Изучение коррекционного эффекта фототерапии в работе с подростками с девиантным поведением - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Изучение коррекционного эффекта фототерапии в работе с подростками с девиантным поведением

Яндуткина А.Н. 1
1Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В ХХI веке проблема девиантного поведения подростков приобрела большую актуальность. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди подростков. Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность, выступающие средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Резко возросла преступность среди молодёжи.

Профилактику девиантного поведения следует начинать с раннего детства. При этом необходимо учитывать, что наиболее эффективным способом является установка на здоровый образ  жизни в сочетании с формированием у детей и подростков ответственности  за поступки и контроля над поведением.

Как же помочь трудному подростку и предотвратить девиантное поведение?

Одним из наиболее выгодных методов с точки зрения работы психолога с деструктивным поведением подростков является арт-терапия (art – искусство, artterapy – терапия искусством), понятие которой в 1938 г. ввел Адриан Хилл в Великобритании.

В лечебной и психокоррекционной практике арт-терапия – это совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме, позволяющая с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений человека осуществить коррекцию нарушений различных процессов.

Достоинствами арт-терапии, особенно в работе с трудными подростками, являются:

- возможность невербального общения, что важно для таких детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих пере­живаний;

- возможность свободного самовыражения и самопознания, исследовать на символическом уровне самые разные чувства, социально приемлемыми способами сублимировать негативные переживания, выразив их зрительными образами, осознать негативные модели поведения, сформировать новые стратегии действий и коммуникаций, изменить самооценку и способы мышления.

Существует множество различных видов и направлений арт-терапии, один из которых – фототерапия.

Фотография зародилась в 1822 году и долгое время использовалась в различных областях человеческой деятельности – от архитектуры до криминалистики.

В 1975 году канадский психолог, арт-терапевт и фотограф Джуди Вайзер стала использовать фотографию как самостоятельный инструмент терапии. Его уникальные свойства вывели фото из поля арт-терапии и открыли новые возможности для лечебно-коррекционной деятельности. Данный подход получил название фототерапии. Фототерапия – это набор взаимосвязанных психотерапевтических техник с использованием во время терапевтической программы фотографий, вызывающих у клиента эмоциональный отклик.

Фототерапия может включать работу с готовыми фотографиями человека, а также создание снимков в процессе терапии.

В Книге Дж. Вейзера «Техники фототерапии: исследование тайн личных фотографий и семейных альбомов» представлены пять вариантов лечебного применения фотографии:

1) работа с фотографией как стимульным материалом для исследования проекций клиента;

2) создание клиентами фотоавтопортретов;

3) работа с фотопортретами, созданными с помощью близких клиенту людей;

4) работа с иными фотографическими образами, созданными клиентом;

5) работа с семейными альбомами и иными биографическими фотоматериалами.

Фототерапия позволяет избавиться от негативных эмоций, развить творческие способности и повысить самооценку, сконцентрировать свое внимание на новых ощущениях и чувства. Со временем у таких подростков развивается способность контролировать свои действия и эмоции.

Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок. Проводя обсуждение фотографии с подростками и родителями, специалист может переводить их фокус внимания с прошлого на настоящее, с их чувств на значения действий или событий. При обсуждении фотографии родители и подростки могут прийти к новому восприятию себя и разных ситуаций, представить себе развитие различных вариантов событий, а также критический оценить характерные для себя модели поведения .

Таким образом, фототерапия является одним из эффективных способов работы с подростками с девиантным поведением, так как она помогает установить контакт с подростком. Подростки приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит гармонизация личности, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок становится терпимее и мудрее по отношению к другим.

Список используемой литературы

Головань О.В., Осадчих В.А. Роль искусства и арт-терапии в социализации личности и профилактике девиантного поведения.

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru

Копытин А.И. Тренинг по фототерапии / СПб.: Издательство «Речь», 2003.

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева». Психолого-педагогические исследования в области девиантного поведения (для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому и родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ) /г. Чебоксары, 2018.

Копытин А.И. Техники фототерапии. – СПб.: Речь, 2010. – 128 с.

Шевченко Ю.С. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми

Халиуллина Л.Р., Мухлисова Ф.Г. ФОТОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1.

Просмотров работы: 23