Введение
Зарубежный и отечественный опыт создания и деятельности городских парков и садов указывает на развитие ряда новых тенденций. Они связаны с осознанием огромной экологической роли озелененных пространств для отдыха, а также с появлением новейших технических средств формирования парковых ландшафтов, быстро меняющимся внешним окружением садов, парков и их интеграции с городскими структурами. Появляются все новые и новые разновидности объектов садово-паркового искусства, отражающие растущие культурные запросы населения, интересы различных социальных групп, вкусы и предпочтения разных людей. Продолжается поиск средств оригинальной выразительности объектов ландшафтной архитектуры.
Однако к XXI веку ситуация в ландшафтном строительстве изменилась еще более коренным образом. Садово-парковое искусство приобрело иную направленность, из более декоративного приобрело экологические черты, стало нести более глобальные принципы в масштабах планеты. Подобное объясняется ухудшением экологической ситуации, сокращением площади естественных угодий, ростом городов и многими прочими причинами.
Задачи ландшафтного искусства стали более серьезными: в первую очередь восстановление биосферы.
Кроме того, повышается ценность исторических памятников садово-паркового искусства. В настоящее время уделяется все больше внимания научной обоснованности проектирования, детальному анализу социальных, функционально-планировочных, ландшафтно-экологических аспектов формирования парков.
Одним из проявлений ландшафтного искусства являются различные выставки. Необходимо отметить, что их существует большое количество:
некоторые страны проводят на своей территории до десятка подобных мероприятий и по праву являются ведущими в области развития цветоводства и в организации парковых и садовых выставок. Примерами таких держав являются Голландия, Нидерланды, Великобритания и другие. [2]
«Задача искусства — волновать сердца.» (К.А. Гельвеций) [ 1],-именно это происходит втечение многих лет на знаменитой ежегодной международной выставке Челси. Свое название цветочное шоу получило благодаря одноименному историческому району Лондона, главной достопримечательностью которого являются военный госпиталь и аптекарский сад, где на территории 45 тыс. м2 проводится знаменитая выставка. Челси - это не только модное и престижное мероприятие, но и событие имеющее богатую историю. [3]
История выставки цветов в Челси
(Chelsea Flower Show)
Цветочное шоу в Челси - мероприятие с более чем 140-летней историей. Первое шоу цветов называлось Большим Весенним Шоу Королевского Общества Садоводов, и состоялось в 1862 году, в саду RHS (Королевское общество садоводов Великобритании) в Кенсингтоне. В 1888 году, когда сад закрыли (теперь на этом месте находятся Музей Науки и Имперский Колледж), шоу переехало в Церковные Сады на набережной Темзы и проходило там до 1911 года.
В 1912 году шоу отменили для того, чтобы создать постоянно действующую выставку Королевского Общества Садоводов в другом месте. Сэр Гарри Ветч, большой любитель растений, предложил временно использовать территорию Королевского госпиталя в Челси. В дальнейшем выяснилось, что это очень хороший участок для выставки, и с 1913 года Большое Весеннее шоу проводится здесь почти ежегодно. Выставка 2003-го года является 81-ой по счету, проходящей на территории Королевского госпиталя.
Несмотря на Первую Мировую войну, шоу проводилось в 1914 – 1916 годах, но было отменено в 1917 и 1918. В 1920-х шоу цветов переживало период нестабильности из-за политических разногласий в стране. В 1926 выставка была проведена на неделю позже из-за всеобщей забастовки.
В 1937 году король Джордж VI и Королева Элизабет праздновали годовщину Коронации и отмечать событие решили на прекрасной Выставке Империи в Челси. Чего там только не было - редкие растения из Австралии, сосны из Канады, бриллиантовые гладиолусы из Восточной Африки и даже большая колючая груша из Палестины.
