Методы коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Методы коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

Панова А.С. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Задержка психического развития (ЗПР) - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). [1] Из выше сказанного определения отметим, что ЗПР не клиническая форма, а замедленный темп развития,основные трудности которой связаны с адаптацией и обучением.В начале 70-х годов среди учащихся начальных классов дети с ЗПР составляли около 5 %, а к середине 90-х годов этот показатель возрос до 15-16 %. [2]

Рассмотрим характерные особенности детей с ЗПР. У таких детей присутствует 4 признака задержки физического развития: задержка роста, недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса. Особенности проявляются и в умственном плане: задержка формирования речи, чтения, бедный словарный запас, трудность в решение задач по математике и счете, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Также у детей с ЗПР есть отклонения в эмоционально-волевой сфере, которые проявляются в своеобразном поведении (снижена адаптация, повышенная агрессия, высокая гиперактивность, низкий уровень самоконтроля). В целом, незрелость эмоционально-волевой сферы представлена органическим инфантилизмом. У детей такого рода отклонений отсутствует яркость эмоций по сравнению с их сверстниками для них характерна незаинтересованность в деятельности и из-за этого низкая работоспособность и высокая истощаемость. Также наблюдается стойкое нарушение в познавательной деятельности, которое проявляется в неустойчивом внимание, недостаточности произвольной памяти, отставании в мышлении. Поэтому для ребенка необходим длительный период для переработки сенсорных впечатлений.

Таким образом, большинство детей с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них в этом возрасте, как правило, не сформированы мыслительные операции, навыки умственной деятельности, они не умеют ориентироваться в помещениях, не сосредоточены в своей деятельности. Такой ребенок плохо владеет навыками чтения и письма. Детям с ЗПР, в первую очередь требуется своевременная коррекционно-педагогическая помощь в дошкольном возрасте, благодаря которой, они способны освоить программу общеобразовательной школы и даже продолжить своё образование. Помимо такой помощи создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения, которая определяется в соответствии с образовательными потребностями, обусловленными их возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

Е. А. Стеблева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР [3]. По ее мнению, в первую очередь, необходимо учитывать, что такие дети нуждаются, в большой степени, в поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Также необходимо развивать познавательную сферу деятельности и учитывать специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР, которые требуют параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы.

Для формирования положительного отношения к обучению можно выделить следующие направления:

1) эмоционально стимулировать детей, посредством включения любых видов деятельности, личной эмоциональности и занимательности;

2) возбуждать интеллектуальные эмоции —удивления, достижения;

3) формировать оптимистический настрой, вселять уверенность, давать установку на преодоление трудностей.

Следует опираться на игру как ведущую деятельность и для этого можно использовать игротехнику, играть с детьми на уроке и во внеурочное время.

Также должна быть создана положительная атмосфера в школе и дома, для этого рекомендуется исключать методы наказания, такие как упреки, иронию, выговоры, угрозы и т.д., чтобы ребенок не боялся своих ошибок.

К особенностям обучения таких детей можно отнести правильную дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

На сегодняшний день в практике коррекционной работы с детьми с ЗПР существуют множество методов. Мы постараемся обобщить их и выделить основные.

Первая группа методов направлена на развитие сенсорной и моторной сферы. Она включает в себя: пальчиковые игры, шнуровки, лепка, игры с кукольными театрами, рисование, мозаики, аппликация, шитье, конструкторы, работа с шаблонами, штриховка и т.д. Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий – синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии [4].

Для развития мимической мускулатуры используются специальные упражнения: «Полоскание рта воздухом», «Надувание - втягивание щек», «Подмигивание» и т.д. Если ребенок не может выполнить упражнение, то оно дается легком-пассивном варианте. Если появляется напряжение мышц лица и артикуляционного аппарата, то снять это напряжение поможет массаж.

