестве предикторов успешности деятельности особенно в профессиональной сфере, в карьере, а в более общем контексте, адаптации. Дэниел Гоулман в своей книге "Эмоциональный интеллект", представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25% [8]. 

Итак, в 1985 году клинический физиолог и психолог Рувен Бар-Он, переосмыслив уже подготовленные теории о месте эмоций и интеллекта в структуре личности, впервые ввел термин EQ (Emotional Quotinent), коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ и высказал предположение, что EQ достоверно предсказывает успех людей и в будущем полностью заменит измерение интеллекта в образовании, в диагностике и коррекции психопатологии, при приеме на работу, обучении и аттестации сотрудников, а также в руководстве [26]. Несмотря на то, что само понятие эмоционального интеллекта несколькими годами позже будет впервые озвучено и описано П. Сэловеем и Дж. Мэйером, вклад Р. Бар - Он можно во многом считать первым в развитии теории эмоционального интеллекта. Сам Бар - Он в последствии уйдет от предложенного им «коэффициента эмоциональности» в пользу «эмоционального интеллекта». Р. Бар - Он определяет эмоциональный интеллект как набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды. Именно поэтому эту теорию часто называют некогнитивной теорией эмоционального интеллекта Р. Бар – Она [19].

Р. Бар - Он выделяет следующие сферы эмоционального интеллекта: внутриличностная и межличностная.

Внутриличностная сфера, касается способности понимать себя и управлять собой. Во внутриличностной сфере автор выделяет такие способности как - самоанализ - способность распознавать, что человек чувствует и почему это чувствует; ассертивность (самоутверждение) - способность открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым и защищать свою точку зрения; независимость - способность направлять и контролировать самого себя; самоуважение - способность признавать свои сильные и слабые стороны и быть хорошего мнения о себе, несмотря на слабости; самореализация - способность реализовать свой потенциал и быть удовлетворенным своими достижениями на работе и в личной жизни.

Межличностная сфера касается "общественных навыков", способности взаимодействовать и ладить с другими. В межличностной сфере, Р. Бар-Он выделяет такие способности, как эмпатия - способность понимать, что другие люди могут чувствовать и думать; социальная ответственность - способность сотрудничать с другими людьми и быть полезным членом своей социальной группы. Межличностные отношения - умение завязывать и поддерживать отношения, которые взаимно благотворны и отмечены способностью к компромиссам и чувству социальной близости; сфера приспособляемости (адаптивности) включает в себя способность быть гибким и реалистичным и решать ряд проблем по мере их возникновения.

В сферу адаптивности входит понимание (адекватная оценка) действительности - способность видеть вещи такими, какими они на самом деле являются, а не такими, как хочется их видеть. Гибкость - способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с изменяющимися условиями.

Умение решать проблемы - способность определить проблему и затем перейти к созданию и выполнению эффективного, подходящего решения. Сфера умения справиться со стрессом касается способности человека выдерживать стресс и контролировать свои импульсы. В сферу управления стрессом входит: переносимость стресса - способность оставаться спокойным и сосредоточенным, конструктивно противостоять неблагоприятным событиям и противоречивым эмоциям. Контроль над импульсами - способность сопротивляться искушению или отложить порыв к немедленному действию.

В сферу общего настроения входит оптимизм - это способность поддерживать реалистичную положительную установку, особенно при неблагоприятных обстоятельствах [20].

Несмотря на богатую предысторию, сам термин «эмоциональный интеллект» является достаточно новым. Первой и наиболее известной в науке моделью эмоционального интеллекта принято считать разработанную П. Сэловеем и Дж. Мэйером теорию. Ими же был введён и сам термин «эмоциональный интеллект». Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 году, в этом же году авторы опубликовали одноименную научную статью. Они определили эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, которая включает «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий». Такое определение, имея ключевым понятием «способность» резко отличалось от первоначальной теории, предложенной Р. Бар -Оном.

Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Сэловею и Мэйеру выделить четыре компонента, которые были названы «ветвями» эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей [27, 28].

Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций. Представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям; с помощью невербального поведения, внешнего вида, точно выражать эмоции и потребности, связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств. Включает ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций (т. е. способность заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитации. Важность подобного качества не вызывает сомнений и уже была обозначена и описана предшественниками авторов.

