Опытно-экспериментальное исследование влияния использования информационных и коммуникационных технологий при обучении учащихся предмету «Окружающий мир» на формирование учебной мотивации младших школьников - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Опытно-экспериментальное исследование влияния использования информационных и коммуникационных технологий при обучении учащихся предмету «Окружающий мир» на формирование учебной мотивации младших школьников

Муравьева Е.Б. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема формирования учебной мотивации у обучающихся была и остается актуальной в настоящее время. Наличие положительной устойчивой мотивации учебной деятельности для младшего школьника является залогом его успешной учебной деятельности и личностного развития. Курс «Окружающий мир» предоставляет значительные возможности педагогу в формировании учебной мотивации обучающихся: использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), разнообразие и внеклассной работы, проектная деятельность и др.

Для выявления условий по формированию учебной мотивации на занятиях по окружающему миру посредством ИКТ было проведено экспериментальное исследование. В исследовании участвовали 16 учащихся в возрасте 7-8 лет, которые составили экспериментальную группу. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике, которая предполагала активное использование ИКТ на уроках окружающего мира. Для обоснования статистической значимости экспериментального исследования, наряду с экспериментальной группой, нами была подобрана контрольная группа учащихся в количестве 16 человек такого же возраста, обучающихся в параллельном классе этой же школы.

В начале и по окончанию педагогического эксперимента в обеих группах проводилось анкетирование и тестирование. При разработке анкеты для учащихся нами были изучены методы диагностики мотивации, предлагаемые разными авторами. В частности, это методика измерения потребности (мотива) в достижении «Потребность в достижении», разработанная Ю.М. Орловым, опросник Р.А. Пилояна «Изучение спортивной мотивации» в модификации Е.Г. Бабушкина, анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой, «Изучение мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга и др. В итоге была составлена анкета и проведено анкетирование, которое является частью психолого-диагностического исследования.

Проведение анкетирования позволило ранжировать учащихся обеих групп по уровням сформированности учебной мотивации (нулевой, низкий, средний, высокий) и по характеру познавательного отношения к изучаемому предмету (отсутствие интереса к предмету, аморфный интерес, стержневой интерес к интегрированному курсу «Окружающий мир») (рисунок 1). Полученные данные позволили сделать вывод о том, что различия в распределении учащихся обеих групп по уровням сформированности учебной мотивации незначительны.

Рис. 1. Уровень сформированности учебной мотивации у обучающихся на констатирующем этапе эксперимента

Наряду с вышеизложенным, на констатирующем этапе эксперимента для выявления уровня учебной мотивации обучающихся нами был использован цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда, в основу которого положен цветоассоциативный тест М. Люшера. Диагностика проводилась в два этапа. На первом этапе учащимся были розданы листы, на которых были изображены домики с названиями школьных предметов – русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение и физкультура. Затем учащимся было предложено раскрасить домики, которые обозначают различные школьные предмет, в различные цвета – зеленый, синий, красный, желтый, черный. Каждому цвету присваивается определенное количество баллов: зеленый цвет – 5 баллов, синий – 4 балла, красный – 3 балла, желтый – 2 балла, черный – 1 балл. Чем больше баллов набрал предмет, тем лучше отношение учащегося к нему. На рисунке 2 отражены среднегрупповые значения по каждому предмету.

Рис. 2. Средние значения показателей отношения обучающихся к учебным предметам на констатирующем этапе эксперимента

Полученные данные позволили сделать вывод о том, что различия в показателях отношения к учебным предметам в обеих группах незначительны. При этом анализ результатов свидетельствует о том, что у большинства учащихся обеих групп сформировалось, в целом, негативное отношение к предмету «окружающий мир».

На втором этапе диагностики учащимся были розданы листы для рисования, где нарисованы десять кружочков, которые учащимся необходимо самостоятельно раскрасить в тот или иной цвет. Учитель называет десять предметов, связанных со школой, – звонок, книга, учитель, портфель, класс, окружающий мир, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Каждому слову соответствует один кружочек. На рисунке 3 отражены среднегрупповые значения по каждому предмету, а также общий показатель отношения учащихся к учебной деятельности.

