О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ IT-НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ IT-НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ

Краснокуцкая А.А. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от преподавателя к обучающемуся. Универсальных методов обучения не существует. Для достижения наилучших результатов в процессе обучения, воспитания и развития личности необходимо сочетать различные методы обучения.

Методы обучения делятся на виды по определенным признакам. Каждый метод обучения нацелен на определенное воздействие преподавателя на обучающегося для получения и усвоения знаний.

Сотрудники современных IT-компаний в своей профессиональной деятельности обычно работают в команде, поэтому выпускники вузов IT-направлений должны быть готовы к работе в команде.

Проведенное нами исследование в рамках научно-исследовательской практики показало, что студенты понимают, что им придется в будущей профессиональной деятельности работать в команде.

Поэтому в процессе обучения студентов IT-направлений необходимо сформировать у них готовность к работе в команде.

В контексте проводимых исследований [1-2] целью данной работы является изучение методов обучения, направленных на формирование готовности работать в команде в рамках преподавания дисциплины «Технология тестирования программного обеспечения».

Поставленная цель определила следующие задачи:

Рассмотреть понятие «метод обучения»

Изучить различные классификации методы обучения в педагогике.

Отобрать обучения методы, наиболее подходящие для преподавания дисциплины «Тестирование программного обеспечения» для студентов вузов IT-направлений.

Понятие «метод обучения» в педагогике

Существует несколько определений понятия «метод обучения». Рассмотрим некоторые из них:

И. Я. Лернер дает определение метода обучения: «метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта» [2].

Ю. К. Бабанский отмечает, что метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение комплекса задач учебного процесса [3].

П. В. Копнин определяет метод обучения как: «Метод – это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступать в процессе познания и практического действия» [4].

М. И. Махмутов определил метод обучения, как систему регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия [4].

Философы отмечают, что в общественной и материальной действительностях вообще нет методов, есть только объективные законы (Тодор Павлов). П. В. Копнин пишет: «Методы имеются в головах, в сознании, а отсюда — в сознательной деятельности человека. Метод — это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия». Р. Декарт в своих заметках оставил: «Под методом я разумею точные и простые правила» [2]. Здесь четко видно, что в философском взгляде подчеркивается в методе, прежде всего, его внутренняя сторона — правила как действовать, которые находятся не вне, а в сознании человека.

В настоящее время в методах выделяют две стороны – внешнюю и внутреннюю (такое определение дает М. И. Махмутов). Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя – то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должны быть отражены единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося [4].

Каждый ученый дает свое определение понятию «метод обучения», расставив акценты на определенные стороны. Проанализировав определения, можно прийти к выводу, что они не противоречат друг другу, а более того, дополняют.

Также в педагогике используется понятие «прием обучения». В теории и педагогической практике принято считать, что метод как способ деятельности состоит из приемов, отдельных действий, которые направлены на решение различных задач педагогики.

В настоящей работе решено придерживаться интерпретации метода обучения, которая была дана Ю. К. Бабанским, т.к. она наиболее точно отражает понятие метода именно как способа упорядоченной взаимосвязанной деятельности участников процесса обучения – преподавателя и обучающихся, в результате которого решаются поставленные задачи учебного процесса.

Классификации методов обучения в педагогике

Методов обучения в педагогике существует очень много, они имеют множественную характеристику.

Рассмотрим классификацию методов обучения по нескольким признакам:

По источникам передачи и характеру восприятия информации – система традиционных методов (Е. Я. Голант, И. Т. Огородников, C. И. Перовский):

словесные (рассказ, беседа, лекция и пр.);

наглядные (показ, демонстрация и пр.);

практические методы (лабораторные работы, сочинения и пр.).

По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система методов обучения (М. Н. Скаткина):

объяснительно-иллюстративный метод;

репродуктивный метод;

метод проблемного изложения;

частично-поисковый;

эвристический метод;

исследовательский метод.

По основным компонентам деятельности учителя – система методов Ю. К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения:

методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса – познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении – разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и немашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося – система методов проблемно-развивающего обучения:

монологический;

показательный;

диалогический;

эвристический;

исследовательский;

алгоритмический;

программированный.