Шоу не проводилось во время Второй Мировой войны, а территория использовалась военными для размещения войск противовоздушной обороны. Некоторые сомнения были относительно того, возобновится ли шоу в 1947. Большинство экспонентов желали отсрочки, поскольку запасы растений были малы, люди были измотаны войной, а топливо для транспорта было доступно только по специальным разрешениям. Лорд Аберконвей (в те времена Президент RHS) и совет RHS предпринимали все возможное, чтобы шоу возобновилось как можно скорее. Все усилия прошли не зря - выставка 1947 года имела огромный успех. Коронация Королевы Элизабет II в 1953 году была весомой причиной для выставки цветов, которая отразила праздничное настроение страны. Большинство членов Королевского семейства посетило мероприятие в том году.
Выставка первоначально проводилась в течение трех дней - со вторника по четверг, но после 1925 года было решено проводить шоу для публики в течение трех дней с закрытым посещением для членов RHS в предшествующий день. На сегодняшний момент выставка открыта для членов RHS во вторник и среду, для публики в четверг и пятницу.
На протяжении своей истории выставка цветов в Челси засвидетельствовала многочисленные изменения садоводческих навыков и технологий творчества. Сады, представленные на шоу за эти годы, пестрят разнообразием стилей и предпочтений проектировщиков. Множество идей сменяли друг друга - Японские и топиарные сады начала века (Японские карликовые деревья, теперь известный как бонсаи, впервые появились на шоу в 1913), повальное помешательство скальными садами в середине прошлого столетия, строгие линии 1980-х, современные скульптурные сады.
После того как в 1987 году на выставку цветов в Челси пришло более 247000 человек, с 1988 года организаторы вынуждены были ограничить количество посетителей до 170000, чтобы создать более благоприятные условия.
Каждый участник выставки в Челси получает оценку жюри. Судьи объявляют свои оценки перед открытием шоу во вторник. Существует четыре вида медалей, которые могут быть присвоены - золото Королевского общества садоводов, позолоченное серебро, серебро и бронза.
Шоу постоянно развивается - только в прошлом году в соревнование между садами были внесены изменения, появились новые категории - Внутренний двор, Шик и Город. Соревнование было расширено, чтобы в нем мог участвовать любой коллектив профессионалов, а не только садоводческие общества и колледжи, которые прежде имели на это право.
Шоу Цветов в Челси рассматривается как наиболее важный момент в садоводческом календаре. Проектировщики садов и ландшафтов со всего света соревнуются за первые места. С постоянно появляющимися новыми тенденциями, организаторы шоу продолжают творить садоводческую историю своей страны. [4]
Российская победа 2016
Для самой главной в мире выставки садов и цветов Chelsea Flower Show этот год оказался особенным. Второй раз за более чем столетнюю историю выставки и впервые за 10 лет в Челси был представлен русский сад. 24 мая, когда мировое сообщество ландшафтного дизайна замерло в ожидании, жюри объявило победителей конкурса. Сад ландшафтного дизайнера из России Татьяны Гольцовой «The Imperial Garden: Revive» завоевал серебряную медаль в номинации Fresh Garden (Новаторский сад). Для Татьяны серебряная медаль — свидетельство признания от мировых мэтров ландшафтного дизайна и самые смелые мечты, ставшие реальностью.
Сад российского дизайнера — нечто большее, чем просто красивый сад. Новаторский сад был задуман как послание из России: «It is time to revive!» (Время возрождать!) В его названии не случайно появились эти слова, автор проекта говорит: «Пришло время возрождать отношения между странами, людьми, природой. Возрождать истинные ценности, мир и гармонию, которых так не хватает. Мы можем сделать это все вместе». Для реализации такой грандиозной идеи собралась международная команда: Россия, Украина, Германия, Великобритания. «Я — русская, скульптор проекта — украинка, куратор проекта — англичанка, а дерево в нашем саду — родом из Германии. В создании сада нас объединила общая цель — сделать нечто прекрасное. И это главное», — объясняет Татьяна. Проект заставляет задуматься, как могло бы все сложиться, если бы в мире не было политики и человечество сделало бы шаг назад, сосредоточившись на том, что нас объединяет, а не отдаляет друг от друга.
В команде Татьяны было пять ландшафтных дизайнеров (Валентина Шалыгина, Марина Бойко, Фаина Иноземцева, Екатерина Боганова, Алиса Куличкова) и один креативный фотограф (Брушша Монакова). Вместе они придумали идею, разработали посыл миру, выполнили эскиз, отправили его на комиссию и выдержали конкурс со сложнейшими пятью этапами отбора.
