Концепция идеального города-сада - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Концепция идеального города-сада

Лобашова Е.С. 1, Киреева Т.В. 1
1ННГАСУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сам термин «город-сад» мы знаем, в первую очередь, благодаря стихотворению Владимира Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Но мало кто имеет представление о том, что речь в этом словосочетании идет о вполне реальной градостроительной концепции, бывшей популярной в мире в первой половине двадцатого века.

Город-сад — малонаселенное и малоэтажное поселение, которое сочетает в себе преимущества города и деревни, не наследуя основных недостатков того и другого. Люди в городе-саде живут в гармонии с природой в уютных благоустроенных районах, в основном работают на производстве и получают все необходимые блага цивилизации без стрессов капиталистического мегаполиса.

Согласно проведенным исследованиям, двадцатое и девятнадцатое столетия в градостроении и архитектуре протекали под эгидой создания многочисленных проектов-схем идеальных городов. Актуальность этой проблемы того времени основывалась на градостроительных проблемах, связанных с расселением и решением планировочных исторических неточностей в генеральном плане городов. Остро вставал вопрос резкого отделения городской среды от природы, вследствие ряда исторических причин: развития промышленности, научно-технологические всплески, приток сельского населения в города. Концепция с переменным успехом реализовывалась как на Западе, так и в Советском Союзе, а архитектура испытывает ее влияние и до сих пор.

1. Город-сад Говарда

Предпосылками создания концепции стал бесконтрольный рост Лондона во времена индустриальной революции, отсутствие продуманных городских пространств и накрученная спекулянтами стоимость земли, которая не позволяла простым жителям приобрести комфортное жилье в пределах городской черты. По мнению автора концепции, Лондон того времени превращался в разросшееся чудовище, абсолютно непригодное для счастливой жизни.

Эбенизер Говард был британцем и большую часть своей жизни прожил в Британии, хотя его идеи нашли своё самое яркое воплощение в США в виде пригородов. Так же, интересен тот факт, что Эбенизер Говард был журналистом и не имел никакого отношения к строительству городов или зданий. Это был человек, увлекавшийся чтением и новинками, нашедший своё хобби в пишущих машинках — ноу-хау того времени.

В то время в США только начали входить в моду пригороды. В 1868 Фредерик Лоу Олмстед (известный американский архитектор и ландшафтный дизайнер, один из создателей Центрального парка в Нью Йорке) вместе с компаний архитекторов создал план самого большого на территории страны пригорода. Риверсайд, расположенный в 9 милях от Чикаго, занял 1600 акров (647,5 га), предложив около 2500 участков под застройку. Взглянув на план, можно увидеть первые попытки городского населения сбежать от шума, грязи и плотного соседства города. Так как Олмстед был ярым противником сетки, в его планах преобладали кривые сельские улочки, которые должны были напомнить людям о сельском покое в противовес упорядоченной механической суете города.

Эбенизер Говард в возрасте 21 года переехал в США и некоторое время провёл в Чикаго, наблюдая как город восстанавливают после пожара. Прожив там всего 5 лет, в 1876 году он возвращается домой, но несомненно, уже зная об идее пригородов. А в 1888 году в Британии издается книга «Взгляд назад», утопический роман социалиста Э. Беллами, описывающий опыт человека, заснувшего в 1887 году и очнувшегося уже в 2000-ном. Эта книга имела огромное влияние как на Америку (продано порядка 200 тысяч экземпляров), так и на Британию. Конечно же, она не обошла стороной Эбенизера Говарда и следующие строки оттуда завладели его воображением:

“…Километры широких улиц, осенённых тенью деревьев, по сторонам улиц — прекрасные здания, которые не стоят вплотную друг к другу, нет — вокруг каждого из них свободное пространство”

Уже в 1880-том году, Э. Говард выпускает единственную в своей карьере работу — «Будущее: мирный путь к реальным реформам» (в 1902 переиздана и с тех пор известна под названием «Города-сады будущего»). В своем труде он описывает план постройки города без трущоб, наполненного зеленью и приближенного к утопическим картинам Беллами.

Города будущего, по мнению Говарда, должны представлять собой конгломерат небольших населенных пунктов сферической формы с населением 30-40 тысяч человек. В центре такого поселка должен находиться парк, вокруг которого и необходимо строить небольшие частные дома с улицами. Ширина жилой застройки при этом не должна превышать 1 километр, чтобы даже живущие на самой окраине люди могли всего за несколько минут дойти до центра.