Фасилитация мышления - способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее. Эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в памяти на чувства, смена настроения с оптимистического на пессимистическое позволяет учитывать разные точки зрения; эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем. Подобное качество принципиально важно при движении по карьерной лестнице. Именно способность учитывать всевозможные точки зрения и эмоциональные состояния окружающих, а также управление этими состояниями является одной из определяющих процесса социальной коммуникации, которая согласно новым взглядам академической науки, является определяющим фактором управления.

Понимание эмоций - способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы с одной стадии на другую, анализ эмоций, использование эмоциональных знаний. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой.

Управление своими эмоциями и чувствами других людей. Это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных, без искажения содержащейся в них информации. Очевидно, подобное качество способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом, считают авторы, должен постоянно справляться с состояниями эмоциональной нестабильности. Они еще раз подчеркивают, что управление эмоциями подразумевает понимание развития отношений с другими людьми, что требует учета различных вариантов развития эмоций и их выбора.

Предложенная структура эмоционального интеллекта нашла эмпирическое выражение в созданном в 1997 году первом тесте на измерение уровня эмоционального интеллекта MEIS (Multibranch Emotional Intelligence Scale), который состоял из 402 опросных пунктов, что делало его достаточно сложным при применении на практике [26].

Спустя почти десять лет Сэловей, Мэйер, совместно с Д. Карузо доработали и уточнили предложенную модель эмоционального интеллекта, что нашло отражение в ряде их публикаций [24]. В усовершенствованной модели сделан новый акцент на когнитивной составляющей эмоционального интеллекта, связанной с переработкой информации об эмоциях. Также в этой модели появился компонент, связанный с личностным и эмоциональным ростом.

Эмоции, считают авторы, содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами и «информируют» человека о характере этих связей. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. То есть эмоции становятся верными проводниками и отражением социальной информации в мир сознания, где эта информация осмысливается и перерабатывается [27].

В свете этих представлений эмоциональный интеллект трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Согласно новой модели эмоциональный интеллект включает следующие ментальные способности:

- осознанная регуляция эмоций - вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира;

- понимание (осмысление) эмоций - переживание эмоции и ее определение являются различными феноменами. Три основные функции этой способности: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия;

- ассимиляция эмоций в мышлении;

- различение и выражение эмоций.

Подобный подход нашел критическую оценку у российских исследователей. Так И.Н. Андреева полагает, что «эмоциональный интеллект отчасти «исчезает» в модели Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, поскольку, хотя здесь и определены такие базовые свойства интеллекта, как уровневые и регуляторные, однако не выделены комбинаторные свойства, характеризующие способность комбинировать в различных сочетаниях компоненты опыта, и процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, приёмы и стратегии интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементарных информационных процессов» [4].

Широкое же распространение, в том числе в России и странах СНГ, понятие «эмоциональный интеллект» получило именно благодаря работам Дэниэла Гоулмана, который вывел феномен эмоционального интеллекта за рамки научного сообщества, популяризовал этот конструкт, и впервые сделал акцент на тот значительный вклад, который теория эмоционального интеллекта может внести в развитие бизнеса, обучение руководителей, рекрутинг, оптимальное распределения персонала, изменение организационной культуры компаний и т. д. [5].

Совместная работа Д. Гоулмана с Дэвидом МакКлеландом, который в 1973 году был в группе исследователей, занимающихся вопросом, почему классические тесты познавательного интеллекта мало говорят нам о том, как стать успешным в жизни и карьере, сильно повлияла на научные интересы Д. Гоулмана. В 1995 была опубликована книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Именно эта публикация вывела понятие «эмоциональный интеллект» за рамки академической науки и привлекла внимание к человеку успешному, прежде всего, в отношениях между людьми, эффективному за счет этого в карьерном росте, величине доходов и удовлетворенному жизнью. Это привлекло всеобщее внимание к роли эмоциональной сферы человека в его жизни и профессиональной деятельности [29].

Согласно Д. Гоулману эмоциональный интеллект есть «способность человека истолковывать как собственные эмоции, так и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей». Д. Гоулман рассматривает эмоциональный интеллект с позиции социального или даже лидерского интеллекта. Д. Гоулман основал свою модель на ранних представлениях Сэловея и Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками, образовав так называемую смешанную модель.

Конкретная структура эмоционального интеллекта, по Д. Гоулману, включает набор разнокачественных и даже разнонаправленных параметров:

идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;

управление эмоциональными состояниями - контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;

способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;

способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других;

способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их [там же].

