ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА В СРЕДЕ ВИЗУАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ PENCILCODE - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА В СРЕДЕ ВИЗУАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ PENCILCODE

Ермакова А.Г. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, что способы и средства учебных действий не сообщаются обучающимся в готовом виде – в форме образцов и правил, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов. Одним из примеров применения системно-деятельностного подхода можно считать исследовательскую деятельность.

Формировать исследовательские умение необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности. Во внеурочной деятельности обучающийся вовлечен в исследовательскую деятельность при изучении среды визуального программирования PencilCode, которая позволяет создавать собственные анимированные и интерактивные истории. Кодом можно рисовать, писать музыку и, конечно, создавать игры. А сколько красивой, умной математики можно здесь воспроизвести!

В ходе работы над учебным исследованием возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать доя ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

Среда визуального программирования PencilCode (https://pencilcode.net/) позволяет создавать различные арт-объекты, музыкальные объекты и игры/истории, поскольку в PencilCode три режима: Draw, Jam, Image. Среда бесплатная, с понятным интуитивным интерфейсом, который переключается и работает в двух форматах: визуальные блоки или текстовый редактор. Исполнителем является черепащка, которая визуализирует код.

Исходя из этого, при формировании исследовательских умений учащихся можно использовать следующие виды работы при изучении среды визуального программирования PencilCode:

Учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения. Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. При этом в основе метода лежит отчетливая цель – обеспечить получение опыта творческой деятельности.

П
ример: Задание «Собери пазл». (рис. 1)

Рис. 1.Пример задания.

Это задание рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие. Учащимся дана готовая картинка и коды. Им нужно собрать этот пазл, при этом не запутаться с последовательностью блоков. Задание подходит для учащихся, которые уже выучили блок ART.

Экспресс-исследование. Применение исследовательского метода предполагает постановку проблемной задачи, предложение составить критический анализ кода, провести эксперимент.

Главным условием эффективности этого метода является самостоятельность учащихся на всех этапах исследования, которая заключается в проведении соответствующих познавательных действий: наблюдение и изучение фактов и явлений, выдвижение гипотез, составление плана исследования и его осуществления.

Пример задания – «Экология и Я» (рис 2.)

 

Рис. 2. Пример задания

В данном задании учащимся предлагалось нарисовать с помощью кода цветок и изменив некоторые параметры получить цветок с большим количеством лепестков и другого цвета. Также учащиеся из этих цветов составляли букет.

Метод проектов. Проект предполагает создание образовательных ситуаций, которые:

Сталкивают школьников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися у них представлениями;

Побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки;

Предоставляют возможность исследовать эти предположения;

Предоставляют учащимся возможность представить результаты исследования одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили значимость полученных данных.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность школьников, которая может осуществляться индивидуально, в паре или групп в течение определенного временного промежутка (от одного урока до нескольких).

Мои ученики выполняли задание «Даешь супрематизм» (рис 3.). Учащимся нужно было познакомиться с художниками этого направления, выбрать картину и воспроизвести её с помощью кода. Данное задание помогает учащимся раскрыть свой творческий потенциал, рассмотреть геометрические фигуры с точки зрения построения и раскрывает все исследовательские умения.

Рис. 3. Пример выполнения задания «Даешь супрематизм»

Проекты и исследования, проводимые в школе, являются учебными, их главной целью является развитие личности обучающегося, приобретение им исследовательских умений как универсального способа действия. В ходе исследовательской деятельности развивают логическое и алгоритмическое мышление; обучающиеся получают представление об информационных моделях; овладевают умениями решения учебных задач; учатся применять полученные знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях; происходит формирование и развитие познавательного интереса, самостоятельности, ответственности за результат своей деятельности.

Таким образом, в рамках совместной работы учащегося и учителя формируется новый тип педагогического общения – творческое сотрудничество, которое направлено на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской деятельности и навыков разработки, реализации и публичной презентации обучающимися результатов учебного проекта в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.

Список литературы:

Курс Людмилы Рождественской «Введение в карандашное программирование». . [Электронный ресурс]. – URL: https://sites.google.com/site/pencilcode2016/home

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897)

Годунова Е.А., Рождественская Л.В. Многомерный взгляд на мир, или STEM, STEAM, STREAM – подходы в образовательной практике. [Электронный ресурс]. – URL: https://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=attach&type=blogentry&id=52388

Рождественская Л.В. Карандашное программирование. [Электронный ресурс]. -URL: https://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=attach&type=blogentry&id=52389

Сластенин В.А. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]/ В.А. Сластенин, - М.: «Ось-89», 2006. – 164 с.

Просмотров работы: 14