К проблеме профессионального самоопределения подростков и юношей. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К проблеме профессионального самоопределения подростков и юношей.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема профессионального самоопределения особо актуальна для выпускников школ и студентов. В старших классах проблема выбора будущей профессии становится определяющей. В этом выборе важно не ошибиться. Особенность данной проблемы заключается в постоянных изменениях в социально-экономической ситуацией в стране, а также с постоянным ростом технологического прогресса. В связи с этим, необходимо освоение новых специальностей, однако имеются и некоторые противоречия. С одной стороны, многие профессии еще не окончательно укрепились в профессиональной сфере, с другой стороны, в новых условиях происходит ломка закрепившихся стереотипов уже привычных форм профессионализации, из-за чего, раннее не распространенные профессии становятся все более рентабельными.

Необходимо подчеркнуть и то, что образ профессии, меняет систему ориентиров в индивидуальном сознании человека. Раньше образ профессионала в определенной области, как правило, связывался с профессиональной биографией какого-то определенного человека и его достижениями в профессии. Неотчетливость ценностных представлений о профессии сдвигает ориентиры на достижение определенного желаемого результата с помощью профессии. Так профессия выступает уже не как часть образа жизни человека, а средством достижения определенного образа жизни.

Все это приводит к ситуации, когда учащиеся, находясь в состоянии неопределенности, либо выбирают профессию по уровню престижа, либо делают достаточно примитивный выбор и выбирают ту профессию, куда смогли поступить.

На этапе профессионального самоопределения, на выбор профессии влияет множество факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние факторы. К внутренним факторам относят личностные характеристики подростка, например, недооценивание или переоценивание своих возможностей и способностей в выполнении какой-либо трудовой деятельности. К внешним факторам относят престиж профессии, материальную сторону профессии, ее популярность, а также недостаточную осведомленность об различных сторонах профессии.

Выбор сделан, студент обучается в высшем учебном заведении. С первого года обучения в вузе юноши и девушки овладевают первыми профессиональными знаниями, знакомятся с различными сторонами профессии, происходит осознание и оценка дальнейших перспектив своего развития. Мы проанализировали факторы, влияющие на неправильный выбор профессии:

Формирование отношения к выбору профессии как будто этот выбор “ раз и навсегда”. Хотя в современной профессиональной среде данный стереотип уже не так распространен, но до сих пор многие подростки считают, что у них будет только одна возможность выбрать профессию. Это связано с влиянием семьи при принятии решения подростком. Родители считают момент профессионального самоопределения решающим в жизни подростка, так как в период их определения были совершенно иные возможности и другой менталитет, в связи с чем, они делали выбор профессии на всю жизнь и редко кто уходил из первоначально выбранной профессии.

Престижность и популярность выбранной профессии. Такие параметры как престиж и популярность профессии зачастую могут не соответствовать возможности и способности подростка, а также личностные и профессиональные интересы. В современной профессиональной среде сложилась ситуация, когда интеллектуальный труд оплачивается лучше, чем физический, из-за чего в профессиональном мире происходит дефицит рабочих профессий, например, строитель, конструктор и т.д.

Влияние ближайшего окружения подростка (семьи и друзей). При выборе подростком профессии противоречия могут возникать не только между его возможностями и желаниями, но и между самим подростком и его окружением. В силу возрастных особенностей, подростки склонны прислушиваться к мнению сверстников и тем более родителей, вследствие чего, они делают выбор, основываясь не на своем мнении, а на мнении другого человека.

Увлечение частной стороной профессии. Подросток может увлечься положительным примером представителя определенной профессии, добившегося определенных успехов в профессиональной деятельности, вследствие чего у него могут появиться мысли о легком достижении успеха в этой же сфере, однако достижение любой цели требует максимальной активизации как внешних, так и внутренних ресурсов.

Выбор профессии по любимому предмету. Часто подростки выбирают профессию, ссылаясь на их любимый предмет в школе, например, человек любит биологию и химию, значит, поступит на биохимика, врача и т.д. Однако данные предметы могут быть необходимы и в других профессиях. В одном случае, выбранные предметы будут наиболее тесно связаны с профессией, в других могут быть частично представлены в общей системе знаний необходимых, для освоения определенной профессии.