Школы, магазины и другие объекты гражданской инфраструктуры в городе-саде должны размещаться ближе к центру, а промышленные и сельскохозяйственные предприятия – на окраине. Несколько таких поселков могут располагаться неподалеку друг от друга и создавать единый «мегаполис» с населением до 250 тысяч человек.

Жилая часть города — круг, площадью 1000 акров, поделенный на шесть секторов. В центре всего сад, окруженный общественными зданиями: торговый центр, библиотека, больница, театры, музеи. Второй круг — зеленый парк с застекленными оранжереями, спортивными площадками, торговыми и выставочными зонами. Далее чередуются круги жилой застройки и зеленых насаждений. Администрация предлагает архитекторам свободу творчества и самовыражения, в основном, строятся малоэтажные дома, коттеджи, с личными приусадебными участками.

Окружает город два пояса: первое похоже на большой парк, в котором расположены школы, церкви и административные здания, второе — промышленная зона фабрики, заводы, склады, рынки. Вокруг города общественная земля, которую оберегают от застройки.

Город-сад не может перенаселиться, как это происходит с мегаполисом. Для него единственная возможность разрастись — создать свой город-спутник за границей сельскохозяйственного пояса. Говард считал, что в итоге вокруг Лондона должно появиться больше двух десятков таких городов.

1.1. Первый город-сад в Англии – Лэчворд.

Автор теории был крайне энергичным человеком и стал активно пропагандировать тот образ городов, который он видел. Результатом его трудов стала постройка первого города сада в 1904 году в 34 милях от Лондона — Лэчворт, хотя собственники изменили симметричный дизайн Говарда на более «органичный». Так же, несмотря на планы Эбенизера, цены на дома не стали доступными для работников фабрик и город был заселён средним классом. Спустя 10 лет город стал самоокупаемым. Архитекторами выступили Барри Паркер и Рэймонд Анвин. Они разработали генплан города, руководствуясь концептуальными схемами Говарда — большой городской сад в центре, аккуратные дома, разряженные парками и скверами, удобные транспортные проезды, оттесненная на внешний круг промышленная застройка, — все это создавало нужное ощущение уюта и близости к природе. В поздних изданиях книги Говард подчеркивал, что планировка города — это важная, но не центральная тема. «Только схема. План не может быть подготовлен до выбора местоположения», — такой подписью дополнял он свои чертежи.

Однако англичане не спешили покидать большие населенные пункты ради перспективы жить в идеальном городе будущего. Связано это было с целым фактором причин. Во-первых, сами промышленники не спешили переносить свои заводы и фабрики за пределы мегаполисов, так что жители городов-садов часто при переезде оставались без работы. Также повлияли отсутствие привычной инфраструктуры не устраивала многих и сама идея жить вдалеке от культурных и социальных благ, которые дает столица, и высокая стоимость жилья в «идеальных» поселениях. В 1908 году население города достигло 5 тысяч жителей, а к концу 20-х едва превышало 14 тысяч. Конечно, такой незначительный отток не мог спасти Лондон от перенаселенности. Прогрессивное население было еще очаровано промышленностью, концепция Говарда опережала свое время.

2. Уэлин город-сад.

Город в Хартфордшире, Англия. Он расположен примерно в 20 милях (32 км) от Кингз-Кросс, Лондон. Уэлин город-сад был вторым в Англии (основан в 1920). В 1919 году Говард организовал покупку земли в Хартфордшире, которая уже была определена как подходящий участок. 29 апреля 1920 года была создана компания Welwyn Garden City Limited для планирования и строительства города-сада под председательством сэра Теодора Чемберса. Луи де Суассон был назначен архитектором и градостроителем, С. Б Пордом - финансовый директор и Фредерик Осборн в качестве секретаря. Первый дом был занят как раз перед Рождеством 1920.

3. Форест Хиллс Гарден

До 1930-тых годов эти города оставались единственными примерами городов-садов, но затем движение «за города-сады» обрело популярность и в Германии, Франции, Голландии, Перу, Аргентине, Бразилии архитекторы принялись воплощать идеи Эбенизера Говарда в реальность. В США же первым городом садом стал Форест Хилс Гарден, построенный (по совпадению) Олмстедом-младшим, сыном того самого Фредерика Олмстеда, который когда-то построил Риверсайд, вероятно задевший Эбенизера Говарда.