Структура эмоционального интеллекта Д. Гоулмана иерархична. Так, идентификация эмоций является предпосылкой управления ими. В то же время одним из аспектов управления эмоциями является способность продуцировать эмоциональные состояния, приводящие к успеху. Эти три способности, обращённые к другим людям, являются детерминантом четвёртой, принципиально важной: входить в контакт и поддерживать хорошие взаимоотношения.

В дальнейшем Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает две группы навыков, состоящих их двух компонентов:

Личностные навыки, в которые входит самосознание и самоконтроль. Самосознание: эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций, осознание их воздействия и использование интуиции при принятии решений; точная самооценка: знание своих сильных сторон и пределов возможностей; уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности; самомотивация; настойчивое желание соответствовать высоким внутренним стандартам; Самоконтроль: обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы; открытость: проявление честности и прямоты; адаптивность: способность подстраиваться под меняющиеся обстоятельства; воля к победе: упорное продвижение к намеченной цели; инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности; оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.

Социальные навыки, состоящие из социальной чуткости (или, как ее еще называет Гоулман, эмпатии) и собственно социальных навыков.

Социальная чуткость: сопереживание: способность чувствовать и понимать позицию другого человека и умение проявлять участливое отношение к его проблемам; деловая осведомленность: понимание текущих событий и правильное их проецирование на организационную политику и иерархию ответственности; предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных и клиентов; Социальные навыки: воодушевление: умение вести за собой; влияние: владение тактикой убеждения; наставничество: действенное участие в самосовершенствовании сотрудников, поощрение развития их способностей с помощью отзывов и наставлений; предприимчивость: способность инициировать преобразования и совершенствовать методы управления; миротворчество: умение урегулировать конфликты, разрешать разногласия и достигать консенсуса; сотрудничество: контактность в отношении сослуживцев и умение работать в команде; корпоративность и поддержание сети социальных связей.

Самосознание и самоконтроль определяют, насколько хорошо мы понимаем себя, умеем управлять собой и контролировать свои чувства. Социальная чуткость и управление отношениями отражают нашу способность распознавать эмоции окружающих, управлять ими и на этой основе налаживать отношения с людьми. В каждый момент времени мы через вербальные каналы коммуникации сообщаем друг другу массу сведений о своем психологическом состоянии, тщательно отслеживая реакции других людей, мы начинаем лучше понимать их чувства и более точно можем интерпретировать их мысли и мнения. Это приводит к правильной оценке окружающей социальной обстановки и оптимальному способу реагирования на неё, принятию верных решений. По мнению А. И. Дрогобыцкого, подобное общение по эмоциональным каналам позволяет воспринимать чужие переживания напрямую, не пропуская их через фильтры социальных клише, предрассудков и субъективных представлений, что имеет особую значимость [8].

Среди структурных компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых Гоулманом, можно обнаружить не только эмоциональные способности, но и волевые качества, характеристики самосознания, социальные умения и навыки. Автор считает, что в успешной управленческой деятельности когнитивной составляющей принадлежит второстепенная роль. Эмоции, считает автор, обладают большей силой при принятии решений в экстремальной ситуации и подчиняют себе мыслительную деятельность [24].

Несомненной и признанной заслугой Д. Гоулмана является стимулирование людей к развитию личностных качеств, способствующих достижению успехов в тех или иных сферах деятельности. Автор впервые вывел теорию эмоционального интеллекта на эмпирический уровень, наглядно продемонстрировал, как она может быть полезна в управленческих структурах. Д. Гоулманом был разработан тест ECI, замеряющий ЭИ руководителей. В настоящий момент продолжается разработка и проверка надежности и валидности этого теста.

В отечественной психологии теория эмоционального интеллекта начала свое развитие, прежде всего, в психологической среде, тщательно подготовленной в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, в которых идея единства аффекта и интеллекта появилась еще задолго до возникновения теории эмоционального интеллекта в западных научных кругах. Долгое время основной задачей для отечественных психологов представлялась систематизация эмоций и интеллекта [6].

К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает [5]. Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии». С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального [7, 23].

В 2000 году свою достаточно полную и развернутую теорию эмоционального интеллекта предложил российский исследователь Д.В. Люсин [16]. Становление его теории прошло более 10 лет, обратимся к последним представленным автором данным.