Российский сад — технологически сложный, и англичан не покидала тревога, сможет ли российский дизайнер довести все до конца. Учитывая жесткие правила конкурса, каждый день, с первого и до последнего, шли письма от организаторов с перечислением множества пунктов, на которые нужно было обратить внимание. Во время строительства сада они уже не вмешивались, но продолжали присылать письма о необходимости строгого соблюдения всех пунктов строительства. Татьяна поделилась, что им очень повезло с подрядчиком — английской фирмой Gardenlink. [3]
2.1. Основная идея
Центральным мотивом сада cтала символическая тема кружева как сплетения мыслей, идей и времени. Кружево символизирует гармонию, соединение человека и природы, прошлого и настоящего, стран и континентов, а также олицетворяет многовековую историю славянских народов в плетении кружева.
Рукотворное кружево органично вплетено во все элементы дизайна сада как бионическая форма всего живого. Путешествуя по дереву, по водной глади, по зеленому ковру, превращаясь в извилистую скамейку и соединяясь с растениями, оно объединяет все элементы сада между собой.
Кружево из алюминия и скульптура девушки образуют метафорическую композицию «Река времени». У девушки с пальцев рук капает вода. Капли отсчитывают время и расходятся кругами по воде. Это водная история: вода движется по кружевному озеру, протекает через девушку и возвращаться в водоем. Круги на воде, на самом деле, могут иметь много толкований, например, что все наши добрые дела расходятся кругами по воде, растворяясь на бесконечной водной глади. Наши добрые дела всегда имеют продолжение и последователей.
Скульптурная композиция «Река времени» — произведение украинского скульптора Виктории Чичинадзе. В течение года Виктория вырезала все рукотворные элементы сада из тонны алюминия. Чтобы амбициозная дизайн-идея стала реальностью, скульптор объединила самые современные трехмерные технологии и многовековые приемы ручной формовки. Виктория плела кружево в Украине, а в Германии была его промежуточная сборка. «Виктория Чичинадзе, невероятно талантливый скульптор, создала совершенно потрясающие скульптуры. Я счастлива, что ее работа будет представлена на мировой арене Челси», — делится Татьяна.
Виктория Чичинадзе рассказывает о саде: «Что касается самой идеи сада, она очень глубокая. Вся композиция, на мой взгляд, и скульптура, как ее ключевой элемент, должна напоминать человеку о том, что в суете жизни ему необходимо найти время для того, чтобы остановиться и задуматься, что по-настоящему может сделать нас счастливыми и наполнить нашу жизнь красотой и смыслом? Только наблюдение за красотой Творения: Божественного (природного) и человеческого».
И бронзовую девушку, и все алюминиевые части скульптуры тонировали под старый камень.Татьяна и Виктория сами придумали и протестировали технологию обработки алюминия, после чего алюминиевое кружево стало выглядеть, как каменное.
Все сделали вручную из старых пульверизаторов, газовых баллонов, трехлитровых банок и висмута, процеженного через марлю. Оказалось, что у лучших в Англии специалистов по литью и покрытию патиной скульптур по смыслу этот процесс происходит так же.
Главным акцентом сада стал полувековой искривленный тис, укутанный дизайнером в сверкающее кружево. Трехмерные стволы и ажурная крона из алюминия вплетаются в реальное живое дерево. Среди ветвей спрятаны часы, стрелки которых идут в обратном направлении, символизируя возвращение к истинным ценностям, первозданной природе и добрым отношениям.
На самом деле, все наделенное здесь философским смыслом — еще загадочнее и интереснее. Стрелки часов в одно чудесное мгновение остановились на без восьми восемь как символе бесконечности. Кажется, что это произошло не случайно, поскольку сад рассказывает нам о том, что существует вне времени.