Форест Хиллс Гарден был построен в районе Квинс на территории 142 акра, соединялся с Манхэттеном железной дорогой и интересен тем, что там впервые были построены «сборные» дома. На фабрике неподалёку рабочие готовили блоки из которых собирался дешёвый и уютный дом всего за 190 дней. Эти дома стоят и по сей день и по внешнему виду их практически невозможно уличить. Всего, в США было построено больше десятка таких городов.

4. Город-сад в Барнауле

После пожара 2 мая 1917 года в Барнауле встал вопрос обеспечения жильём погорельцев. Через несколько месяцев, 23 октября 1917 года Барнаульская городская дума утвердила план сада-города, разработанный с участием архитектора Ивана Носовича. В его основе была идея возведения для пострадавших от пожара оригинального городка.

Основные пункты градостроительного проекта:

участки под строительство жилого комплекса предлагались размером в 200 квадратных саженей (107×80 м);

жилые здания не должны были превышать два этажа;

один дом — одна семья;

80 % площади должно было быть абсолютно свободно от построек и находиться под садом, огородом, цветником, хвойными насаждениями;

земельный участок по плану нельзя было обносить забором;

скот и птицу разрешалось держать только в закрытых помещениях;

нельзя весь участок использовать в качестве огорода;

Каждый дом должен иметь свою индивидуальность и неповторимость.

И, несмотря на некоторый утопизм этих идей, по общему замыслу город-сад должен был занять территорию в 9 гектаров. Центром нового города предполагалось сделать идеально круглую площадь, от которой отходило бы шесть симметричных радиусов-бульваров. Площадь должна была напоминать солнце, бульвары — солнечные лучи. Радиус по плану — один километр. По периметру площадь предполагалась обсадить зелёными насаждениями, преимущество отдавалось деревьям.

По сути, это была модель идеального города: существует промышленная и жилая зоны. Согласно плану, городской общественный транспорт предполагалось пустить только по бульварам, грузовой — в объезд города. На кольцевые улицы, представляющие собой парковую зону, автомобилям въезд был запрещён.

По одному из вариантов планировалось разместить сад-город на месте нынешней площади Сахарова. Позже, в середине 1918 года, был разработан на тех же принципах проект заселения западной части города, в районе реки Пивоварки. Ещё одна — восточная площадка для строительства сада-города в Барнауле должна была расположиться в районе овчинно-меховой фабрики. За пределы сада-города вынесены были фабрика, нефтебаза, сырьевые кожевенные склады, железная дорога и железнодорожные мастерские, тюрьму, мощный водопроводный резервуар и кладбище.

В северной части города приступили к строительству. Было выделено 300 участков для строительства. Но желающих оказалось так много, что пришлось проводить жеребьёвки. Стимулом было то, что погорельцы желали обзавестись жильём. Однако из-за общей хозяйственной неупорядоченности в ходе реализации проекта нарушались элементарные градостроительные нормы, а во время строительства нередко происходил самозахват территории.

Позднее, в середине 1930-х годов проектируемый центр сместился в сторону площади Текстильщиков. Первые три луча бульвара пересекались с Московским (Ленинским) проспектом. Далее от проспекта, как в зеркальном отражении, планировалось создать ещё один градостроительный комплекс на Привокзальной площади. Постройки должны были образовывать все новые и новые круги, где каждый последующий круг — больше предыдущего. При этом круговые улицы так же по периметру мыслилось обсадить деревьями и кустарниками. Весь город-сад по огромному радиусу должен был быть окружён небольшими участками сохранившихся лесов, создавая своеобразный зелёный пояс.

Но планы и реальное строительство не совпадали, отчасти из-за стоимости проекта, а также после прихода Советской власти. В Барнауле проект города-сада в целом не был осуществлён, но некоторые влияния идей сказались на облике социалистического городка, к строительству которого в Барнауле приступили в 1930-е годы — в частности парк Изумрудный и расположение некоторых улиц.

5. Поселок Сокол в Москве

Первый в Москве кооперативный жилой посёлок, основанный в 1923 году. Расположен в Северном административном округе, неподалёку от построенной позднее станции метро «Сокол». Посёлок «Сокол» стал одним из воплощений концепции города-сада. С 1979 года посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет советской власти. С 1989 года посёлок «Сокол» перешёл на самоуправление.

8 августа 1921 года В. И. Ленин подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому кооперативным объединениям и отдельным гражданам предоставлялись права застройки городских участков. Тогда в Москве катастрофически не хватало жилья, а денег на его строительство власти выделяли очень мало.