Эмоциональный интеллект понимается автором как способность к пониманию и управлению эмоциями, которая может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей [20]. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т.е. установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека; может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Люсин определяет эмоциональный интеллект как психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности, а, следовательно, определяют манеру поведения и построения коммуникативных процессов и социальных взаимоотношений [18].

Таким образом, продолжая идею Г. Гарднера, автор вводит в состав эмоционального интеллекта внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом.

Д.В Люсин заключил в них такие компоненты как понимание и управление эмоциями, а для внутриличностного – еще и экспрессию [20].

Необходимо отметить, что в связи с все возрастающей популярностью теории эмоционального интеллекта в России, как и во всем мире стало появляться множество тестов на измерение уровня эмоционального интеллекта. Данное исследование опирается на модель эмоционального интеллекта «ЭмИн», разработанную Д.В Люсиным.

Таким образом, теория эмоционального интеллекта, возникшая в конце XX - начале XXI века, за свою недолгую историю существования в науке претерпела множество изменений и интерпретаций. Признание того, что показателей «просто интеллекта» недостаточно для прогноза успешности личности (Д. Гоулман и др.), определило научную значимость эмоциональной составляющей для более перспективной реализации человеком своего потенциала в той или иной сфере. Результаты традиционных тестов на измерение общего интеллекта оказались недостаточными для выводов об определяющей доле в социальном успехе. Выявлено, что высокие IQ показатели обеспечивают успешное продвижение по карьерной лестнице лишь на первых ее ступенях и оказываются незначительными для продвижения на более высокие уровни. Другим важным моментом стала необходимость систематизации накопленного знания о вопросе соотношения интеллекта и эмоций.

Проведенный анализ литературы позволил сделать выводы, что как в западной, так и отечественной науке проводились отдельные исследования взаимосвязи аффективной и когнитивной составляющей. При этом общие тенденции таковы, что зарубежные исследователи сосредоточили свое внимание на вычленении эмоциональных компонентов интеллекта и его роли в управленческих позициях, отечественные же исследователи изучали в основном эмоциональное сопровождение мыслительной деятельности. Несмотря на разницу во взглядах авторов различных теорий, определим общее понятие «эмоциональный интеллект», в значении которого мнения исследователей совпадают.

В широком смысле под эмоциональным интеллектом понимают осознание и управление как своими, так и чужими эмоциями, что, безусловно, принципиально важно для успешной коммуникации и построения социальных взаимоотношений.

Важно подчеркнуть, что если особенности подросткового юношеского возраста в сфере эмоционального интеллекта изучены достаточно глубоко [10, 13], то в отношении взрослых людей факторы развития IQ еще не выявлены в полной мере. Данное исследование продолжает разработки кафедры общей психологии УрГПУ (г.Екатеринбург, Россия), в отношении исследования гендерных и возрастных особенностей эмоционального интеллекта.

Эмпирическая часть исследования включала в себя 4 этапа:

Этап 1. Входящая диагностика.

Этап 2. Разработка и реализация коррекционной программы.

Этап 3. Итоговая диагностика.

Этап 4. Анализ и интерпретация результатов.

В исследовании принимали участие 7 женщин, возраст от 30 до 42 лет.

Рассмотрим результаты каждого этапа более подробно.

На первом этапе исследования участницы тренинга заполнили опросник Д.В Люсина «ЭмИн». Опросник измеряет эмоциональный интеллект, который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [20].

В результате обработки данных входящей диагностики по опросникам участников исследования были выявлены следующие значения показателей эмоционального интеллекта.

МЭИ: 14% - высокое значение, 57% - среднее значение, 29% - низкое значение.

МП: 42% - высокое значение, 29% - среднее значение, 29% - низкое значение.

МУ: 29% - среднее значение, 57% - низкое значение, 14% - очень низкое значение.

ВЭИ: 43% - высокое значение, 29% - среднее значение, 14% - низкое значение, 14% - очень низкое значение.

ВП: 42% - высокое значение, 29% - среднее значение, 29% - низкое значение.

ВУ: 29% - высокое значение, 43% - среднее значение, 14% - низкое значение, 14% - очень низкое значение.

ВЭ: 29% - высокое значение, 29% - среднее значение, 13% - низкое значение, 29% - очень низкое значение.

По результатам входящей диагностики видно, что наблюдается широкий спектр показателей ЭИ: участники исследования имеют как очень низкие значения, так и высокие значения показателей эмоционального интеллекта. Установлено, что показатели МЭИ и его компонентов ниже, чем ВЭИ, что определило мишени коррекционного воздействия.