Сад получился настолько многосмысловым, что успел собрать три легенды. Первая — о взаимоотношениях природного и рукотворного — возникла из первоначального замысла авторов, что рукотворные стволы и крона, переплетаясь с природными, соединяются с ними в гармонии. Но эта связь хрупкая: ведь так легко нарушить баланс, если одна из сторон начнет давить. И его можно сохранить, если бережнее относиться к происходящему между человеком и природой.
Вторая легенда — о необходимости объединения стран, а третья — о бесконечности времени. Каждый может увидеть здесь свои смыслы. «Каждый считывает сад по-своему. Множество смыслов переплетаются, но все говорят о мире и гармонии», — подытоживает Татьяна.
У замечательного тиса также есть своя история. Татьяна представляла в саду дерево-облако, старое, потрескавшееся, полузаваленное, в каком-то смысле дерево-уродец. Ради дерева с характером дизайнеры объехали половину Европы. В итоге нашли его в питомнике Lorberg в Берлине после трехдневных поисков на 800 га полей. Среди стройных, красивых и, главное, по-немецки правильных деревьев Татьяна случайно увидела этот одинокий полувековой тис, искривленный непогодой и временем: «Он был один в своем роде. Не такой как все, и от этого еще более удивительный». В питомнике думали его спилить как брак, а благодаря дизайнеру, идеальное дерево или красивый уродец, как его ласково прозвали создатели сада, приобрело славу. [3]
Творческий процесс
«Челсийские» стволы отливали из алюминия в Украине и везли в Германию в питомник Lorberg. Здесь состоялась первая примерка кружева на удивительный тис. А дальше стояла задача всю эту сложнейшую конструкцию, в виде дерева с 1200 кг алюминиевого кружева ручной работы, доставить из Германии в Лондон. Решить задачу транспортировки дерева и двухсот погонных метров кружева помог питомник Lorberg, который оказывал спонсорскую помощь Татьяне во время работы над проектом. Питомник помог не только с растениями, но и арендовал специальный очень длинный грузовик, разместив ценный груз в специальном отсеке. Татьяна рассказывает: «Были такие моменты, когда мы думали, что уже не сможем найти средство передвижения достаточных габаритов, чтобы транспортировать скульптуры». Татьяна, Виктория и Брушша вздохнули с облегчением, когда, наконец, увидели в Англии удивительный тис, доехавший в целости и сохранности.
На вопрос, какие идеи можно взять на вооружение для своих садов, Татьяна отвечает, что вполне реально использовать металлическое кружево в качестве элемента дизайна сада. Здесь фантазия владельцев садов может развернуться в самом неожиданном направлении.
Кружево можно использовать как украшение водоема, в виде скамеек, ограждений и просто в качестве любого другого декора. Резка алюминия на лазерных станках дает безграничные варианты при работе в AutoCAD. Русской команде повезло увидеть настоящую, дождливую Британию. Зато англичане привыкли к родному климату, и даже, когда силы на исходе, с энтузиазмом кладут газон под дождем. Команда Татьяны выделялась на выставке жилетами белого цвета с надписью бренда сада REVIVE. После укладки газона расставляли растения.[3]
Выбор растений
Основа цветочных композиций — растения из дикой природы: хвощи, купырь, тимьян, папоротники, чаще воспринимаемые российскими садоводами как сорные. Татьяна подчеркнула их самобытную красоту: «Красота в глазах смотрящего. То, что принято считать простым и неинтересным, часто оказывается глубоким и изумительным. Так бывает в ландшафтном искусстве, так случается и в жизни».
Растения как символы первозданной природы служат главной идее сада, например, папоротник — одно из самых удивительных и древнейших высших растений на планете. Цветовая палитра сада включает фактически три цвета. На зеленом фоне среди белых облаков купыря лесного сорта Raven’s Wing яркими акцентами стали роскошные бородатые ирисы насыщенного синего цвета сорта Mer du Sud. Причудливая вышивка из зонтичных растений, формой и цветом напоминающая белое рукотворное кружево, соединяет природное и созданное человеком.