Рис. 3. Средние значения показателей отношения учащихся к учебной деятельности на констатирующем этапе эксперимента

Как видно из рисунка 3, наиболее негативные ассоциации вызывает у учащихся обеих групп слово «домашнее задание», а наиболее позитивные – «тетрадь», «книга» (в экспериментальной группе) и «урок», «портфель», «звонок» (в контрольной группе). Средний балл словосочетания «окружающий мир» невысок – всего 2,3 в экспериментальной группе и 2,6 – в контрольной. При этом общий показатель отношения к учебной деятельности в обеих группах соответствует среднему уровню.

Таким образом, по результатам констатирующего этапа эксперимента мы установили, что уровень мотивации учебной деятельности, а также показатели отношения к учебным предметам и учебной деятельности в группах различаются незначительно. При помощи t-критерия Стъюдента для независимых равночисленных выборок доказано, что различия в показателях всех анализируемых нами параметров у младших школьников экспериментальной и контрольной групп не являются статистически значимыми. Полученные на констатирующем этапе эксперимента результаты свидетельствуют о том, что в начале эксперимента учащиеся и экспериментальной, и контрольной групп характеризуются средним и низким уровнем мотивации к занятиям по окружающему миру, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента, заключавшийся в проведении комплекса уроков по окружающему миру с применением разнообразных возможностей ИКТ.

В рамках формирующего этапа опытно-экспериментальной работы на уроках окружающего мира с детьми экспериментальной группы использовались различные средства ИКТ, примеры которых представлены в таблице 1.

Табл. 1. Комплекс электронных образовательных ресурсов по курсу «Окружающий мир»

Название выполненных ЭОР

Используемые ресурсы

Родная страна.

Презентация и викторина с выбором правильного ответа в LearningApps «Государственные

символы» https://learningapps.org/display?v=pfwohsjf317

Город и село. Проект «Родной город (село)».

Презентация Microsoft PowerPointhttps://drive.google.com/open?id=0B5SzlZRa2TADZE9wYnM0MElONTQ

Природа и рукотворный мир.

презентация и упражнение в LearningApps «Природа и рукотворный мир» https://learningapps.org/display?v=pphrzt3hj17

Неживая и живая природа.

Тест «Природные и рукотворные объекты» в Google-форме, презентация https://drive.google.com/open?id=1_trbNqJfXjClNz2ZfobbHdpTI11CSWub456EbHk8fBk

Явления природы.

Презентация Microsoft PowerPoint https://drive.google.com/open?id=0B5SzlZRa2TADaHR3MDEydGxodTg

В гости к осени. Экскурсия № 1.

Google-презентация https://drive.google.com/open?id=0B5SzlZRa2TADcTRRd01CM0JTemM

фото и видеофиксацию изображений живой и неживой природы

Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы.

Презентация и упражнение в LearningApps «Перелетные и зимующие птицы» https://learningapps.org/display?v=p5fw4q05v18

д/з создать самостоятельно упражнение в LearningApps «Викторина по окружающему миру»

https://learningapps.org/display?v=pxgwi5d6317

Звёздное небо.

просмотр звездного неба в сервисе Google Sky и мобильное приложение в Google Pley - Sky Map, обучающий фильм «Прогулки в космосе для начальной школы»

https://www.youtube.com/watch?v=WscPVisi_bI

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2.

Презентация Microsoft PowerPoint «Знакомство с горными породами и минералами»

https://drive.google.com/open?id=0B5SzlZRa2TADS3VnbEc3NURnMGc

Про воздух…

Google–презентация, упражнение в LearningApps «Из чего состоит воздух» https://learningapps.org/display?v=phtnjvsz317

…И про воду.

Презентация Microsoft PowerPoint

https://drive.google.com/open?id=0B5SzlZRa2TADaFoxalExUGhTV2M

Какие бывают растения. Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

презентация, упражнение в LearningApps «Части растения» и «Этажи леса» https://learningapps.org/25811

Какие бывают животные?

Презентация, самостоятельное создание упражнения учащимися в LearningApps «Распредели животных по группам» https://learningapps.org/display?v=phhgn6a7t18

Проверочная работа.