На втором этапе осуществлялась разработка и реализация коррекционной программы. В связи с краткосрочностью курса основой упор в программе сделан на развитие внутриличностного эмоционального интеллекта (принцип современного коучинга: «Усиливай сильное»). Программа рассчитана на 30 дней, 8 онлайн-занятий и выполнение домашних заданий, а также внедрения приемов и техник в повседневную жизнь участников.

Программа коррекции эмоционального интеллекта была включена в тренинг развития когнитивных навыков в виде модуля «Основы эмоционального интеллекта». Тренинг является составительским авторским курсом Е.А. Ивановой https://www.instagram.com/elena.brain и реализуется в течение трех лет для обучения взрослых, желающих развить и укрепить свои когнитивные способности. Автором было замечено, что результаты достигаются быстрее и прочнее устанавливаются показатели, если происходит эмоциональная включенность участников, развивается их навык саморегуляции и самопознания. Данные наблюдения требовали своей проверки, в результате чего и были введены упражнения на развитие ЭИ и контроль в виде диагностики. Данные, полученные в результате проведенного исследования, сейчас используются автором в практической работе.

В основу программы развития эмоционального интеллекта заложены приемы, техники и упражнения, направленные на развитие способностей распознавания, осознания, понимания и управления своими эмоциями. Также предполагается возможное повышение значений по показателям МЭИ в результате улучшения показателей ВЭИ.

Для более полного усвоения материала применялись следующие методы обучения:

словесный: лекция, беседа;

наглядно-иллюстративный: схемы, презентации;

методы позитивной психологии (осознание и закрепление успешного опыта)

методы эйдотехники (основанные на конкретно-образном мышлении): оживление, вхождение; мышление образами, соощущения.

дыхательные и ментальные техники, направленные на распознавание, осознание, понимание и управление внутриличностным эмоциональным интеллектом.

В программе использовались следующие упражнения и задания:

Дневник успеха. На первом занятии тренинга участницам было дано задание завести дневник успеха и записывать в него ежедневно минимум одно достижение и/или успешное событие дня. В том случае, если записать не удавалось участницам предлагалось перечитывать записи успешных событий прошлых дней. Целью этого задания является развитие навыков рефлексии, закрепление успешного опыта и формирование позитивного образа «Я» [1].

Словарь эмоций. На первом занятии участницам было дано задание записать все эмоции и чувства, которые они знают и оценить, насколько часто они испытывают перечисленные переживания, используя следующую шкалу: 1 балл — «никогда не испытывал это чувство (эмоцию)», 2 балла — «редко», 3 балла — «время от времени», 4 балла — «часто». После выполнения задания участницам было предложено ознакомиться и изучить «Словарь эмоций и чувств» Е.С Ивановой (см. приложение 2). Целью данного задания является познание своих эмоций и чувств, осознание особенностей своих эмоциональных состояний, пополнение активного словаря эмоций и чувств. Эффективность такого рода работы была доказана Е.С. Ивановой [9].

Фиксация эмоций. В течении дня участницам предлагалось фиксировать свои эмоции с помощью вербализации (проговаривания) или записывания на бумаге. Целью этого упражнения является тренировка навыка осознанности и понимания собственных эмоций, а также снижение их интенсивности [21].

Метод эйдетехники «Оживление 7D». Эйдотехника (от слова «эйдос» с греч.-образ, вид) – методы, основанные на конкретно-образном мышлении. Развивая воображение, делая работу своего мозга более пластичным, человек учится легко припоминать, быстрее и полнее восстанавливаться после напряжённой умственной работы, обретает новую уверенность в своих силах. Суть этого упражнения заключается в оживлении слов, текстов, рассказов по семи параметрам: зрительный образ, звуки, запахи, вкус, тактильные ощущения, эмоции. Основной целью данного упражнения является развитие образного мышления, воображения, а также распознавание, осознание и понимание своих эмоций. В процессе выполнения этого упражнения участницам также необходимо трансформировать негативные эмоции, если такие возникают, в позитивные. Таким образом еще одной целью данного упражнения является развитие навыка управления своими эмоциями, преобразование негативных в позитивные или нейтральные [1, 21].