К третьей группе относится развитие артикуляционной моторики. Сюда входит работа по преодолению саливации (жевание, глотание воды, слюни с проговариваем звука, с запрокинутой головой). Эти упражнения нужны до того, пока ребенок не научится самостоятельно следить за слюной. Перед занятием рекомендуется выучить правило: прежде чем начнешь говорить – проглоти слюну. Также существует артикуляционная гимнастика. Она может осуществляться с помощью логопедических зондов, шпателя, рукой логопеда, использование рефлекторных актов («вкусное варенье» - обмазать вареньем, медом верхнюю губу, для широкого языка – облизать блюдце), если самостоятельное выполнение невозможно. Каждое движение выполняется многократно с длительным удержанием позы. Ребенок выполняет движения перед зеркалом.

Следующий метод коррекционной работы связан с развитием тактильной чувствительности. Примерами таких упражнений могут быть: использование массажных мячей-валиков. которые разные по структуре, форме, мягкости могут дать большой спектр различных структур. Шариковые ванны, которые представляют собой емкость, наполненную пластмассовыми шариками. Дети «купаясь» в них получают новые тактильные ощущения. По аналогии можно использовать осязательные ванны. В коробку рассыпать горох или другие бобовые, и «спрятать» там мелкие предметы. Способствует активизации пальцевого гнозиса.

Для развития звукопроизношения используются специальные упражнения, где нужно произнести звуки перед зеркалом и одновременно ответить на вопрос, в каком положении находятся губы при произношении данного звука.

Шестая группа методов направлена на развитие дыхания. Она включает в себя: нижнее диафрагмальное дыхание, выработку ротовой и целенаправленной воздушной струи, дифференциация ротового и носового дыхания.

Последняя группа связана с развитием познавательной сферы. К этой группе можно отнести такие игры, как «Запоминай порядок», 5 детей выстраиваются в ряд. Водящий должен запомнить кто за кем стоит, и с закрытыми глазами перечислить детей (развитие устойчивости и основных свойств внимания). «Зеркало», водящий изображает разные эмоциональные состояния, а дети повторяют, затем показывают водящему противоположную мимику (развитие памяти).

Не менее важно физическое воспитание для детей с ЗПР.

У них отмечается нарушение произвольной регуляции движений, а также несформированность техники их выполнения и недостаточность двигательных качеств.

Например, проблемы в ходьбе, беге, плохое развитие моторики рук. Поэтому, необходимо проводить специальные упражнения, направленные на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, координацию движений.

К таким упражнениям относят: пальчиковую и артикуляционную гимнастику, которая способствует расслаблению мышц рук, головы, ног. Дозированный бег предназначен для тренировки функциональных систем, для развития физической выносливости и формирования волевых качеств. Тренирующая игровая дорожка обеспечивает обучение детей основным видам движений. Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию и включает в себя комплекс лечебной физкультуры, массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, закаливание. Спортивные танцы и аэробика организуются с целью обогащения и развития двигательной сферы, а также наполнения ее эмоционально-выразительным содержанием.

При выполнении всех упражнений ребенок обязательно должен «включать» свое воображение. Например, «Водопад». Ребенок стоит расслабленно, руки опущены вниз, ноги на ширине плеч. Ведущий: «Представьте себе, что вы стоите под струей воды. Закройте глаза. Она смывает с вас все плохое, злое… Теперь встряхнитесь!»

Каждое занятие строится по схеме:

1. Гимнастика, которая проводится для создания хорошего настроения у детей, способствует активности ребенка.

2. Основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные на развитие одного психического процесса.

3. Заключительная часть — продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д. [5]

Исходя из всего выше сказанного, отметим, что выбор коррекционных методов зависит, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребёнка, поэтому оно происходит индивидуально. Также не менее важно является уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.

Список использованных источников и литературы:

1). Цвиренко О.Б. учитель-дефектолог

2). https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8098

3). Стеблева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001.

4). Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001

5). https://studfiles.net/preview/3963439/page:6/

Просмотров работы: 291