Жилищно-строительное кооперативное товарищество «Сокол» было образовано в марте 1923 года, а 11 апреля состоялось первое организованное собрание кооператива[3]. В товарищество входили сотрудники наркоматов, экономисты, художники, учителя, агрономы, техническая интеллигенция и рабочие. Первым председателем правления кооператива «Сокол» был председатель профсоюза «Всекохудожник» Василий Сахаров. Кооператив получил в аренду участок на окраине села Всехсвятского площадью 49 десятин с обязательством застроить его через 7 лет примерно 200 домами. Уже осенью 1923 года там началось строительство посёлка «Сокол».

Первоначальный план посёлка «Сокол» был разработан Н. В. Марковниковым по Гипподамовой системе: улицы пересекались под прямыми углами и делили посёлок на несколько одинаковых кварталов. Но позднее к работе над планом присоединился В. А. Веснин, и совместно ими было решено отдать предпочтение свободной планировке.

Важное значение придавалось восприятию окружающей среды. Эта концепция была разработана философом П. А. Флоренским и художником-графиком В. А. Фаворским. Улицы посёлка были проложены таким образом, чтобы зрительно расширить пространство. Например, улица Сурикова поделена на три разные по ширине части, благодаря чему с одного конца она кажется очень длинной, а с другого — короткой. Улица Поленова в своей центральной части «сломана» под углом 45°, и поэтому она кажется более длинной и широкой. Фасады некоторых домов не имеют окон, чтобы не задерживать на себе взгляд.

Посёлок «Сокол» занимает площадь в 21 га. Каждый участок имеет площадь примерно 9 соток. Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А. Н. Челинцева засажена определённой породой деревьев. Так, на улице Сурикова растут липы крупнолистные, на улице Брюллова — клёны татарские, на улице Кипренского — клёны остролистные (разновидность schwedleri), а на улицах Шишкина и Врубеля — ясени. На широкой улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные. Малый Песчаный переулок и улица Саврасова обсажены тополями. Среди жителей посёлка было немало садоводов-любителей. Агроном-селекционер Н. И. Любимов в 1920-е — 1930-е годы выращивал на своём участке выведенные им сорта цветов. В 1927 году им была создана первая в стране ячейка общества любителей зелёных насаждений, которая объединяла 30 жителей «Сокола». В посёлке произрастали и редкие растения, некоторые из них занесены в Красную книгу. Сады посёлка «Сокол» являются частью природного комплекса Москвы.

В первоначальном проекте улицы посёлка назывались иначе, чем сейчас: Большая, Центральная, Школьная, Вокзальная, Телефонная, Столовая и т. п. В 1928 году улицы посёлка были названы в честь русских художников: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина и др. Поэтому «Сокол» стал известен также как «Посёлок художников».

6. Сёдра Энгбю

Пригород в западной части Стокгольма в районе Бромма, застроенный виллами в архитектурном стиле, сочетающем функционализм и идеалы города-сада.

Эта территория площадью 1,1 км2, на которой построено более 500 загородных домов и которая в наибольшей степени соответствует стилю функционализма в сравнении с другими территориями Швеции а, возможно, и мира. Находится в хорошем состоянии более полувека после основания и защищается как национальное культурное наследие Швеции.

Территория Энгбю была приобретена городом в 1904 для индивидуальной застройки. Застройка северной окраины Норра Энгбю благодаря своему плоскому рельефу была более простой, чем застройка южной части Сёдра Энгбю, с её лесами и гористым ландшафтом, и началась в 1931. Застройка Сёдра Энгбю осложнялась тем, что дороги были вписаны в топографию леса, которая сложилась ранее и должна была остаться нетронутой. В связи с этим застройка не была компактной, а представляла собой ряд ярких вилл, разбросанных по охраняемому лесу. Эти виллы в основном проектировались Эдвином Энгстрёмом, который возглавлял одно из агентств недвижимости.

Все виллы в Сёдра Энгбю являются вариациями строгой функциональной темы: кубические объёмы, плоские крыши, большие окна, скруглённые балконы, обшитые металлическим листом с коваными металлическими деталями наподобие таковых у океанских лайнеров.

Торговый центр пригорода представляет собой ряд периферийных функциональных зданий, расположенных возле станции метро.