Тест в Google- форме https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScI4kaXtr8XgDe42YuLuMU-S8uNpikdlAhRZ6Vb8-0NTA1I5g/viewform?usp=sf_link

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

Презентация Microsoft PowerPoint https://drive.google.com/open?id=0B5SzlZRa2TADRk5KWTlCNWdsbzA

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

Упражнения в LearningApps «Культурные и дикорастущие растения», https://learningapps.org/display?v=pv7o6vvv517

д/з создать задание самостоятельно (распредели по группам растения: овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные)

Дикие и домашние животные.

Видеоурок

https://www.youtube.com/watch?v=W0hgOlgf2zw

Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

Презентация https://drive.google.com/open?id=1xZ4w1mTTPyMS6V2blcegA07ny9-z2UuR

д/з подготовить сообщение-презентацию о кошке или собаке

Красная книга.

Презентация, упражнение в LearningApps «Красная книга» https://learningapps.org/display?v=po0mb7btc17

Будьте природе другом!

Презентация, упражнение в LearningApps игра «Кто хочет стать миллионером» https://learningapps.org/display?v=pg7k7z35c18

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».

тест «Красная книга» в гугл форме https://drive.google.com/open?id=1ca9wGlCkZddqZdQc1890x3jUBC90Ffd9w9tHO66RSU4

кроссворд «Природа»- упражнение в LearningApps https://learningapps.org/display?v=prmcr97aj17

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Тест №2.

тест на сервисе «Образовательные тесты» http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/2-klass/proverochnaya-rabota-za-1-chetvert-1.html

Что такое экономика?

Презентация «Что такое экономика?» https://drive.google.com/open?id=0B5SzlZRa2TADOUFVSlpSeXItOTA

Из чего что сделано.

Презентация

https://drive.google.com/open?id=0B5SzlZRa2TADNHNkbXFkVkhTVnc

Как построить дом.

Презентация

https://drive.google.com/open?id=0B5SzlZRa2TADaFltYUc0SWJaaEk

Какой бывает транспорт.

Упражнение в LearningApps «Виды транспорта» https://learningapps.org/2341039

д/з создать упражнение «Пассажирский, грузовой, специальный виды транспорта»

Культура и образование.

Кроссворд в HotPotatoes

Презентация Microsoft PowerPoint https://drive.google.com/open?id=0B5SzlZRa2TADX1NlcHFNRnJob1k

Все профессии важны. Проект «Профессии».

Презентация Microsoft PowerPoint «Кем быть?»

https://drive.google.com/open?id=19v8GQCg-Hrt-3v3z6gAQY8z1MRapQoFe

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.

Презентация Microsoft PowerPoint https://drive.google.com/open?id=1mbeBKAyja75BjHEjgDOcGbwzh4_tYG0C

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Тест №3.

Тест на сервисе «Образовательные тесты» «Жизнь города и села»

Строение тела человека.

Презентация Microsoft PowerPoint, кроссворд в HotPotatoes https://drive.google.com/open?id=1ZFamiRpeSnhgOUTwndtMuwbeA-2nFgmw

Берегись автомобиля! Школа пешехода. Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц».

Тест в «Яклассе» http://www.yaklass.ru/testwork/ExerciseTasksPrint/589869

Домашние опасности.

Презентация https://drive.google.com/open?id=1JytjLDFzlvMPT4JUkAX-eGcPDI1LV4Oe

Пожар!

Видео в ютубе «Детям о правилах пожарной безопасности»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=157&v=lFkJQBKBdbk

На воде и в лесу.

Презентация Microsoft PowerPoint

Опасные незнакомцы.

«Уроки Тетушки Совы. Уроки осторожности – Незнакомцы».

https://www.youtube.com/watch?time_continue=120&v=SVCvqj-TVNw

Наша дружная семья. Проект «Родословная».

Проект «Моя родословная» в программе GenoPro «Живая родословная» для создания генеалогических проектов

Ты и твои друзья. День рождения. Практическая работа № 8

тест в HotPotatoes https://drive.google.com/open?id=1XogWYs49GmiPEiuhPHr2vSQ9O9NRXg6v

Водные богатства.

Интернет урок – видео «Реки»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=737&v=iQ_08n96gaA

В гости к весне.

