ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Жарикова А.М. 1, Бецко В.О. 1
1Московский институт Психоанализа
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения детей с речевыми нарушениями, проявляющиеся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими. Идеи развивающего обучения сегодня являются доминирующими в общем процессе образования и воспитания. Особую роль в интеллектуальном развитии детей играет мышление. За счёт этого процесса человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить свой чувственный опыт, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности, а также делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.

Проблема развития мышления у детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом познавательной сферы ребенка. Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка, и закладывается фундамент этого развития [1].

Тема развития мышления занимает особое место в исследованиях разных ученых. Вопрос о необходимости изучения психологических особенностей мышления был поставлен и в определенной степени решен в работах Ж. Пиаже, С.Л.Рубинштейна, В.В.Давыдова [2].

На основании вышеизложенного, целью нашей статьи было проведение исследования развития мышления у детей дошкольного возраста и выполнение сравнительного анализа результатов детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и детей без речевых нарушений. Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста с ОНР и дети старшего дошкольного возраста без речевых патологий. Сама экспериментальная работа проводилась на базе «Муниципального Бюджетного ДОУ Детский Сад №10, г. Красногорск». В исследовании приняли участие 2 группы детей: экспериментальная – 5 детей с общим недоразвитием речи и контрольная – 5 детей с нормальным развитием речи. Возраст детей: 4-5 лет.

Дошкольный возраст является периодом расцвета детской познавательной активности. На 4-м году жизни появляются попытки упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить связи и закономерности. С 5 лет возникает первый абрис детского мировоззрения. Восприятие ребенком мира отличается от восприятия взрослого. Ребенок рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т.е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ж. Пиаже назвал это явление реализмом, который не позволяет рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи [3].

В работе мы опирались на методики Л.А. Ясюковой «Визуальные аналогии» [4] и Н.В. Бабкиной «Последовательные картинки» [5]. В результате частотного анализа нами было выявлено процентное соотношение испытуемых с разным уровнем развития компонентов мышления.

К ак показал анализ результатов, полученных с помощью методики «Визуальные аналогии», процентное соотношение в исследуемой нами выборке распределилось следующим образом: высокий уровень

выполнения задания - 50%, средний уровень - 50%. Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети, имеющие нарушения речи в равной мере показали как средний уровень, так и высокий уровень. Низкий уровень отсутствует. На ориентировочном этапе и при среднем и при высоком уровне наблюдается активное рассматривание, выраженный интерес, не возникает трудностей при логическом соотнесении ряда картинок. Помощь экспериментатора не требуется, инструкция детьми понимается с первого раза. Дети с нормальным развитием проявляют выраженный интерес и понимают инструкцию с первого раза. Это наглядно представлено на диаграмме: 90% - высокий уровень, 10% - средний уровень, низкий уровень отсутствует. Дети без труда распределяют картинки по логическим рядам, затрачивая минимум времени, и развернуто обосновывая свое решение.

А нализ результатов, полученных с помощью методики «Последовательные картинки», процентное соотношение в исследуемой нами выборке распределилось следующим образом: высокий уровень

отсутствует, средний уровень выполнения задания - 60%, низкий уровень - 40%. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей, имеющих нарушения речи, увеличено время работы над заданием, слабо выражена мотивация к его выполнению, на ориентировочном этапе нет активного рассматривания. Работа над первым рядом событий идет путем проб. Возникают трудности и ошибочное выполнение задания и быстро теряют интерес. Требуется развернутая помощь со стороны экспериментатора, комментарии касательно ряда картинок и детальное пояснение каждой из них. Рассказ по картинкам у детей довольно скомканный, бессвязный. Дети с нормальным развитием проявляют выраженный интерес и понимают инструкцию с первого раза. Это наглядно представлено на диаграмме: 100% - высокий уровень. Ребята быстро восстанавливают ряд предложенных событий, заданием не вызывает затруднений. Их рассказ развернутый, используют односложные предложения, синонимы, радуются результату.

Результаты нашего исследования развития мышления старших дошкольников показал, что уровень развития мышления дошкольников, экспериментальной и контрольной групп, имеет существенные различия. Таким образом, на основании данных проведенного исследования мы пришли к выводу, что речь оказывает огромное влияние на мышление ребенка, существенно перестраивая его, а процессы развития речевой и познавательной деятельности ребенка тесно взаимосвязаны.

 Развитие мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Для того, чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо формулировать вопросы так, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи. Поэтому, в области развития мышления и вместе с тем для тренировки мыслительной деятельности детей используются такие приемы, как: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. В качестве методических рекомендаций педагогам, работающим с детьми с ОНР можно предложить целый ряд игровых методик. Для повышения уровня обобщения можно использовать игру "Четвёртый лишний". Также целесообразно проводить игры для детей с ОНР на классификацию предметов по картинкам.

Список использованных источников и литературы

Баранов, П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности / П.В. Баранов, Б.В. Сазонов. - М.: МНИИПУ, 2012. - 288 c.

Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 254-276 с.

Ильин М. Н., Парамонова Л. Г, Головнева Н. Я. Тесты для детей. – М., 20111

 Куликова, Е. Н. Веселые карандаши. Тренировка внимания, развитие мышления / Е.Н. Куликова, Т.В. Тимофеева. - М.: Айрис-пресс, 2015. – 597с.

Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Т.А.Ткаченко// Дошкольное воспитание. -2015.- №10.-С.16-21.

Просмотров работы: 5