СКАН ТЕЛА. Негативные эмоции, даже не самой большой интенсивности, а также подавленные эмоции накапливают напряжение в теле. Упражнение сканирования тела относиться к телесным техникам и направлено на распознавание и осознание напряжения в теле. Для выполнения упражнения участнику необходимо закрыть глаза и прочувствовать каждую часть тела, сфокусировав на ней свое внимание (лоб, скулы, челюсть, подбородок, затылок, шея, плечи, руки, кисти руки, грудь, живот, бедра, колени, икры, стопы), задать себе вопрос «Что я сейчас чувствую?». Очень часто после сканирования участницы говорили о том, что напряжение в теле было неосознанное и только после проведения этого упражнения они осознавали его и собственные эмоции [1].

Дыхательные техники. Упражнение «Дыхание квадрат». Основной целью данного упражнения является формирование навыка управления собственными эмоциями, снятия тревоги и напряжения перед важными событиями, встречами, экзаменами, перед сном, а также после стрессовой ситуации, конфликта, напряженных встреч. Дыхание по квадрату выполняется в следующей последовательности: вдох носом на 2, выдох ртом на 4, вдох на 3, выдох на 6 и так далее на увеличение. Данную дыхательную технику участницы использовали в течении дня и перед сном. После применения этой техники в течении тренинга, участницы отметили улучшение сна и более быстрое восстановление после напряженных ситуаций [1].

Дыхательные техники. Упражнение «Дыхание насос». Целью данного упражнения является формирование навыка управления собственными эмоциями, активизация, повышение эмоционального тонуса в моменты печали, грусти, уныния, отсутствия ресурсного состояния. Упражнение выполняется в быстром темпе. Дышим быстро. Вдох-выдох на 8 раз. Для усиления эффекта добавляем движение руками перед собой. За один раз можно выполнять до трех подходов. Упражнение рекомендуется выполнять перед важными событиями, встречами, выступлениями, умственной нагрузкой [1].

Упражнение «Перепросмотр дня». Участницам предлагалось на протяжении 30 дней тренинга каждый вечер или утро вспоминать и анализировать события прошедшего дня. Целью данного упражнения является формирование осознанности, распознавание собственных эмоций, развитие навыков рефлексии [1].

Упражнение «Возьми себя в руки». Целью этого упражнения является формирование навыка управления собственными эмоциями, снятие напряжения, обретение умственной сосредоточенности. Упражнение выполняется в следующей последовательности: закройте глаза, сделайте вдох-выдох медленно четыре раза, дышите животом (диафрагмальное дыхание), на выдохе произносите «10-расслабление», «9-расслабление» и так далее до одного. Упражнение рекомендуется выполнять для устранения негативных эмоциональных состояний перед важными событиями, встречами, выступлениями, умственной нагрузкой [1].

Метод перевоплощения. Перевоплощение – один из оригинальных методов изменить мир вокруг себя. Это упражнение можно использовать в работе с разными эмоциями. Например, такая эмоция как страх возникает у многих людей в совершенно разных жизненных ситуациях. Перевоплощаясь в какой-нибудь образ бесстрашия, мощи и силы человек может преодолеть свой страх. Это может быть образ как животного (тигр, слон, медведь), так и человека. Целью этого метода является формирование навыка управления собственными эмоциями, устранение негативных и усиление позитивных. Для применения этого метода человеку необходимо иметь хорошо развитое образное мышление, воображение [21].

Третий этап был направлен на итоговую диагностику. После обучения на курсе участницы тренинга заполнили опросник Д.В Люсина «ЭмИн». В результате обработки данных итоговой диагностики по опросникам участников исследования была выявлена положительная динамика показателей эмоционального интеллекта.

В результате обработки данных итоговой диагностики по опросникам участников исследования были выявлены следующие значения показателей эмоционального интеллекта.

МЭИ: 29% - высокое значение, 71% - среднее значение.

МП: 14% - очень высокое значение, 29% - высокое значение, 57% - среднее значение.

МУ: 43% - среднее значение, 57% - низкое значение

ВЭИ: 29% - очень высокое значение, 57% - высокое значение, 14% - среднее значение.

ВП: 14% - очень высокое значение, 72% - высокое значение, 14% - среднее значение.

ВУ: 14% - очень высокое значение 43%- высокое значение, 29% - среднее значение, 14% - низкое значение.

ВЭ: 29% - очень высокое значение, 42% - высокое значение, 29% - низкое значение.

