Двигательная активность - это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив сил и энергии, дающей дополнительный стимул жизни.
Образ жизни любого человека, независимо от возраста и пола, должен включать занятия физическими упражнениями. Это в полной мере относится к фитнесс-занятиям, в которые входят доступные занимающимся физические упражнения, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.
Исследования показывают, что при регулярных занятиях бегом удается удерживать жировую массу на уровне 22-26 % в возрастном диапазоне 20-60 лет [26]. Учитывая большую популярность фитнесса среди различных слоев населения, литературные данные о влиянии аэробных упражнений на организм, можно констатировать, что занятия фитнессом – одна из наиболее доступных и эффективных форм оздоровительного влияния на организм, положительно воздействующая на физиологические функции организма [11, 12].
Следовательно, любая оздоровительная программа, безусловно, должна строиться на основе данных о физическом состоянии занимающихся и содержать в себе средства, позволяющие компенсировать негативные изменения в организме человека.
В нашем исследовании приняло участие 20 девушек. Исследование проводилось на базе «Танцевальная платформа. Платформа29». В исследовании приняли участие 20 девушек 10-11-ых классов. Исследование началось в октябре 2017 года и окончилось в мае 2018 года. Было проведено два исследования: сентябрь 2017 г. и май 2018 г.
Все участницы были разделены на две группы: основную группу (ОГ) и контрольную группу (КГ). В основную группу вошло 10 девушек в возрасте 15,5±0,6 года. Девушки данной группы, помимо уроков физической культуры в школе, посещали «Платформа29». В контрольную группу – 10 девушек в возрасте 15,4±0,2 года. Участницы данной группы занимались только по общепринятой программе физической культуры в общеобразовательной школе, систематически, 2 раза в неделю.
При формировании групп учитывался возраст, состояние физической подготовленности (занимались ли участницы систематически в течение последнего года физическими упражнениями). Мы использовали следующие методы исследования:Анализ научно-методической литературы,Анкетирование,Педагогический эксперимент.Оценка физических качеств:
тест на "силу": 1) прыжок с места в длину - измеряется длина прыжка; 2) отжимания от скамьи высотой 50см-фиксируется максимальное количество повторений.
тест на "гибкость" - наклон вперед стоя на гимнастической скамейке-измеряется нижняя точка, до которой достают вытянутые пальцы рук.
тест на "выносливость" - бег 2км - регистрируется время, за которое преодолевается расстояние.
- Математико-статический метод.
В исследовании решается задача выявление эффективности дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий.
- Методы математической статистики. Расчетная часть данной работы выполнялась с помощью программы «STAT». Оценка достоверности различий статистических показателей определялась по критерию Стьюдента [1].
В результате анкетирования были получены следующие результаты: девушек основной группы традиционные занятия физической культурой в школе не вызывают «мышечной радости», удовлетворенности, радости общения и эмоциональной «заряженности». Все девушки отмечали, что данные занятия не являются устойчивым регулятором для развития физической подготовки, снятия физической и нервной усталости от существенных ежедневных учебных нагрузок.
Однако девушки обеих групп указывали на необходимость занятий физической культурой и спортом для укрепления собственного здоровья. При этом у всех девушек основным мотивом для дополнительных занятий являлось желание стать привлекательной, с точки зрения, «красивой фигуры».
Результаты первичного тестирования девушек обеих групп представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Средние показатели двигательных возможностей девушек обеих групп до педагогического эксперимента.
