ВЛИЯНИЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Степанова А.С. 1
1ЧГПУ им. И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из наиболее распространённых форм психических расстройств являются фобии. Навязчивые страхи (от греч. phobos – страх, боязнь) чрезвычайно распространены. Они отличаются интенсивностью и непреодолимостью, несмотря на их бессмысленность и усилия с ними справиться. Целью нашего исследования является изучение детских страхов для их своевременной коррекции.

Итак, между простым страхом и навязчивым есть существенная разница: при фобии человек, как правило, понимает, что его боязнь ничем не обусловлена и даже бессмысленна, но при этом не перестаёт бояться. Вероятность возникновения навязчивых страхов есть практически у каждого. Поэтому фобия довольно распространённое явление. И разновидностей их очень много.

Признаками фобии можно назвать регулярное избегание ситуации, в которой возникает ощущение страха и наступление приступов паники. Их легко распознать по следующим признакам:

Чувство слабости, оцепенение тела;

Чувство удушья, спазмы в горле;

Учащённое сердцебиение;

Ощущение, что вот-вот наступит обморок;

Дрожь во всем теле;

Тело кажется не своим, перестаёт слушаться;

Обильный холодный пот;

Ощущение сильного страха, ужаса;

Рвота или расстройство желудка;

Ощущение того, что сходишь с ума.

Если есть хотя бы четыре из этих признака, можно предположить наличие фобии. [«Социальная реабилитация» Руденко]

В психологии авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия «страх».

Так, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.П. Чередникова рассматривают содержание страха, как тесно связанное с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений. З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм определяют страх, как аффект, который возникает в субъективной ситуации.

Но все эти исследователи подчёркивали, что страх является движущей силой личностного развития.

Проблема детских страхов волнует не одно поколение родителей. Особенно актуальной она стала в последнее время, что связано со значительным ускорением динамики жизни в нашей стране и экономической нестабильностью, вызвавшей увеличение количества неврозов у взрослого населения страны. Ежедневно на малышей сыпется огромный поток новой информации, пёстрых рекламных щитов, городской суеты, изобилия в еде, одежде и досуге. В столь огромном и суетливом мире иногда дети чувствуют одиночество. Сюда же добавляется чрезмерная опека родителей за детское воспитание и поведение, за их жизнь за пределами дома — ребёнок чувствует себя неуверенным и испытывает детские страхи.. Зависимость здесь, как ни странно, самая прямая: ребёнок – это зеркальное отражение нас самих. Дети очень подвержены «заражению» страхом от родителей, родственников, просто взрослых людей, рядом с которыми они находятся.

Дети могут бояться темноты, диких животных, чудищ, незнакомцев, одиночества, даже врача. Важно, чтобы эти страхи не стали устойчивыми, то есть не приобрели характер фобий. В этом случае ребёнку будет необходима помощь специалиста.

Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка. Он может уберечь от необдуманных и рисковых поступков. Но так же, может препятствовать развитию личности ребёнка, сковывают его творческую энергию, формирует неуверенность и повешенную тревожность.

Детские страхи – очень глубокие переживания детства. Вовремя не ушедшие страхи ребёнка часто оставляют большой след в жизни ребёнка. Серьёзные или длительные стрессовые ситуации могут привести к невротическим отклонениям. В их основании – психические потрясения и травмы, непонимание взрослыми детских возрастных проблем, жестокость обращения, разногласия в семье, мнительность родителей. В таких случаях страхи приобретают патологический характер.

Чувство страха всегда было самым обыденным в сознании человека, таким же остаётся оно ещё и сейчас, и в будущем мы, вероятно, долго будем жить со страхами. Животные подчинены тому же самому чувству. Весь окружающий нас мир находится в вечной, непрерывной и ожесточённой борьбе и вместе с этим испытывает давление неизбежного спутника борьбы – страха. Человек также не избежал этого.

Современный человек является существом боязливым по своей природе, что доказывается состоянием испуга. Что такое испуг, каждый знает, – это неожиданный страх. Если среди тишины раздастся непонятный звук, ночью какой-то предмет коснётся нас, – мы сразу пугаемся. Но если взрослые при этом будут испытывать испуг, то дети испытывают страх при встрече с новыми, в данный момент им не известными предметами и явлениями, потому что таково строение их нервной системы. Если изменить нервную систему, тогда пропадут испуг и страх.

«Маленький Альберт» — известный психологический эксперимент, проведённый Джоном Б. Уотсоном и Розали Рейнер. Уотсон заинтересовался в дальнейшем развитии исследования И.П. Павлова, с целью показать, что эмоциональные реакции могут быть обусловлены и у людей.