На четвертом этапе исследования был проведен анализ полученных данных и сделан вывод о положительных результатах разработанной программы развития эмоционального интеллекта и отдельных его составляющих (МЭИ, ВЭИ, МП, МУ, ВП, ВУ, ВЭ).

По результатам итоговой диагностики видно, что произошел прирост по большинству значений показателей эмоционального интеллекта.

У одного человека (14% из выборки) нет роста значений МП, у двух участников (28% из выборки) нет роста значений МУ, у 1 участника (14% из выборки) нет роста значений ВП, у одного участника (14% из выборки) нет роста значений ВУ.

Также видно, что по компоненту ВЭИ у 86% участников (6 из 7) уровень показателя сдвинулся в область более высоких значений; по компоненту ВП у 72% участников (5 из 7) уровень показателя сдвинулся в область более высоких значений; по компоненту ВУ у 42% участников (3 из 7) уровень показателя сдвинулся в область более высоких значений; по компоненту ВЭ у 100% участников (7 из 7) уровень показателя сдвинулся в область более высоких значений; по компоненту МЭИ у 42% участников (3 из 7) уровень показателя сдвинулся в область более высоких значений; по компоненту МП у 42% участников (3 из 7) уровень показателя сдвинулся в область более высоких значений; по компоненту МУ у 28% участников (2 из 7) уровень показателя сдвинулся в область более высоких значений.

Таким образом видно, что наибольший процент из числа участниц по росту значений и переходу их в область более высоких значений приходиться на компонент ВП и ВЭ.

По гистограмме №1 «Результаты исследования ВП» видно, что у 86% участниц (6 из 7) произошел прирост показателей способности понимания своих эмоций, у 72% участниц (5 из 7) уровень показателя сдвинулся в область более высоких значений. Это произошло в связи с упражнениями «Дневник успеха», «Словарь эмоций», «Фиксация эмоций», «Оживление», «Скан тела», «Перепросмотр дня».

По гистограмме № 2 «Результаты исследования ВЭ» видно, что у всех участниц уровень показателя способности контролировать внешние проявления эмоций сдвинулся в область более высоких значений. Это произошло в связи с упражнениями «Фиксация эмоций», «Скан тела», «Дыхание квадрат», «Дыхание насос», «Возьми себя в руки», «Перевоплощение».

По гистограмме №3 «Результаты исследования ВУ» видно, что у 86% участниц (6 из 7) произошел прирост показателей способности управлять своими эмоциями, у 57% участников (4 из 7) уровень показателя сдвинулся в область более высоких значений. Это произошло в связи с упражнениями «Дыхание квадрат», «Дыхание насос», «Возьми себя в руки», «Перевоплощение».

По гистограмме №4 «Результаты исследования ВЭИ» видно, что у всех участниц произошел прирост показателей, у 86% участниц (6 из 7) уровень показателя сдвинулся в область более высоких значений. Это произошло в связи с упражнениями «Дневник успеха», «Словарь эмоций», «Фиксация эмоций», «Оживление», «Скан тела», «Перепросмотр дня», «Дыхание квадрат», «Дыхание насос», «Возьми себя в руки», «Перевоплощение».

По гистограмме №5 «Результаты исследования МП» видно, что у 86% участниц (6 из 7) произошел прирост показателей способности управлять своими эмоциями, у 42% участниц (3 из 7) уровень показателя сдвинулся в область более высоких значений.

По гистограмме №6 «Результаты исследования МУ» видно, что у 72% участниц (5 из 7) произошел прирост показателей способности управлять чужими эмоциями, у 28% участниц (2 из 7) уровень показателя сдвинулся в область более высоких значений.

По гистограмме №7 «Результаты исследования МЭИ» видно, что у всех участниц произошел прирост показателей способности управлять чужими эмоциями, у 57% участников (4 из 7) уровень показателя сдвинулся в область более высоких значений.

По гистограмме №8 «Результаты исследования ЭИ» видно, что у всех участниц произошел прирост показателей эмоционального интеллекта. Это произошло в связи с упражнениями «Дневник успеха», «Словарь эмоций», «Фиксация эмоций», «Оживление», «Скан тела», «Перепросмотр дня», «Дыхание квадрат», «Дыхание насос», «Возьми себя в руки», «Перевоплощение».

Так как все упражнения программы были направлены на развитие ВЭИ можно предположить, что прирост показателей МЭИ, МП, МУ произошел в связи с тем, что компоненты ВЭИ и МЭИ взаимосвязаны и принцип коучинга «Усиливай сильное» эффективно работает в отношении обучения взрослых людей.