Тис: Yew Tree; лук (Allium): Mont Blanc; ирис: Mer du Sud; ирис: Sibirica persimmon; либертия крупноцветковая (Libertia grandiflora); купырь лесной (Anthríscus sylvéstris): Raven’s Wing; папоротник: орляк обыкновенный (Pteridium aquilinum); хвощ зимующий (Ecuisetum hyemale); тимьян лимоннопахнущий (Thymus citriodorus)
Этот сад — графично-архитектурный, не садоводческий. Он выделяется среди других садов выставки спокойными и плавными линиями, учитывая, что многие сады Челси в этом году отличаются строгой и даже резкой графичностью с обилием камней геометричной, не природной формы.
Сад, в большей степени символический и философский, существует вне стилистики. Растения в нем не главное, а лишь детали, элементы сада. Его самое важное украшение — кружево — исконный символ славянских народов. Круги парят над темной водой, в которой отражается синее небо и белые облака. Так природа сама завершает образ сада.
Татьяна вместе с Брушшей специально для пресс-дня придумали удивительное шоу, которое привлекло внимание посетителей выставки, ведь лондонская выставка — это не только конкурс, но еще и шоу. Дизайнер предстала перед публикой, как и гимнастки, в синем наряде, соответствующем символике сада.
Прямой потомок императорской семьи, княгиня Ольга Андреевна Романова специально приехала на фестиваль, чтобы посетить российский сад.
Для устроителей выставки в Челси первостепенное значение имеет спонсор проекта. Этовсегдагромкиеимена: Daily Telegraph, Morgan Stanley, Royal Bank of Canada. В названии проекта вначале указывается спонсор, а уже затем, что хотел сказать дизайнер. Бюджет российского сада соразмерен с большими выставочными садами Show Gardens и поиски спонсоров оказались очень трудными. Обычно фирмы-спонсоры выкупают места, а потом приглашают дизайнера. В случае с нашим садом получилось не так, поскольку сначала получили приглашение от организаторов, а затем нашли спонсора. Крупнейший в России и Европе садовый центр Imperial Garden взял на себя основную поддержку проекта Татьяны. Игорь Ефимкин (Imperial Garden) .
Татьяну морально поддерживала Карина Лазарева, первый русский дизайнер, покоривший Chelsea Flower Show. В 2007 году ее сад взял золото и получил титул «Лучший сад». Она твердила Татьяне, что надо смело идти на выставку в Челси и побеждать. Российский сад выделяется среди остальных Fresh-садов Челси: находится в самом центре и был в три раза больше их по размеру.
На этом история звездного сада не заканчивается. После участия в Chelsea Flower Show оригинал cада Татьяны «The Imperial Garden: Revive» отправится в Москву для участия в Moscow Flower Show, которое пройдет в Парке искусств «Музеон» с 1 по 10 июля. А после фестиваля продолжит путь в садовый центр Imperial Garden до конечной остановки в парке своего спонсора.
Татьяна поделилась: «Основным движущим фактором для меня было желание показать сообществу, что не нужно бояться, нужно ставить высокие планки, российский ландшафтный дизайн достиг той планки, того уровня, когда мы можем выходить со своими идеями в мир, на международный уровень, от нас, как дизайнеров, требуется креатив, а от спонсоров, таких как Imperial Garden, которые есть в России, желание поддержать, и вот все вместе в едином порыве мы можем достичь очень многого».[3]
Выставка 2018
Популярнейшая выставка садов и цветов Chelsea Flower Show проводится в этом году уже в 105-й раз. Традиционно ее удостаивают своим присутствием Ее величество королева, члены кабинета, политики и звезды шоу-бизнеса. Огромен и интерес публики, что выражается в большом стечении народа и затрудненности осмотра садов в разгар дня.
Нынешняя выставка не может похвастаться рекордным количеством садов, во всех номинациях их заявлено только 27, тогда как в иные годы число доходило до полусотни. В общем списке было 10 больших садов в категории “Show Gardens”, 7 малых в категории “Artisan Gardens” (сады умельцев, мастеров) и 8 малых в нововведенной категории “Space to Grow” (место для выращивания) – это небольшие утилитарные придомовые сады. [1] Кроме того, зрители могли познакомиться и с двумя внеконкурсными садами, созданными опытными ландшафтными дизайнерами. Но главное – не количество, а качество, поэтому столь велики ожидания публики от этого действа, проходящего ежегодно в конце мая в центре Лондона.