Участником эксперимента стал девятимесячный ребёнок по имени Альберт. Уотсон и Рейнер для начала проверили реакции ребёнка, показывая ему белую крысу, кролика, обезьяну, маски и горящие газеты. Мальчик первоначально не показал страха ни перед одним из объектов, которые ему показали.

В следующий раз, когда Альберту была показана крыса, Уотсон создал громкий шум, ударяя по металлической трубе молотком. Естественно, ребёнок испугался шума и стал кричать. После повторных демонстрирований белой крысы с громким шумом, Альберт стал пугаться крысу, даже если показ не сопровождался ударом молотка по трубе.

Несмотря на ужас эксперимента, исследование сумело выявить корень, первопричину страха и разностороннюю связь между поведенческими реакциями человека.

Рассмотрим методы «борьбы» с детскими страхами и их влиянием на нас.

Коррекция детских страхов чаще всего за счёт психологии, которая изучает эмоциональное состояние человека. Существуют различные упражнения, которые научат маленьких детей избавляться от своих чрезмерных опасений. Работа психолога заключается в том, чтобы разработать комплекс мер, направленных на решение данной проблемы. Проводить терапевтические мероприятия можно наедине с ребёнком, либо в группе. Можно заняться лепкой, рисованием, проводить тематические игры.

Д.Б. Эльконин подразделял коррекцию в зависимости от характера диагностики и направленности на следующие формы, такие как симптоматическую и каузальную. Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии, вторая - на ликвидацию причин и источников этих отклонений. В работе педагога и практического психолога используются обе формы коррекционной деятельности. И все же очевиден приоритет, особенно в дошкольном периоде, каузальной коррекции, когда основные коррекционные действия концентрируются на действительных источниках, порождающих отклонения. Важно иметь в виду, что внешне одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно различные природу, причины, структуру.

Успех в коррекционной деятельности в значительной степени определяется тем, какие положения, принципы положены в её основу. К таковым относят: принцип единства диагностики и коррекции, принцип "нормативности" развития, принцип коррекции "сверху вниз", принцип системности развития, деятельностный принцип коррекции, принцип активного вовлечения в коррекционную работу родителей и других, значимых для ребёнка лиц.

Если страхи (фобии) мешают нормально жить и работать, общаться с окружающими людьми и заниматься повседневными делами, обязательно следует обратиться к психотерапевту или психиатру. Даже за одинаково выглядящими фобиями стоят разные механизмы их возникновения. Лечению всегда предшествует более тонкая диагностика, после которой врач подбирает лечение, подходящее для данного пациента.

С помощью индивидуальных, ранжированных по сложности заданий пациента пытаются научить сильнее реагировать на реальные успокаивающие аспекты ситуации и слабее – на воображаемую угрозу. Доказана высокая эффективность различных форм лечения методом погружения в реальную ситуацию. Обычно в процессе лечения участвует человек, вызывающий доверие пациента и хорошо понимающий его. Присутствие такого помощника создаёт основу для восстановления более реалистичных способов реагирования в фобических ситуациях, снижает уровень страха и повышает чувство реальности. Ещё одна желательная цель терапии погружения – добиться понимания больным факторов и процессов, которые усугубляют либо облегчают фобическое поведение. Другие признанные методы лечения включают различные формы психотерапии, поведенческой терапии и гипнотерапии.

За последние десятилетия отмечается значительный прогресс в лечении фобий, особенно при комбинации индивидуальных и групповых методов терапии. Существуют также особые программы для пациентов, боящихся покидать дом и его окрестности. Кроме того, помочь страдающим фобиями способны аудио- и видеозаписи терапевтических курсов, заочные курсы и группы друзей по переписке.

Список литературы:

Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 346 с.

Зубкова, А.С. Детские страхи / А.С. Зубкова. - Москва: Академия развития, 2006. - 583 c.

Руденко, А. М. Социальная реабилитация : учебное пособие для вузов / А. М. Руденко, С. И.

Самыгин. – 2-е изд. – Москва : Дашков и К ; Ростов-на-Дону : Наука-Спектр, 2015. – 319 с.

Маленький Альберт [Электронный ресурс] : / URL: https://moluch.ru/information/bilbio/

Основы продуктивной работы с детскими страхами [Электронный ресурс] : / URL: http://mojdetskijsad.ru/o-zdorove-i-razvitii-rebenka/osnovy-produktivnoj-raboty-s-detskimi-straxami.html

Про детские страхи [Электронный ресурс] : / URL: http://www.b17.ru/article/25249/

Просмотров работы: 263