Факторы, влияющие на принципы формирования архитектурно-планировочных решений детских лечебно-реабилитационных учреждений. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Факторы, влияющие на принципы формирования архитектурно-планировочных решений детских лечебно-реабилитационных учреждений.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Архитектурная среда детских медицинских объектов, давно уже воспринимается как отдельно сформированная система воспитания детей.

Объекты детской реабилитации считаются зависимыми от меняющихся сводов правил и требований социума к лечению. Изучение обстоятельств, которые на прямую влияют на трансформацию этих требований, а значит, на принципы формирования архитектурно-планировочных решений детских лечебно-реабилитационных учреждений, дало возможность выявить две группы факторов – внешние и внутренние (рис.1).

Рис. 1. Факторы, влияющие на принципы формирования

архитектурно-планировочных решений детских лечебно-реабилитационных учреждений.

Внешние факторы, включающие в себя социокультурные, общественно-правовые, социально-экономические, создают оболочку среды, в которой непосредственно происходит формирование требований по отношению актуализации лечебно-реабилитационных и учебно-воспитательных процессов маленьких пациентов. Социокультурные факторы определяют требования к модернизации детских лечебных учреждений реабилитационного характера, с целью внедрения в социум детей с теми или иными заболеваниями. Общественно-правовые факторы учитывают влияние государственных и общемировых правовых процессов на проектирование улучшенного реабилитационно-восстановительного пространства. Социально-экономические факторы имеют первостепенное социальное значение и определяют техническо-экономическую рентабельность строительства зданий и сооружений реабилитационно-восстановительного направления.

Внутренние факторы включают в себя медико-социальные, эргономические, средовые и типологические составляющие и определяют правила формирования структуры объектов и высококачественного наполнения архитектурных пространств в меняющихся условиях. Медико-социальный фактор объединяет в себе социально-средовые и медицинские нормы, определяющие характер архитектурного проектирования медицинского комплекса, с учетом создание среды, приспособленной для маленьких пациентов. Медицинский фактор помогает определять основополагающие характеристики онкологически больных детей, что на прямую влияет на создание архитектурного образа объектов данной типологии и окружающего внешнего пространства [1].

Трудно переоценить роль эргономического фактора в проектировании детских лечебно-реабилитационных учреждений. Изучение совокупности методик и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела и окружающего его пространства, считается важнейшим фактором, с помощью которого происходит оптимизация жилой среды для маленьких пациентов. Доказано, что наличие соответствия функциональных размеров и формы объемно-пространственной среды антропометрическим признакам человека с ограниченными возможностями, приводит к его скорейшему выздоровлению и ускоренной социализации. Поэтому именно антропометрические характеристики считаются основным параметром для проектирования эргономичной среды [2].

Средовые и типологические составляющие также имеют большое значение. Проектируя архитектурную среду медицинских учреждений важно помнить о том, что реабилитационно-восстановительное пространство является сложной системой, находящейся в постоянном развитии и при этом постоянно взаимодействует с окружающим миром.

Другими словами, пространство детского реабилитационно-восстановительного комплекса можно охарактеризовать, во-первых, как систему, включающую в себя совокупность блоков и отделений реабилитационного комплекса для детей, с отклонениями в здоровье, т.е. архитектурная составляющая. И во-вторых, это пространство характеризуется «обитателем»: в нашем случае это - маленький пациент. Он существует и входит в состав этой сложной системы, тем самым определяя типологию учреждения. Реабилитационно-восстановительная среда должна удовлетворять все потребности маленьких пациентов и делать их пребывание комфортным.

Как правило, медицинские комплексы с реабилитационно-восстановительной функцией размещаются и носят городской и внегородской характер. Городской вид локализации предполагает строительство центра непосредственно в сложной структуре города, вписывая его архитектурные объемы уже в существующую застройку. Внегородской вид локализации представляет из себя размещение таких медицинских комплексов недалеко от города или опять-таки включение его в структуру уже существующей застройки сельских поселений [3]. В таких условиях возникает проблема с обеспечением комплексности медицинских учреждений, предоставляющих необходимую среду маленьким пациентам на всех этапах их реабилитации.

Как и в случае многих примеров городской инфраструктуры, цель архитектуры медицинских учреждений заключается не в том, чтобы выделяться и следовать всем канонам моды, а в том, чтобы увеличивать качество жизни, создавать приятное для восприятия строение. Итогом работы архитекторов с данного типа зданиями является проект современного и комфортной среды для детей, в котором для них проводятся курсы реабилитации.

Изучение факторов, которые имеют влияние на принципы формирования архитектурно-планировочных решений детских лечебных учреждений, а в частности реабилитационных комплексов для онкологически больных детей, дает возможность обозначить функциональные пространства комплекса, наиболее активно использующиеся маленькими пациентами и требующие большего регулирования при создании объемно-планировочного решения.

В процессе совершенствования, детские лечебно-восстановительные комплексы преобразовываются в масштабные градостроительные единицы с доскональной организацией территории медицинского учреждения, которые представляют собой некий сложный организм. Повышается значимость объектов данной типологии, включающих в себя хорошо развитую и высокопрофессиональную диагностическую, научную и учебную базу, которая при увеличивающемся количестве подразделений постоянно модернизируется, что соответственно приводит к усложнениям архитектурно-планировочной структуры центров.

Список используемых источников

Гайдук А. Р. Факторы формирования реабилитационных центров [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 63-66.

Проектирование больниц / под ред. А. Г. Сафонова. М.: Стройиздат, 1977. — 184 с.

Пособие по проектированию учреждений здравоохранения: (к СНиП 2.08.02–89): утв. Гипронииздравом 19.12.89. Разд. 2: Стационары / Гос. проект, и науч.-исслед. ин-т по проектированию учреждений здравоохранения «Гипронциздрав». М., 1990. — 29 с.

Просмотров работы: 107