Челси - не только выставка-конкурс, это еще и огромное количество стендов с роскошными растениями, садовыми конструкциями, скульптурами, аксессуарами, инструментами, инвентарем и т.д. В Большом павильоне на выставке Королевского общества садоводов, в самом его центре, демонстрируются победители конкурса растений - новинок. В этот раз растением года была выбрана изящная гортензия гибридная “Runaway Bride Snow White”, цветущая бледно-розоватыми цветками длительное время по всей длине побегов. Серебро присудили довольно компактному синеголовнику “Blue Waves” с крупными, яркими голубыми цветками, отличающемуся повторным цветением. Третьим призером был назван низкорослый, длительно цветущий подсолнечник однолетний “Brown Eyed Girl”, формирующий огромное количество небольших по размеру желтых цветков с коричневым глазком. Растение, идеальное для кашпо и низких бордюров. [2]
Самый большой интерес публики обычно проявляется к тому, какие новые садовые тенденции и приемы угадываются в работах дизайнеров, что за растения вышли на гребень популярности и каковы модные цвета и оттенки растительных композиций на выставочных площадках в этом сезоне. Так вот, первое, на что можно обратить внимание, это наличие на стендах многих конкурсантов закрытых пространств, своего рода внутренних двориков с местами отдыха. По всей видимости, шумная атмосфера индустриального мира вынуждает к поиску садовых решений для создания уютных, таких мест, где человек может как-то расслабиться и восстановить свои силы. Эти места создаются с помощью растительных кулис, живых стенок или вертикальных конструкций из кирпича и блоков, деревянных или металлических решеток. В некоторых случаях эти площадки притоплены относительно уровня земли, что придает им еще более интимный характер и функционально приближает их к образу “секретного сада”. Я недаром упомянула живые стены, в этом году вертикальные зеленые поверхности в садах встречались довольно часто. Кроме папоротников, гейхер, ясноток и других декоративно-лиственных и красивоцветущих многолетников в составе посадок на стенах то и дело попадались овощные культуры и съедобная кухонная зелень - а почему бы и нет? Растения на крышах – также в тренде.
Включение в сады элементов высокой технологии – тоже сравнительно новая затея. Аккумуляторы кинетической и солнечной энергии, жидкокристаллические панели (сад “LG Eco-City”), системы аквапоники и экономии воды теперь нередко можно встретить в садах наряду с традиционными элементами. Обращает на себя внимание использование в конструктиве тонированного и ржавого (кортен) металла, керамики. Тематика садов, как обычно, весьма разносторонняя, это релаксация, экология, борьба с болезнями, этнические, социальные и политические проблемы. Не менее разнообразны и применяемые стилистические решения, хотя пейзажный и эклектичный подходы явно преобладают над формальным. Этот сад это пространство для семейного отдыха, квартира с кухней, из которой доступен выход на благоустроенную зеленую террасу. Корейский дизайнер Хэй-Йон Хван отразил наше зависимое положение от современных технологий и акцентировал внимание на заботливом отношении к окружающей среде. [3]
Проведя небольшое исследование, я составила список 10 растений, наиболее часто встречающихся в выставочных садах. Все это, конечно, субъективно, к тому же без выделения видов растений, только по родам. Тем не менее, в порядке убывания встречаемости получился такой список: ирисы, люпины, розы, молочаи, шалфеи, зонтичные (дудник, бутень, фенхель, орлайя и др.), гравилаты, наперстянки, разные декоративные луки и аквилегии. Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что в садах в этот раз довольно много огородных, кулинарных и … сорных растений. Я нашла крапиву и лопух, сурепку и подорожник, а уж купырь и бодяк вообще уже перешли в разряд декоративных культур.
Несколько слов о цветовых решениях нынешнего года. Как такового, выраженного тренда усмотреть не удалось, сады в этом отношении очень и очень разные. Есть весьма лаконичные, буквально двухтоновые или трехтоновые (зеленое с голубым в саду “VTB Capital Garden – Spiritof Cornwall” или зеленое с голубым и белым в скромном “Viking Cruises Garden Wellness Garden”, получившем золото в категории Artisan Gardens).