По количеству участников в учебном процессе:

индивидуальные;

групповые;

командные [4].

По степени активности педагога и учащихся: активные, интерактивные и пассивные [5].

Также отдельно выделяют классификацию инновационных методов обучения. В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества [6].

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. [7]

Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристике их сущности. На вопрос: какой классификации методов следует придерживаться преподавателю, можно дать однозначный ответ: каждый выбирает в зависимости от задачи, которую необходимо решить.

Методы обучения при преподавании дисциплины «Тестирование программного обеспечения» для студентов вузов IT-направлений

Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями [2]:

соответствие целям и задачам обучения и развития;

соответствие содержанию темы занятия;

соответствие реальным учебным возможностям студентов: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (развитости, воспитанности), особенностям группы;

соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;

соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.

В рамках преподавания дисциплины «Тестирование программного обеспечения», согласно вышеперечисленным критериям, наиболее подходящими являются такие методы обучения, как активные, коллективные, интерактивные. Рассмотрим их более подробно.

Активные методы обучения

Если рассматривать активные методы обучения, следует отметить, что их схема взаимодействия строятся по принципу «преподаватель = обучающийся». Из названия понятно, что данные методы предполагают равнозначное участие преподавателя и обучающихся в учебном процессе. То есть, студенты выступают как равные участники и создатели занятия.

Сама идея активных методов обучения в педагогике не является новой. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Следует заметить, что мысль об успешном обучении строится, прежде всего, на самопознании, такое определение встречается еще у античных философов [5].

Активные методы обучения отличаются использованием нетрадиционных технологий организации учебного процесса, а именно [8]:

активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;

развивают партнерские отношения;

повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;

обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях участников процесса;

повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;

обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания.

Активные методы обучения можно разделить на две большие группы: индивидуальные и групповые.

Существуют различные методы и приемы активного обучения.

Рассмотрим методы активного обучения [8], которые планируются применяться при преподавании дисциплины «Тестирование программного обеспечения» для студентов вузов IT направлений:

Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на занятиях. Это демонстрирование слайдов, подготовленных как педагогом, так и самими обучающимися по теме. Важно, что при демонстрации презентации идет активное обсуждение ее содержания.

Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская модель предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская модель, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование. Такой подход можно использовать при моделировании ситуаций даже на лекционных занятиях для закрепления материала, например, по поиску дефектов при интеграционном тестировании.

Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть преподаватель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами обучающиеся. Данный метод можно использовать, например, на лекционных занятиях по изучению специализаций тестировщиков в команде (функциональные тестировщики, автоматизаторы, тестировщики мобильных приложений и др.).

Баскет-метод — метод активного обучения, который основан на имитации ситуации. Например, обучающийся должен выступить в роли тестировщика команды – собрать необходимую информацию о проекте / задаче, составить документы для тестирования.

Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Данный метод может широко использоваться при преподавании дисциплины «Тестирование программного обеспечения».

Коллективные методы обучения

Термин «коллективный метод обучения» ввел Виталий Кузьмич Дьяченко.

Коллективный метод обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах / группах и состав пар / групп периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Метод коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения [9].

Идея коллективного метода обучения В. К. Дьяченко является близкой для обучения дисциплине «Тестирование программного обеспечения» для студентов вузов IT-направлений. Это обусловлено тем, что студенты таких направлений являются в большинстве случаев будущими сотрудниками IT-компаний, где профессиональная деятельность требует навыка работа в команде. При этом участники команды могут меняться как на протяжении проекта, так и с течением времени. Командная работа также связана с другими IT-дисциплинами, базовыми знаниями по программированию, работе с базами данных и дисциплиной «Управление проектами», где подробно изучается вопрос роли каждого участника в команде, как осуществляется руководство командой и др.

При коллективных методах (КМО) у каждого студента появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития [9]:

обучающиеся реализуют разные цели, разными способами и средствами, за разное время;

одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

Преимущества КМО:

в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мышления, включается работа памяти;

каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;

повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, вследствие чего обеспечивается более прочное усвоение;

работа в парах / группах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.

Важные правила при организации коллективной работы:

Не следует заставлять или высказывать, когда кто-то не хочет работать в команде. Лучше позже выяснить причину отказа от работы.