Развивающий мультфильм для детей «Природоведение. 2 класс. Что такое весна». https://www.youtube.com/watch?time_continue=237&v=uXfaZhvJUxc

На уроках использовались следующие организационные формы:

фронтальная работа с использованием одного персонального компьютера и проектора для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала;

индивидуальная и групповая работа на 13 компьютерах для организации лабораторных, творческих, контрольных  и других самостоятельных работ;

парная работа за компьютерами с распределениями обязанностей в паре.

Причем, особенно эффективной оказалась групповая работа. И неудивительно: дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Кроме того, развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

Систематичность, этапность, постепенность усложнения заданий способствовали эффективному приобретению детьми навыков групповой работы и не вызывали негативного отношения детей к такой форме занятий. Наоборот, относительная свобода поведения и перемещения по классу на групповых занятиях, возможность обсудить варианты решения с партнерами по работе, пообщаться с одноклассниками способствовали формированию интереса детей к урокам математики. Необходимость уложиться в отведенное время создавала рабочую обстановку, предупреждала отвлекаемость детей, способствовала формированию самодисциплины и саморегуляции при организации деятельности группы. Нежелание подвести группу заставляло детей активно участвовать в работе, старательно выполнять свою часть работы, от результативности которой зависела оценка работы всей группы.

Детям было интересно, соответственно, пробуждался интерес к занятиям, уровень учебной мотивации повышался.

По окончании формирующего этапа эксперимента нами была проведена повторная диагностика уровня учебной мотивации по методикам констатирующего этапа (рисунок 4).

 

Рис. 4. Средние значения показателей отношения учащихся к учебной деятельности на контрольном этапе эксперимента

По результатам экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:

Динамика уровня учебной мотивации у учащихся экспериментальной группы является статистически значимой на высоком уровне значимости (ρ=0,005), тогда как у младших школьников контрольной группы – не значима (ρ=0,204).

Положительная динамика показателей отношения учащихся экспериментальной группы является статистически значимой на высоком уровне значимости (ρ=0,001) только по одному предмету – окружающий мир. По остальным предметам динамика не является статистически значимой.

Положительная динамика показателей отношения учащихся экспериментальной группы является статистически значимой практически по всем параметрам, за исключением предмета «портфель». У младших школьников контрольной группы динамика не является статистически значимой ни по одному из анализируемых нами параметров.

Проведенный эксперимент по использованию ИКТ в учебном процессе начальной школы подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил выделить условия использования информационных технологий для формирования учебной мотивации у младших школьников:

отбор учебного материала для реализации электронных образовательных ресурсов необходимо производить в соответствии с требованиями: соответствие учебной программе; научная непротиворечивость; практическая значимость; доступность; наглядность представления; наличие элементов занимательности.

учащихся необходимо привлекать к самостоятельной разработке ОЭР, которые могут быть использованы в учебном процессе по предмету «Окружающий мир»;

учителю необходимо регулярно проверять выполненные учащимися задания в электронном виде, выставлять и комментировать оценки, применять разнообразные формы оценки учебной деятельности;

в процесс обучения целесообразно включать ЭОР с элементами игровых технологий;

выполнение заданий в электронном виде должно создавать у младших школьников ситуацию успеха.

Список литературы.

Гинзбург М.Р. Развитие мотивации учения у детей 6-8 лет // Особенности психического развития детей 6-8-летнего возраста. – М., 1988.

Зайцева С.А., Муравьева Е.Б. Развитие учебной мотивации младших школьников за счет применения средств информационных и коммуникационных технологий // Профессионализм и гражданственность – важнейшие приоритеты российского образования XXI века: пед. чтения, посвящ. 270-летию со дня рождения Иоганна Генриха Песталоцци (Воронеж, 20 дек. 2016 г.) сб. ст. – Воронеж: ВГПГК, 2016. –Ч. 2. –147 с.

Карелин А.А. Психологические тесты. – М.: ВЛАДОС, 2011. Т. 1.

Кулагин В.П. Информационные технологии в сфере образования. – М.: Янус, 2004.

Лукьянчик Л. Учебная мотивация как показатель качества образования // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 378. – С. 77-89.

Муравьева Е.Б. Развитие учебной мотивации у учащихся начальных классов на основе использования электронных образовательных ресурсов по предмету «окружающий мир» // Студенческий научный форум 2018: материалы X Межд. студенческой электронной научн. конф. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000260

Эткинд А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии. – М., 2004.

Просмотров работы: 41