Но есть и такие, где смело использована практически вся гамма оттенков (к примеру, сад ”David Harber & Savills Show Garden” и особенно - неистово-радужный “The Supershoes, Laced with Hope Garden”). Однако все же наиболее часто на зеленом фоне в садах можно встретить мазки желтого, голубого, фиолетового и белого. [4]
Победителем конкурса садов в Челси в этом году был назван ландшафтный дизайнер Крис Бердшоу (Chris Beardshaw), представивший сад “The Morgan Stanley Garden”, посвященный проблемам детей. Титул автора лучшего шоу-сада (The Best of the Show) он получает впервые, хотя участвовал в выставках уже не однажды. Решение жюри для многих, стало неожиданностью, поскольку до этого решения большинство отдавало пальму первенства другому проекту. Крис сделал довольно закрытый сад с обширной релакс-зоной, с подиумом над водой и павильоном из кедра. Понравилось прохладно-голубоватое цветовое решение водной зоны. Есть в саду интересные скульптурные композиции и аксессуары. Посадки в приватной части неяркие, но есть и сочные акценты – розово-фуксиевые кусты рододендронов при входе, где высажены ацидофильные виды растений, в частности, крупный энкиантус колокольчатый. Кроме того, сад отличается наличием огромной доминанты – многометровой березы черной. По слухам, это самое высокое дерево, когда-либо использованное в проектах Челси. В нем показан сложный переходный период в жизни маленького человека. В самом начале пути направление движения неопределенно и расплывчато, но лесная тропинка ведет нас в более открытое и спокойное место, заполненное текстурными многолетниками в мягких, успокаивающих тонах.
Сад в главной категории Сары Прайс (Sarah Price) “The M & G Garden” получился теплый, средиземноморский, немного пустынный. Ему присвоили золото, и на него делали ставку как на призера многие критики и знатоки садов на Челси, но проиграли. Приятный песчано-терракотовый по колористике, и конструкции характерные - довольно графичные. В общем, такой яркий оазис под белым солнцем пустыни... Еще одним золотым медалистом в категории “Show Gardens” стал симпатичный лесной сад Джо Томпсон (Jo Thompson) “The Wedgwood Garden”. Тихий лесной уголок с журчащим ручьем и интересной, но малофункциональной цепной “беседкой”.
Не оставил меня равнодушным и четвертый золотой призер в главной категории - сад “Welcome to Yorkshire” опытного мастера Марка Грегори (Mark Gregory). Проект получил награду Best Construction Award за лучшее исполнение проекта в натуре и приз зрительских симпатий. Чудесный сельский сад, отлично вписанный в ландшафт участка на Челси. Всего в меру и в любимом мной “коттеджно-природном” стиле. Кстати, озвучен журчанием ручейка и водопада, а также фермерскими фоновыми звуками, например, блеянием овечек. Вдохновленный живописным ландшафтом Йоркширских Долин, автор создал открытое пространство, и только возле дома сформированы плотные цветочные посадки в фиолетово-салатово-сиреневой гамме с розовыми акцентами люпинов. На этой экспозиции, кстати, всех желающих угощали мягким йоркширским домашним сыром Wensleydale.
В категории "Space to Grow Garden", которая заменила прежнюю категорию “Fresh Gardens) победил сад "The Urban Flow Garden" дизайнера Тони Вудса (Tony Woods). Богатые колера модных расцветок в посадках, использование тонированных металлических и резных кортеновых объемных конструкций, уютная кухня-гостиная в саду, система водосбережения, а также аккуратность исполнения не оставили шансов другим садам в этой категории.
Среди других садов в этой номинации понравился золотой проект “The Seedlip Garden” дизайнера Катерины МакДональд (Catherine MacDonald). Интересное решение - это сад, собранный целиком из растений семейства Бобовые: тут люпины, цезальпинии, акации, бобовник, баптизии, чина, разный клевер и конечно, горох! Не подкачал и конструктив – тема прослеживается везде.
