В настоящее время 23% от всего населения планеты – это люди с ограниченными возможностями здоровья. Это примерно более 1 млрд. В России на 01.01.2018 года насчитывалось около 12 млн. человек с ОВЗ. Это практически 8% от численности населения страны. По данным Росстата в нашей стране приблизительно 5,6% детей от общего числа инвалидов.
Общество требует от образовательных учреждений выполнения таких задач, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно с помощью создания в образовательных учреждениях благоприятной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее комфортных для учащихся условиях.
Инклюзивное образование – это признание ценности каждого ребенка и их индивидуальной способности к обучению. Это динамичная система, в которой учитываются особенности всех детей, независимо от их пола, возраста, принадлежности к той или иной этнической или социальной группе. Образовательная система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Таким образом, применяя новые программы, формы и методы обучения, в том числе поддержку педагога-тьютора, индивидуальный график и учебный план, дети с ОВЗ могут обучаться с нормально развивающимися сверстниками, достигнуть определенного социального статуса, добиться успеха, уверенности в своих силах и самоутверждения.
Процесс инклюзивного воспитания и обучения создает оптимальные условия не только для успешной социализации детей с особенностями в развитии, но и для формирования у общества адекватной позиции по отношению к этим детям. Таким образом, результатом инклюзивного обучения будет являться социальная интеграция детей с ОВЗ.
Е. В. Михальчи выделяет 6 мировых исторических этапов развития обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью: начало становления специального образования (IV-VI вв.); развитие общего образования (VI-X вв.); начало становления специального образования (XI-XVII вв.); развитие системы специального образования (XVIII-XIX вв.); развитие интегрированного образования и переход к инклюзии (XX вв.); развитие инклюзивного образования (XXI вв.). [5]
Е. В. Михальчи констатирует, что система обучения лиц с ОВЗ прошла от доступа свободных граждан к обучению и страха и презрения инвалидов обществом до развития инклюзивного образования, в том числе посредством применения электронного и дистанционного обучения.
Н. Н. Малофеев выделяет 5 исторических этапов становления инклюзивного образования в России: зарождение (VIII вв. до н.э. – XII вв. н.э.); осознание возможности обучения (XVII вв.); обучение трех категорий детей – с нарушением слуха, зрения, с ментальной инвалидностью (Конец 20-х гг. XX в.); понимание необходимости обучения всех аномальных детей (70-е гг. ХХ в.); включение детей с ООП в общество (С 90-х годов ХХ в.).
Н.Н. Малофеев отмечает, что становление инклюзивного образования в России началось с церковного призрения инвалидов. Но на этапе новейшей истории России, в 90-х годах XX века страна оказалась не готова к интеграции лиц с отклонениями в развитии в общую систему социальных отношений и включению их в общеобразовательную систему.[2]
Несмотря на отрицательный последний этап, выделенный Н. Н. Малофеевым, хочется уточнить, что в XXI в. инклюзивное образование в России получило свое развитие, а именно принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, в котором в главе 11, статья 79 посвящена организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. [1]
Что же такое все-таки инклюзия? Первоначально в англоязычных странах пользовались термином «инклюзия включения», который вскоре стал заменяться термином «интеграция». Термины «интеграция и «инклюзия» близкие по значению тезисы, потому что и инклюзия (англ. Inclusion включение) означает аналогичный процесс развития объекта, в нашем случае образования, в целостности: доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, в том числе, и для детей с особыми потребностями, и интеграция (от англ. integrate) означает процесс, имеющий своим результатом целостность, объединение в единое целое.
Инклюзивное образование — это комплекс подходов и методов в образовании, при котором люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в образовательных учреждениях. [3]
Инклюзивное образование имеет свои особенности: во-первых - это наличие образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех обучающихся; во-вторых, инклюзивное образование является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех без исключения; в-третьих - инклюзивное образование является динамичным процессом, который постоянно совершенствуется; в-четвертых общество должно сформировать понимание того, что все дети могут учиться без исключения. [6]
В связи с вышеперечисленным мы провели исследование, целями которого было выявить специфику отношений детей к одноклассникам с ОВЗ. Для этого нам понадобилось изучить теоретические основы, нормативно-правовые акты, регулирующие положение детей с особенностями здоровья, разработать методы реализации проекта и выявить особенности межличностных отношений ребенка с особенностями в развитии с детьми класса. Нашими участниками были учащиеся 2-х и 3-х классов общей образовательной школы, а также педагоги.
Исследование состояло из двух методик.
Первым был применен социометрический эксперимент «Два домика» по Т.Д. Марцинковской[4]. Детям предоставлялся листок с двумя домиками красного и черного цвета, в которые они должны были вписать по три человека в каждый квадратик. Заранее оговаривалось, что в цветном домике много разных игрушек, книжек, сладостей, а в черном тоже есть игрушки, книжки, сладости, но их меньше, чем в красном. После чего карточки собирались и выводились результаты (подсчитывалась общая сумма положительных выборов, деленная на количество человек в классе), в ходе которых определялся статус ребенка в группе. Были получены следующие результаты: дети с ОВЗ находятся на разных социальных уровнях: кто-то считается «звездой» в коллективе, кто-то «предпочитаемым», а кто-то «пренебрегаемым». Хочется отметить, что никто из них не является отвергнутым или изолированным от класса.
Второй методикой было анкетирование «Какая у меня самооценка?», состоящее из 15 вопросов. По результатам анкетирования выяснилось, что у 4 детей из 6 самооценка оказалась в норме. Но отмечались одинаковые вопросы, на которые учащиеся с ОВЗ отвечали максимальными четырьмя баллами. Это такие вопросы как: «Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня», «Я боюсь выглядеть глупцом», «Мне не безразлично, как люди относятся ко мне». Основываясь на результатах анкетирования, можно сделать вывод, что дети критично относятся к себе, ориентируясь на чужое мнение.
Как следствие из двух методик мы выявили средний уровень благополучия классов, а также нормальные взаимоотношения между детьми, что свидетельствует о хорошо развитом инклюзивном образовании.
Классным руководителям было рекомендовано сделать пересадку в классе, а именно подсадить детей «пренебрегаемых»/ «отвергаемых» и с заниженной самооценкой к учащимся со статусом «популярный»/ «предпочитаемый» и с нормальной самооценкой. Также, советуется чаще посещать различные мероприятия, давать возможность больше участвовать детям с ограниченными возможностями здоровья в концертах и обязательное сопровождение школьного психолога.
Исходя из нашего исследования можно сделать вывод, что инклюзивное образование дает несомненный плюс в социализации детей с особенностями в развитии, при правильной работе дефектолога, психолога, классного руководителя и родителей ребенка.
Список литературы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция)
Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: Учебное пособие для студентов пед. вузов. / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.
Мёдова Н.А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах: методическое пособие / Н.А. Мёдова. – Томск. ТОУНБ им. А. С. Пушкина, 2012. - 24 с.
Методика «Два домика» Т.Д. Марцинковской
Михальчи Е. В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Михальчи. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 177 с.
Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. - Ижевск: Удмуртский университет, 2013. - 110 с.