Особенности девиантного поведенеия - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности девиантного поведенеия

Мамутина А.А. 1
1ГБОУ ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их изучение становится особенно актуальным в настоящее время. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление нормативно–нравственной регуляции общественных отношений, – эти и другие негативные факторы в развитии современного общества ставят перед  наукой важную задачу по изучению закономерностей девиантного поведения и его субъектов – девиантной личности (девианта) и асоциальных объединении (криминальных групп, организаций и т.д.).

Исследованию девиаций посвящены многие труды зарубежных ученых: антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; психоаналитические теории 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теория социального научения А. Бандуры.

Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасту.

В отечественной науке под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимают – поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в обществе нормам [2 c. 52].

В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам. При таком подходе важно различать позитивную и негативную девиацию [6 с. 149].

Позитивная девиация – это отклоняющееся поведение, не вызывающее неодобрения у общества (героические поступки, самопожертвование, особое усердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т.д.).

Негативная девиация, наоборот, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения (терроризм, вандализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и т.д.).

Выделяется 3 типа причин девиантного поведения именно подростков: физиологические, психологические и социальные причины.

1) Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела – это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Намеки или упреки окружающих, по поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. 

Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других – нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

2) Возникновение девиантного поведения часто обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний. Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11–13 лет у мальчиков и в 13–15 лет у девочек. На данный же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. При этом целеустремленность и настойчивость в данном возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.

3) Психосоциальные стрессоры семьи это: длительный супружеский конфликт, конфликт между супругами в сфере воспитания, длительный период развода и связанное с ним напряжение, недостаточное использование внешних ресурсов для развития ребенка, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, неадекватный родительский контроль, неустойчивый стиль воспитания, требование жесткой дисциплины от ребенка, потеря значимого для подростка члена семьи, физическая или психическая болезнь одного из членов семьи, включая алкоголизм, наркоманию.

Психосоциальные стрессоры, связанные с обстоятельствами жизни: смена местожительства, пребывание в квартире чужих людей или частая смена людей с разными типами характера, низкий материальный уровень семьи.

Согласно Е. В. Змановской [4 с. 206] можно выделить следующие виды девиантного поведения:

Гиперкинетическое расстройство поведения. Характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду с чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи. Во взаимоотношениях с взрослыми такие подростки не чувствуют дистанции, та же ситуация наблюдается и при общении со сверстниками.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Проявляется в антисоциальном или агрессивном поведение, проявляющемся исключительно во взаимоотношениях с родителями и родственниками. В литературе отмечают такие характерные поступки, как: воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений со сверстниками. Это проявляется отсутствием продуктивного общения с ними, в изолированности от коллектива, отверженности, непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических (чувственных, близких) связей с ровесниками. По отношению к взрослым несоциализированное поведение подростков характеризуют как: жестокое, грубое, особо не доверительное даже по отношению к близким. Явным признаком таких подростков выделяют одиночество. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия.

Социализированное расстройство поведения. Это противоположность вышеуказанной девиации. Отличие в том, что стойкое асоциальное или агрессивное поведение возникает у общительных подростков. Такие подростки описываются как ʼʼзачинщикиʼʼ антисоциального, групповые лидеры. Вместе с тем говорится о тяжёлых внутриличностных конфликтах данных девиантов: «Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги. В одних случаях расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, в других – нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из–за своего здоровья» [4 с. 221].

Делинквентное поведение. Это действие конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Причины такого поведения приводятся в процентном соотношении, к примеру у 30%–80% делинквентных детей – неполная семья, 70% подростков – с серьезными нарушениями характера, 66% – акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией [35].

Аддиктивное поведение. Это ранняя алкоголизация и наркотизация [3 с. 118]. Является подростковым эквивалентом бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. В раннем возрасте это особо опасно, так к примеру, среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками [7 с. 156]. Интересно просмотреть мотивы употребления, так как они отличаются от взрослых – быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической зависимости, а потом и физической зависимости. Появление групповой психической зависимости – угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже – ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.

Девиации сексуального поведения проявляются у подростков как недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. По этой причине легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых – появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности.

Аутодеструктивное поведение – это разновидность девиантного поведения, характеризующаяся поступками, угрожающими развитию и целостности личности субъекта поведения.

Аутодеструктивное поведение может проявляться в различных формах:

суицидальное поведение;

пищевая зависимость;

химическая зависимость – наркомания, токсикомания, алкоголизм;

фанатическое поведение – участие в деструктивных религиозных культах, движении футбольных болельщиков и т. п.;

аутическое поведение;

виктимное поведение («синдром жертвы»);

занятия экстремальными видами спорта;

Аутодеструктивное поведение может формироваться в результате противоречия между знанием о собственной жизни и представлением о смерти, то есть при возникновении когнитивного диссонанса.

Итак, все виды девиантного поведения подростков обусловлены биологическими, социальными, психологическими причинами (либо комбинацией сочетания данных причин), помноженные на специфические причины девиации, обусловленные возрастом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что девиантное поведение имеет сложную природу, которая обуславливается различными факторами.  На формирование данного поведения, оказывает влияние группы сверстников больше, чем влияние особенностей личности. Дезадаптивное поведение, связанно  с окружением и определенным типом ситуаций. Можно отметить то, что поведение, которое взрослые называют отклоняющимся, с позиции самого подростка считается “нормальным”, оно проявляется в игре, приключениях, в желании побывать в необычных ситуациях, а так же испытать рамки дозволенного. Перспективами дальнейшего исследования является разработка и эффективное применение методов психологической коррекции личности подростков с девиантным поведением.

Список литературы:

1) Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е. В. Змановская. – Москва : Издатель­ский центр «Академия», 2003. – 288 с.

2) Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич – Санкт-Петербург : Речь, 2008. – 445 с.

3)http://referatwork.ru/category/tehnologii/view/467955_osobennosti_deviantnogo_povedeniya_podrostkov

Просмотров работы: 5