Одним из самых привлекательных и фотогеничных садов можно назвать сад Ника Ховарда The David Harber and Savills Garden, получивший бронзовую медаль. Это настоящий садовый театр, главные роли в котором были отданы необычной скульптуре и посадкам. Различные зоны сада представляют развитие отношений человека и окружающей среды. В начале сада преобладают посадки и элементы свободной природной формы. Травы и многолетники завоевывают гравийную поверхность и символизируют природный ландшафт. Здесь на сцене появляется береза черная, ее ветви с облупившейся корой весьма архитектурны. С течением времени скульптуры геометрически развиваются. Эволюция человека прослеживается в буйстве посадок, которые будто выходят из-под контроля. Люпины, пионы, хосты, герань… В глубине сада установлена яркая скульптура, которая символизирует ядро, удерживающее нашу планету в состоянии равновесия.
Лучшим в номинации «Природные сады» жюри выбрало традиционный японский сад Казуюки Ишихара O-mo-te-na-shi no NIWA. Сад вдохновлен культурой omotenashi – так называется японское гостеприимство, которое сочетает изысканную вежливость с желанием сохранить гармонию и избежать конфликта. Гостеприимство – образ жизни в Японии. Оно пронизывает все сферы повседневной жизни, а обучаются ему с самого раннего возраста. Все в саду пронизано стремлением поселить это чувство в гостях сада. Посадки организованы по системе Ikenobo – типу японской флористики, датированной XV веком, в котором размещение растений и их цветовые сочетания рассматриваются во взаимосвязи с местом посадки.
Нельзя не упомянуть и сад Лауры Анстисс, который рассказывает о работе благотворительного фонда Supershoes в направлении поддержки детей в борьбе с онкологическими заболеваниями. искусство, чтобы поднять дух больного ребенка. Скульптуры представляют детей и их семьи. Лента тянется по всему саду, связывая все элементы воедино, скамья – место для общения с друзьями и медперсоналом. Золотой цвет ленты символизирует болезнь, в то время как цвета посадок, среди которых преобладают многолетники и розы, дарят силы, чтобы пережить тяжелые времена. Мозаичный орнамент содержит слова о семьях, в которых дети борются с раком, и отражает смесь эмоций и трудностей перед незнакомым и пугающим. Яркие краски поднимают настроение и стимулируют детей к занятию рисованием.
Смелые дизайнерские решения, яркие сочетания растений, умелое функциональное зонирование пространства – все это профессионально совмещено в небольшом городском саду Urban Flow Garden, представленном в новой конкурсной номинации «Пространство для выращивания». Сад, признанный лучшим в этой номинации, спроектирован Тони Вудсом с использованием технологий рационального использования воды, с заботой об окружающей среде. Растения для сада очень внимательно подбирались по габитусу и цвету листвы с целью обеспечения декоративного сезонного эффекта, они также устойчивы к непредсказуемым изменениям климата, засухе и подтоплениям. Ключевые растения этого сада: роза сизая, баптизия австралийская, дерен канадский, гинкго билоба. [3]
Заключение
Челси, как светское мероприятие, демонстрирует миру достижения современной ландшафтной архитектуры, диктует новейшие тенденции, представляет работы всем известных ландшафтных дизайнеров и открывает новые имена. Это своего рода полигон, где испытывают свежие радикальные идеи. Выставочные сады Челси схожи с Неделей моды в Милане, только здесь определяют направления «садовой моды». Таким образом, Челси вносит огромный вклад в развитие садового искусства, прививая и воспитывая чувство вкуса, красоты и гармонии.
Список литературы
1. Официальный сайт «Сады Челси» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socratify.net/quotes/klod-adrian-gelvetsii
2. Интернет-статья «Сады Челси 2018»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gardener.ru
3. Интернет-статья «Выставка Челси-2018» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.greeninfo.ru/reports/index/vystavka-chelsi-2018_art.html.
4. Интернет-статья «Выставка цветочного и ландшафтного дизайна в Челси "CHELSEA FLOWER SHOW - 2018" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gardener.ru/events/exhibition/cat2087.php.