10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.

Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.

Не наказывать лишением работы в коллективе.

Интерактивные методы обучения

Изучив литературу по интерактивным методам обучения стало ясно: многие ученые и педагоги считают, что между активными и интерактивными методами можно ставить знак равенства, но с учетом общности, они также имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Рисунок 1 – Интерактивный метод

Понятие «интерактивный» – взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо [11].

На рисунке 1 представлен принцип интерактивного метода обучения.

Схема взаимодействия в интерактивных методах строится следующим образом: «преподаватель = обучающийся» и «обучающийся = обучающийся». При таком взаимодействии не только преподаватель привлекает обучающихся к работе, а обучающиеся сами влияют на мотивацию друг друга. Преподаватель при данном методе обучения является неким помощником. Его основной задачей здесь является создание условий для инициативы обучающихся (в частности, студентов) [5].

Интерактивные методы обучения реализуют следующие задачи:

Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Интерактивное обучение подразумевает использование следующих методов и приемов:

Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем [8]. Метод мозгового штурма может использоваться на практических занятиях по поиску дефекта в приложениях.

Сравнительные диаграммы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме. Данный прием может использоваться на лекционных занятиях по видам тестирования, по оценке качества.

Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, обучающие сайты. Интерактивный урок будет широко применяться для оценки знаний и получению новых знаний на практических и лекционных занятиях.

Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение обучающимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения. Данный прием планируется использовать при практическом занятии по тестированию ПО, изучении методологии тестирования.

Антиконференция (англ. BarCamp) – данный метод предложил веб-мастер Тим О’Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме [5]. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение. Данный прием можно использовать при изучении темы подготовки к тестированию и системы фиксации дефектов.

Вышеперечисленные методы интерактивного обучения планируется использовать при преподавании дисциплины «Тестирование программного обеспечения» для студентов вузов IT-направлений.

В заключение следует отметить, что применение активных, коллективных и интерактивных методов обучения в процессе преподавания дисциплины «Тестирование программного обеспечения» в наибольшей степени будет способствовать формированию готовности студентов работать в команде. Данные методы развивают коммуникативные навыки, чувство ответственности за общее дело, умение работать в группе с меняющимся составом и типом взаимодействия между участниками команды вне зависимости от симпатии или антипатии к некоторым из них.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Кириченко А.А. Об актуальности учебной дисциплины «Тестирование программного обеспечения» для студентов IT-направлений [Электронный ресурс] / А.А. Кириченко // X Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форму – 2018». — URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018004107 (Дата обращения 01.12.2018). Загл. с экр. Яз. рус.

Кириченко А.А. Разработка учебной дисциплины «Тестирование программного обеспечения» для студентов IT-направлений / А.А. Кириченко // ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ 2018: Материалы V Международной научно-практической конференции. – Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2018. – с. 205–212.

Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций / О.С. Гребенюк. – Калининград: Калинингр. ун-т, 1996.

Понятие метода обучения [Электронный ресурс]. — URL: https://psylist.net/pedagogika/metob.htm (Дата обращения 29.11.2018). Загл. с экр. Яз. рус.

Гребенюк О. С. Теория обучения / О.С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Москва: Юрайт, 2018.

Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры [Электронный ресурс]. — URL: http://pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya (Дата обращения 01.12.2018). Загл. с экр. Яз. рус.

Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука Красноярья. — 2012. — № 4. — С. 103—113.

Федеральная целевая программа развития образования [Электронный ресурс]. — URL: http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/ (Дата обращения 08.12.2018). Загл. с экр. Яз. рус.

Лазарев, Т. В. Третий открытый фестиваль «Активные методы обучения в образовательном процессе» / Т. В. Лазарев, И. Л. Арефьева – Высоцк: Инновационный образовательный центр «Мой университет», 2014.

Коллективный способ обучения [Электронный ресурс]. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1525384 (Дата обращения 08.12.2018). Загл. с экр. Яз. рус.

Методические указания по организации активных и интерактивных форм проведения занятий [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ulsu.ru/media/documents/методические_указания_по_организации_активных_и_интерактивных_форм_проведения_занятий.pdf (Дата обращения 02.12.2018). Загл. с экр. Яз. рус.

Просмотров работы: 17