№ |
тесты |
Основная группа (ОГ) (n=10) |
Контрольная группа (КГ), (n=10) |
t |
Различия показателей в ед. |
|
Тест на гибкость |
М |
9,85±1,12 |
9,5±1,47 |
0,19* |
0,35 |
|
σ |
4,2 |
4,64 |
||||
Отжимания в упоре от скамьи |
М |
11,69±1,12 |
10,38±1,66 |
0,65* |
1,31 |
|
σ |
5,01 |
5,28 |
||||
Прыжки на скакалке за 30 сек. |
М |
70,31±3,06 |
71,25±3,6 |
0,21* |
0,94 |
|
σ |
10,61 |
11,37 |
||||
Бег 2000 м (мин) |
М |
11,86±0,72 |
11,85±1,04 |
0,03* |
0,01 |
|
σ |
2,51 |
3,32 |
||||
Прыжок в длину с места |
М |
156,2±4,9 |
157,3 ±5,2 |
0,78* |
1,1 |
|
σ |
2,15 |
2,89 |
Примечание: *-Р<0,05 t- табл. =0,10
Из беседы с девушками стало известно, что даже те небольшие объёмы средств развития общей выносливости, которые планируются школьной программой, выполняются не всеми девушками.
Тестирование, проведённое в конце эксперимента, показало, что результаты девушек в основной группе оказались достоверно выше, чем в контрольной группе (таблица 2).
Таблица 2.
Средние показатели двигательных возможностей девушек обеих групп после педагогического эксперимента.
№ |
тесты |
Основная группа (ОГ), (n=10) |
Контрольная группа, (КГ) (n=10) |
P |
Различия показателей в ед. |
|
1. |
Тест на гибкость |
М |
14,3±0,75 |
10,25±1,27 |
3,43* |
4,05 |
σ |
7,17 |
4,03 |
||||
2. |
Отжимания в упоре от скамьи |
М |
14,71±1,12 |
11,68±1,02 |
0,81* |
3,03 |
σ |
5,01 |
5,28 |
||||
3. |
Прыжки на скакалке за 30 сек. |
М |
87,41±1,05 |
81,5±2,91 |
1,17* |
5,91 |
σ |
10,61 |
11,37 |
||||
4. |
Бег 2000 м (мин) |
М |
9,67±0,72 |
10,02±1,78 |
0,03* |
0,35 |
σ |
2,51 |
3,32 |
||||
5. |
Прыжок в длину с места |
М |
168,4 ±4,1 |
162,2±2,45 |
0,86* |
6,2 |
σ |
2,34 |
2,15 |
Примечание: * - Р<0,05 t- табл. =0,10
Проведенные исследования выявили различные темпы прироста и характер изменений показателей двигательных возможностей и физической подготовленности школьниц.
Произошло существенное улучшение показателей гибкости, отжимания в упоре от скамьи, прыжки на скакалке за 30 сек, бег 2 км с учетов времени, прыжок в длину с места.
Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что дополнительные физкультурно-оздоровительные занятия необходимы в развитие выносливости в процессе уроков физической культуры. Девушки основной группы отмечали, что школьные уроки физической культуры уже не воспринимаются как «скучные, ненужные». Это создаст возможность для реализации на практике принципа оздоровительной направленности и способствовует гармоничному развитию подростков.
Таким образом, цель занятий девушек основной группы заключалась в формировании положительного настроя на занятия физической культурой в школе и получения оздоровительного эффекта. Поставленная перед нами цель реализовалась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андресян К.Б. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: РГАФК, 1996. 23 с.
Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Академия, 2001. - С. 141-164.
Зубова О.И. Лечебные свойства физической культуры. М., 1990.
Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 1987. 191 с.
Купер Л. Модель физического развития Лесли (Lesley's Fitness nat): Материалы семинара по аэробике. М.: Национальная школа аэробики, 1991.
Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Силовая аэробика: упражнения с экспандером. М.: Тровант; Троицк, 1999. 32 с.
Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: учеб. пособие для студентов ВУЗов / A.M. Максименко. - М.: Типография 4-й филиал Воениздата, 2001. - 320 с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. -543 с.
Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – М.: Спортакадемпресс, 2003. – 303 с.
Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности / Пер. с англ. - К.: Олимпийская литература, 1998. - 502 с.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов, высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М: Академия, 2000. - 480 с.
Хоули Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнесс. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 367 с.