Таким образом, можно сделать вывод, что под воздействием программы развития эмоционального интеллекта у большинства участниц произошел прирост значений по всем показателям эмоционального интеллекта. Также у большинства участниц уровень показателя таких способностей как понимание своих собственных эмоций (ВП) и контроль экспрессии (ВЭ) сдвинулся в область более высоких значений, сдвиг по показателям способности управлять своими эмоциями (ВУ), понимать (МП) и управлять чужими эмоциями (МУ) в область более высоких показателей произошел у меньшего количества участниц, но окончательно оценить динамику можно лишь не раньше месяца после окончания курса. Это связано прежде всего с тем, что на момент итогового опроса процесс перестройки сформированных паттернов эмоционального интеллекта может быть не завершившимся.

Подводя итоги, необходимо отметить, что научная теория эмоционального интеллекта на сегодняшний день не может быть представлена как окончательно оформленная. Мнения исследователей при анализе этого феномена отличаются друг от друга, что не позволяет однозначно трактовать понятие эмоциональный интеллект. Общей чертой существующих подходов можно обозначить понимание эмоционального интеллекта как способности к осознанию, пониманию и управлению как своими собственными, так и чужими эмоциями. Человек с высоким эмоциональным интеллектом умеет разобраться в себе и в причинах своих чувств, эффективно взаимодействует с внешним миром, что способствует более успешному развитию его потенциала.

Данные полученные в ходе эмпирического исследования показали, что под воздействием программы развития эмоционального интеллекта произошел прирост по большинству значений показателей эмоционального интеллекта, но окончательно оценить динамику можно лишь не раньше месяца после окончания курса.

Полученные данные могут быть использованы для более объективного анализа развития эмоционального интеллекта во взрослом возрасте.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абдулова Г.Ф. Курс инструктора по развитию памяти и внимания. Москва, Центр интеллектуальных технологий «Эйдос», 2016.

Айзенк Г.Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 111-131.

Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности:  6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск, СГПУ, 2004. Ч.1. С. 

Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению»? / И.Н. Андреева // Психологический журнал. – 2006. – №1(9). – С. 28-32.

Андреева И.Н. Способности эмоционального интеллекта: гендерные различия // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы международной научно-практической конференции, 13-14 апреля 2007 года, г. Санкт-Петербург.: СПбИУиП - Ч.1- СПб, 2007. - С.12-15. 

Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 288 с.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983.

Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009.

Иванова Е.С. Возможности методики «Словарь эмоций» для диагностики и развития эмоциональной сферы. // Психологическая диагностика, 2008, №1. – с.101-112.

Иванова Е.С. Проблема вербализации эмоций как предиктор психосоматических заболеваний // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований №10, 2010, стр. 108-110.

Иванова Е.С. Автономность опознания и вербализации эмоций в структуре эмоционального интеллекта. // В мире научных открытий, Новосибирск, 2010, №6.2 (12). С.258-260.

Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.// Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2011. №1 (80). С. 33-41.

Кудинова И.Б., Вотчин И.С. Социальный интеллект как предмет исследования // Cyberleninka. — 2005. — № 4.

Лунёва О.В. Основные модели социального интеллекта // Cyberleninka. — 2012. — № 3.

Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Г.А. Емельянов (ред.), Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. М.: Смысл, 2000.

Люсин Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36.

Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика, 2006. - № 4.

Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В., Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009.

Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К., Слоненко Т.Б. Как научиться забывать ненужное. Москва, «Эйдос», 1996.

Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. Москва, «Эйдос», 1996.

Манфред Кэ де Ври. Мистика лидерства. Развитиеэмоциональногоинтеллекта = The Leadership Mystique: A User's Manual for the Human Enterprise. — М.: «АльпинаПаблишер», 2011.

Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М: КСП+, 2003. С. 272.

Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект: российская практика. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

Mayer, J.D., Salovey P. What Is Emotional intelligence? // Emotional development and emotional intelligence: Implications for education. Salovey P., Sluyter D. (eds). --N.Y., 1997.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a standard intelligence // Emotion. 2001. V. 1. P. 232-242.

Mayer, J., Salovey P., Caruso D. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test MSCEIT. User's Manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems. 2002.

Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ? -- N.Y.: Bantam Books, 1995.

Просмотров работы: 208