7. Канберра – город-сад

Канберра (Canberra) была построена в результате соперничества за право быть столицей Австралийского Союза – между Сиднеем (Sydney) и Мельбурном (Melbourne). После длительных споров в 1908 году было принято решение о строительстве нового города посередине между спорящими мегаполисами.

После выбора территории будущей столицы, Австралийским правительством был объявлен конкурс на лучший проект города, в котором участвовали архитекторы со всего мира. Его победителем стал проект американских архитекторов Уолтера Берли Гриффина (Walter Burley Griffin) и Марион Махони Гриффина (Marion Mahony Griffin), представляющий собой концепцию города-сада.

Талантливые инженеры решили построить новый город в полной гармонии с природой. При создании своего проекта Гриффины так умело учели все ландшафтные и климатические особенности местности, что город очень гармонично вписался в окружающую природу. Следует отметить, что проект Канберры (Canberra) занесен почти во все учебники по градостроительству как идеальное сочетание современного мегаполиса с дикой природой.

Архитекторы, художники, инженеры, геодезисты – все предлагали свои планировочные идеи и художественные решения идеальной столицы. В 1901 году А. Оливер предложил схему генплана «Австралийский круг» (Рис. 1), разделенный на восемь секторов радиальными бульварами, названных в честь каждой из колоний. После более тщательного изучения территории, Джон Сульман также выступил с проектным предложением жесткой структуры радиального плана (в масштабе, см. Рис. 2), описанным им в брошюре о федеральной столице (1908 г.). Поиск художественного образа будущего города шёл также через акварели австралийских архитекторов (Чарльз Культер (Coulter), Рис. 3) и художников (Лионель Линдсей, Рис. 4).

Конечно, Канберре, как будущей столице, запроектированной на свободной территории, не хватало истории, культурного наследия и памятников прошлого. Наверное, поэтому У.Б. Гриффин, объявив главной ценностью природу, продемонстрировал в представленном проекте внимательное и бережное отношение к ней. «Автор наметил три композиционные оси, связавшие вершины 4 холмов, расположенных по берегам излучин реки Молонго. Главная ось проходит через 2 вершины (Capitol Hill и Mount Ainsley) в направлении с юго-запада на северо-восток».

Центром композиции выбран самый высокий – Капитолийский холм, от которого лучами расходились линии, объединяющие другие центры. «Еще 2 оси, отходящие от Капитолийского холма к центральной городской площади (Hexagon) и проектируемому вокзалу, образуют равносторонний треугольник, композиционно охватывающий ядро города; монументальная застройка вершин холмов, включенная в композицию городского плана, служит завершением зрительных перспектив радиальных улиц». Вода в плане воплощалась в цепочку декоративных водоемов-бассейнов. В конкурсном проекте можно проследить и новаторские подходы к проектированию, состоящие в стремлении подчеркнуть и использовать уникальные данные территории, создать многофокусную композицию плана, с функциональной дифференциацией отдельных частей города. Другие участники конкурса отреагировали на выданную подоснову (топографию участка) как на пустые страницы, активно преображая её, чтобы более эффектно подчеркнуть свои идеи новой столицы. Вторая премия была присуждена проекту Элиела Сааринена из Гельсингфорса (Хельсинки), Финляндия, закомпоновавшего генплан более централизованно, чем в проекте у Гриффина. «Вызвала сомнения излишняя обработка излучин реки: кольцевой в плане мост, регулярный поворот русла под прямым углом, канал и остров на главной оси городского центра».

Проведенный обзор конкурсных проектов показывает, что практически все они были выполнены на основе классических, геометрически жестких композиций, с подчеркнутыми осевыми линиями, навеянными идеями Версаля и регулярной композицией плана города Вашингтон. Идеи создания «Города-сада» (Garden City), «Идеального города» (Ideal city) эпохи Возрождения, идеи «Возведения прекрасного города» (City Beautiful Movement) вдохновляли участников конкурса. Конкурс показал устойчивость классических сложно проработанных композиций планов, в которых были заложены идеи преемственности к предыдущему градостроительному опыту.

Полковник О’Майли, находившийся во главе правительства Австралии, оставил за собой полномочия принятия окончательного решения по результатам конкурса, заявив, что полученные проектные данные будут положены в основу разработки рабочего проекта. Парки могут быть приняты от одного, бульвары от другого, площади от третьего проекта.