Не знание или переоценивание своих физических или интеллектуальных способностей.

Не знание определенных сторон профессии и специфики трудовой деятельности. Например, профессия врача считается гуманной профессией полезной обществу, однако не следует исключать обратную сторону выбора данной профессии (эмоциональная, физическая, материальная).

Следствием неправильного выбора профессии, являются проблемы на этапе профессионального обучения в высшем учебном заведении.

Нас заинтересовало, как происходит профессиональное становление студентов начинающих овладевать профессией. Был проведен опрос в высших учебных заведениях. Совокупную выборку составили студенты 1 и 2 курсов, обучающиеся по специальности “Юриспруденция” и “Клиническая психология”. В результате проведенного опроса нам удалось выявить, что 25% опрошенных студентов имеет низкий уровень профессионального самоопределения. Было выявлено, что на уровень профессионального самоопределения студентов влияют такие факторы, как, мотивация к учебной деятельности и индивидуальные особенности личности, в которые входит немаловажный фактор - способности к обучению. Мотивация является ведущим фактором, контролирующим поведение личности. В поведении студентов необходимо выделить, что послужило побудительным фактором к выбору ими профессии. Здесь важно учитывать качественную сторону мотива к обучению каждого студента, насколько для него это значимо. Студенты, которые имели первичные представления о профессии и целенаправленно готовились к поступлению в ВУЗ на определенную специальность и дальнейшую профессионализацию по выбранной специальности, имеют более сильную, внутреннюю мотивацию к обучению, чем те студенты, которые поступили на обучение, выбрав эту специальность в последний момент. Для таких студентов более значимы внутренние мотивы, например, значимость их деятельности. Как правило, студенты с преобладанием внутренней мотивации к обучению, учатся лучше сверстников, быстрее усваивают информацию и имеют более высокие оценки. Студенты с преобладанием внешней мотивации к обучению, менее преуспевают в освоении профессии. Для таких студентов, как правило, важны социальные факторы, например, престиж профессии, оплата труда, а также, важным фактором является влияние ближайшего окружения студента. Здесь важную роль играет семья и друзья, например, многие студенты обучаются в ВУЗах из-за того, что родители оказали решающие влияние на их выбор, то есть, в данном случае главным фактором выступает одобрение со стороны родителей или неодобрение в случае, если подросток на этапе выбора не смог выбрать для себя профессию, которая ему подходит, или же вовсе не смог поступить на обучение в ВУЗ. Если же подросток уже поступил и обучается в ВУЗе, тут влияние оказывает фактор страха получить негативную оценку со стороны родителей, в случае появления проблем с обучением или отчислением с ВУЗа. Также влияние оказывают друзья подростка, если все его сверстники поступили обучаться в ВУЗ, то для него это будет служить внешней мотивацией, чтобы не “отставать” от сверстников. Важно отметить, что зачастую, для таких студентов имеет значение не получение профессиональных знаний, а получение одобрения со стороны социума. Также следует отметить важность влияния индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося на его профессиональное становление. Здесь важно учесть мировоззрение обучающихся, личностные характеристики и навыки учебной деятельности. В системе мировоззрений обучающегося складываются первичные представления о профессии и его отношение к ней, что влияет на профессиональный выбор. Также, подростку важно учитывать свои личностные характеристики при выборе профессии, такие как, особенности темперамента, физические и интеллектуальные данные, характер и способности к обучению. Студенты со слаборазвитыми способностями, как правило, не справляются с нагрузкой и уходят из вуза, либо пропускают большую часть материала, что грозит выпуском некомпетентных специалистов. Студенты с развитыми способностями быстро усваивают материал и их успехи в обучении могут мотивировать их продолжать осваивать профессию.

Таким образом, становится очевидным, что в современных рыночных отношениях востребован специалист высокого уровня, способный на основе стержневых и системообразующих знаний, полученных в вузе, самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических стрессовых ситуациях, сталкиваясь с новыми, сложными природными и социальными проблемами в профессиональной деятельности. И мы осознаем парадоксальность ситуации с неправильным выбором профессии, отсутствием мотивации обучаться в вузе.

Список литературы

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - С. 356.

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: Учебное пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - С. 320.

Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М., 1999. - С. 359.

Просмотров работы: 950