Счастливый поворот в проектной судьбе города Канберры произошел лишь спустя год, когда случились изменения в политической жизни государства. Лейбористское правительство Эндрю Фишера потерпело поражение на майских выборах, и портфель управления министра внутренних дел перешел к Уильму Келли, который и пригласил У.Б. Гриффина вступить в проектную группу по строительству столицы, внеся свой вклад в городское планирование (Рис. 5). На основе утвержденного плана в 1920 году и стала строиться Канберра (Рис. 6). Её активное заселение началось в 1930-е годы. Устройство

водоёмов на реке было завершено в 1963 году в упрощенных естественных, а не геометрических формах. Многое из задуманного удалось воплотить в жизнь, но многое так и осталось на бумаге. Отдельные направления, намеченные У.Б. Гриффином в проекте, не получили дальнейшего развития: «1) на месте восточной вершины композиционного треугольника, отменено размещение вокзала; 2) искажена регулярная застройка торговой площади; 3) на северный берег реки не проложена железная дорога». По итогам конкурса на город Канберру следует отметить полноту исходных данных и четкость поставленных перед проектировщиками задач, что может явиться положительным примером для проведения градостроительных конкурсов в настоящее время.

8. Прочие поселки и районы по типологии города-сада

В России: посёлок Дружба в Мытищах, Красный город-сад в Ростове-на-Дону, Октябрьский поселок-сад в Вологде; в г. Жуковский, Первый Рабочий и Второй Рабочий посёлки в Иванове;

В Бельгии: район-сад Ле Ложи (Le Logis) в брюссельской коммуне Ватермаль-Буафор;

В Германии: районы-сады во многих городах, например Гамбурге (Wandsbek-Gartenstadt), Эссене (Essen-Margarethenhöhe), Кёнигсберге (Ратсхоф и Амалиенау, ныне часть Калининграда);

В Испании: Парк Гуэля по проекту Гауди в Барселоне. Парк первоначально создавался как район-сад, но желающих строить там жильё не нашлось

Заключение

В самом начале города-сады критиковались за уничтожение сложившейся экономической системы, за уничтожение красоты природы и попытку «цивилизовать всё», а так же за неприспособленность и неспособность города выйти к самоокупаемости. Позже, с развитием движения за уплотнение городской среды, города-сады критиковались как противоположность самому движению.

Во второй половине двадцатого века стало ясно, что концепция города-сада не обрела серьезную популярность в мире. Однако многие идеи, заложенные в ней, нашли свое отражение в дальнейшем развитии архитектуры и градостроительства.

Еще одним направлением стало строительство дачных поселков – небольших населенных пунктов со временным жильем, расположенных на определенном расстоянии от города и частично разгружающих мегаполисы на выходные, праздники и в теплое время года. Они обычно построены в живописных природных местах – в лесу или на берегу реки.

Одним из направлений развития этой концепции стало создание спальных районов – массивов многоэтажных многоквартирных домов на окраинах крупных городов. Стандартные планировки жилмассивов имеют корни в идее города-сада. Отличие заключается в том, что малоэтажное строительство было заменено многоэтажным.

К теперешнему времени, архитекторы и градостроители вернулись к движению «за города-сады», однако переосмыслив их (и сменив название на «новый урбанизм»), теперь это уже скорее эко деревни-сады. В 2017 том году планируется построить несколько новых деревень по этому принципу размером от 1500 до 10 000 домов.

Список используемых источников

Говард  Э. Города-сады будущего. — СПб.: Типография т-ва «Общественная польза», 1911. — 208 с

Города-сады // Зодчий. — СПб., 1904. — № 17. — С. 209‒211.

Градостроительство России середины XIX – начала XX века: в 3 т. / Ред. коллегия: Кириченко

Е. И., Михайлова М. Б., Хайт В. Л., Щёболева Е. Г. — М.: Прогресс-Традиция, 2001–2010.— 340 с.; 560 с.; 616 с.

Лекционный материал по дисциплине История Градостроительства, Фадеева М.В.https://ru.wikipedia.org/wiki/Город-сад

https://yandex.ru/images/

https://novate.ru/blogs/040514/26245/

https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/21715.pdf

https://slovar.cc/isk/term/2477018.html

https://medium.com/precis/три-главных-идеи-город-сад-57c9ff8f52f2

https://design-mate.ru/read/megapolis/garden-city

https://archi.ru/lib/e_publication_for_print.html?id=1850569462

http://www.100roads.com/2011/07/05/canberra_1/

http://www.marhi.ru/AMIT/2014/1kvart14/kuznecova/kuznecova.pdf

Просмотров работы: 888